Тема 5. Воспитание и обучение в России до XIX века

Тема 2. Воспитание и школа народов Древнего Востока и античного общества

1. В каких странах возник такой социальный институт как школа?

2. Кто среди педагогов-философов Древнего Востока первым в истории возвысил человека?

3. Какое воспитание в Античном мире преследовало целью подготовку мужественного воина, члена военной общины?

4. Спартанское воспитание характеризуется:

5. Характерными чертами афинского воспитания являются:

6. Соотнесите названия афинских школ с их воспитательным и образовательным назначением:

А) Мусические школа 1. в них обучались наиболее состоятельные юноши, гдесовершенствовались в гимнастике, шла умственная подготовка;
Б) Палестры 2. двухгодичные военные государственные организации, гдеучили юношей военному делу;
В) Гимнасии 3. давали литературное и музыкальное образование и некоторыенаучные знания;
Г) Эфебии 4. школы пятиборья: бег, прыжки, борьба, плавание, метание диска.

7. Обучением какому искусству занимались софисты?

8. Кто среди философов являлся софистом?

Тема 3. Воспитание и образование в эпоху Средневековья

(V - XVI вв.)

1. В эпоху Средневековья главное место занимало:

2. Эти школы готовили мальчиков быть монахами.

3. Какая из дисциплин не входит в «семь свободных искусств», преподававшихся в монастырских школах?

4. Языком обучения в эпоху Средневековья являлся:

5. Рыцарское воспитание предназначалось для:

6. В каком веке появились первые университеты?

7.В период средневековья получила развитие схоластика. Она стремилась:

8. В XVI-XVII веках основным принципом воспитания в произведениях западных писателей и мыслителей являлся:

9.Основными идеями гуманистического воспитания были:

10. Соотнесите педагогов-просветителей с их произведениями, в которых описали типичную картину воспитания:

А - Франсуа Рабле 1. «Похвала глупости».
Б - Эразм Роттердамский 2. «Золотая книжка... о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».
В - Томмазо Кампанелла 3. «Город Солнца».
Г - Томас Mop 4. «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Тема 4. Образование и педагогическая мысль в Европе до XХ века

1. Соотнесите авторов с названиями трудов:

А) Я.А. Коменский Б) Ж.Ж. Руссо В) Дж.Локк Г) И.Г.Песталоции Д) И.Ф. Гербарт 1. «Мысли о воспитании»; 2. «Лингард и Гертруда»; 3. «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания»; 4. «Великая дидактика»; 5. «Эмиль, или О воспитании».

2. Перечислите дидактические принципы.

1. _________________

2. _________________ и _________________

3. ____________________________________

4. _________________ и _________________

3. Что означает термин «пансофия», употребляемый Я.А. Коменским?

4. Кому из педагогов эпохи Нового времени принадлежит высказывание: «Душа ребенка есть чистый лист бумаги, на котором можно написать все»?

5. Важнейшими чертами, чьей педагогической теории являются демократичность, гуманизм, народность?

6. В чем заслуга Дж. Локка в развитии педагогики?

7. Дополните предложение именем великого педагога.

Благодаря труду «Эмиль, или О воспитании» __________________ в Европе возник огромный интерес к воспитанию.

8. Кому принадлежит высказывание: «Развитие природных задатков ребенка осуществляется путем усложняющихся упражнений»

9. Соотнесите:

А) Д.Дьюи 1. Трудовая школа дает ученику минимум знаний и максимум умений и трудолюбие и соответствующие гражданские убеждения.
Б) В.А. Лай 2. В действии лежит тайна успешного обучения, развитие интереса и внимания ребенка, ведь человек предназначен для деятельности.
В) Г. Кершенштейнер 3. Краеугольным камнем его педагогики является опыт, индивидуальная деятельность человека, импульсивная и инстинктивная.

10. Кому принадлежит высказывание: «Термин «добродетель» выражает всю цель воспитания»?

Тема 5. Воспитание и обучение в России до XIX века

1.Крупнейшее в Европе раннефеодальное государство - Русь возникло на рубеже:

2. Вставьте пропущенное слово.

В Киевском государстве в X-XIII веках при церквах и монастырях учреждались ……… для подготовки ду­ховенства и грамотных людей, необходимых государству.

3. Вставьте пропущенные слова.

Дети простых людей воспитывались в……… Ихучили сельскохозяйственному труду, домашним работам. Детей отдавали к мас­терам учиться какому-либо ………; некоторых обучали………………………….. «мастера грамоты» из духовенства.

4. Исключите неправильные ответы.

В педагогической литературе XI— XIIIвеков содержатся советы по воспитании у детей:

А) благочестия, Д) о почитании родителей и стар­ших,
Б) советы родителям, как обеспечить физический рост и здо­ровье, Е) как обеспечить нравственное и умственное развитие детей,
В) держать их в строгости, Ж) применять в случае непослушания телесные наказания,
Г) воспитывать строго, но и ласково,     З) воспитать глубоко человеческую личность.

5. В оригинальном педагогическом памятнике XII века автор давал детям советы, как жить, призывал их любить родину, защищать ее от врагов, быть деятельными, трудолюбивыми, храбрыми, указывал на необходимость воспитывать в детях мужество, отвагу и в то же время быть гуманными, отзывчивыми к людям, быть защитниками сирот и вдов, не давать сильным губить человека, к старым быть почтительными, к сверстникам - приветливыми.

   
   
   
   

6. Соотнесите стрелками соотвествующие учебные книги (педагогические идеи в памятниках литературы XVI века) и их содержание.

1. «Азбука» (букварь) Ивана Федорова А) Сборник наставлений относитель­но быта, хозяйствования и воспитания детей в семье - который учил, как «в правде жить в кривде не жить», и содержал советы относительно домашнего «устроения». Ряд глав «Домостроя» це­ликом посвящен вопросам воспитания детей. «Домострой» требует воспитания детей в «страхе божиим», выполнения религиозных обрядов, беспрекословного повиновения старшим, говорит о суровой дисциплине, советует применять телес­ные наказания. Но наряду с требованиями строгости и суровости по отношению к детям «Домострой» призывает родителей любить детей, заботиться об их нормальном росте и развитии, требует воспитания в детях мужества, настойчивости, трудолюбия, бережливости, хозяйственности, «вежества» (т. е. вежливого обращения).
2. «Домострой» Б) Эта учебная книга, содержащая усовершенствованную систему обучения грамоте и элементарную грамматику, пронизана гуманными педагогическими идеями, содержит молитвы и религиозные наставления. Даны различные изречения, в которых просит воспитывать детей «в милости, в благоразумии, в кротости, в долготерпении, приемлюще друг друга и прощение дарующе».

7. Школа математических и навигационных наук была открыта в Москве:

8. Соотнесите стрелками соответствующие графы:

Наши рекомендации