Модерн: человек свободный и творческий
Византийское православие подхватила Русь, где оно сохранялось и творчески преумножалось после падения Византии, обусловив впоследствии своеобразие российской науки и образования.
Нараставшая в 14-15 вв. критика схоластики за её рафинированный интеллектуализм и текстоцентризм совпала с общим кризисом католицизма.
Ключевое, с нашей точки зрения, влияние на дальнейшее развитие представлений о человеке и обществе в рамках образования, оказали следующие факторы: 1) антропоцентризм Возрождения, 2) Реформация с её этикой мирской аскезы и индивидуального спасения и вызванные ей религиозные войны, 3) научная революция 17 в. и формирование научной (механистической) картины мира и 4) Просвещение с его идеалами Разума и Свободы. Эти факторы обусловили переход от средневекового социального проекта – Богостроительства, к новому макропроекту – европейскому Модерну. Коротко рассмотрим эти факторы.
4.1. Возрождение принесло с собой две ключевые идеи – это антропоцентризм и вытекающее из него новое, технологическое отношение человека к миру. Разрушение средневековой теоцентричной картины мира трансформировало христианское понимание человека как венца творения в титаническую идею «царя природы». Говоря евангельским языком, человек из виноградаря превратился в хозяина виноградника, могущего, соответственно, устраивать и перестраивать этот «виноградник» по своему желанию и усмотрению. Человек Возрождения – это уже не античный микрокосм, вписанный в порядок вещей, и не поврежденный Образ Божий, стремящийся к обожению. Это Свободный и Разумный титан и творец – Человекобог.
В сфере ценностей Возрождение обусловило сдвиг от примата Истины, как условия Красоты и Добра к примату Красоты, являющейся по определению Истинной и Доброй (рис. 3). Этот ценностный переворот – естественное следствие антропологической эмансипации. Истина – превосходит человека и требует смирения. Истину человек не может создать, он её лишь открывает. Красота же – влечет и восхищает, и, самое главное, Красоту человек может создавать, благодаря имеющимся у него творческим способностям. Создавая её, он ощущает себя Творцом. Именно с этим связана авангардная роль живописи в культуре Ренессанса. Идеальные фигуры Возрождения – это Н. Макиавелли и Леонардо да Винчи.
Средневековая триада ценностей Возрожденческая триада
Рис. 3
4.2. Реформация принесла с собой идею индивидуального деятельного спасения. Человек с Богом один на один, и он должен усердно служить Ему в рамках своей земной деятельности. Аскеза (мирская) и Труд, основанные на разумном понимании истин Священного Писания – вот протестантский путь Спасения. В протестантизме земная практическая деятельность уже не рассматривается как «суетная», но приобретает самостоятельное ценностное измерение. Разум так же освобождается от давления церковного авторитета и становится Свободным в понимании истин Веры.
Реформация принесла с собой идею массового образования. Появляется спроектированная епископом Чешскобратской церкви Я.А. Коменским массовая школа, строящаяся на основе предметной классно-урочной системы и опирающаяся на новое образовательное средство – учебник[15]. Цели Я.А. Коменского носят религиозный характер – школа должна воспитать человека, способного самостоятельно читать и понимать Священное Писание и способного разумно, самостоятельно и ответственно действовать в повседневной жизни. Речь идёт о просвещении масс, стремлении избавить их от обмана и манипуляций (в понимании Я.А. Коменского – со стороны католической церкви). Соответственно, меняется содержание образовательного идеала: богослов, умопостигающий Универсум в поисках Истины, Красоты и Добра, уступает место рассудительному и практичному буржуа, человеку рационального действия, активно преобразующему мир. Литературным идеалом такого Разумного и Деятельного человека следует, видимо, считать Робинзона Крузо.
4.3. Научная революция 17 в. обусловила становление новой механистической картины мира. Вселенная в механике Ньютона рассматривается как сложный часовой механизм. Атомы и состоящие из них физические тела подчиняются действующим на них силам притяжения и отталкивания. Упорядоченность Вселенной достигается благодаря равновесию сил. Этот образ мира в дальнейшем транслировался за пределы физики в социальное и гуманитарное знание. Политэкономия 19 в. рассматривает человека как социальный атом, подверженный действию сил эгоизма (аналог сил отталкивания) и альтруизма (аналог сил притяжения). В обществознании (особенно в политической теории) появляются такие термины, как «сдержки и противовесы», «общественные и политические механизмы», «политические инструменты» и т.п. Заимствование концептуального аппарата естествознания социологией отразилось в виде идеи «социальной физики» О. Конта, а психологей – в идее бихейвиоризма Дж. Уотсона.
Становление и утверждение новоевропейской науки сопровождается интеллектуализацией образа человека. Наиболее явно это проявилось в рационализме Р. Декарта. Его «сogito, ergo sum» («мыслю, следовательно, существую») выражает идею homo ratio (некий предельный вариант homo sapiens). Это представление о человеке легло впоследствии в основу позитивизма 19 в. Эта интеллектуализация образа человека в значительной степени элиминировала все наработки христианской антропологии. Неслучайно во второй половине 19 в. рационализм переживает кризис, вызванный несостоятельностью претензий позитивизма на монополию в понимании общества и человека. Ответом на этот кризис стал триумф иррационализма в концепциях А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и З. Фрейда.
4.4. Просвещение же оказало колоссальное влияние как на антропологию образования, так и на все прочие его элементы. Оно аккумулировало в себе и возрожденческую идею эмансипации человека, и реформаторскую идею имеющего ценностное измерение индивидуального труда, и научную картину мира. Просвещение арктикулировало великий социальный проект Модерн: идею светского государства-нации, построенного на началах Разума, Равенства и Свободы. Социальное и индивидуальное зло было объявлено продуктом неразумного социального устройства и неправильного воспитания. Человек от природы добр (Д. Дидро) или представляет собой tabula rasa – чистый лист (Дж. Локк). Разум и Свобода – вот условия формирования личности и искоренения социального зла.
Европейский Модерн, вызревший в горниле исключительных по своей кровопролитности религиозных войн апеллирует не столько к ценностям (идеальному), сколько к интересам (материально-наличному). Ценности, лежащие в основание этого проекта – это Разум как инструмент и условие достижения блага (благо несут основанные на разуме Прогресс и Наука), Нация как новая форма надрелигиозной идентичности, Свобода как главная ценность и диктатура Права, как гарант индивидуальных прав и ограничитель индивидуального эгоизма. Прочие ценности объявляются частным делом каждого. Политика Модерна – это поле согласования интересов, дискуссии о ценностях по возможности в публичное политическое пространство не выносятся.
Модерн принёс достаточно серьезные изменения в образование. Во-первых, это сама идея Просвещения как массового блага, являющаяся по сути превращенным вариантом евангельской идеи «истина сделает вас свободными» (Ин. 8; 32). Во-вторых, благодаря развитию науки, происходит совмещение «технэ» и «Логоса», что приводит к появлению технологий – научно-практических форм деятельности. Профессиональная подготовка начинает опираться на науку. Новым типом образовательного учреждения становится технологический университет (впервые – l’Ecole Polytechnique во Франции в середине 18 в.). Принцип такого образования лучше всего определил Д.И. Менделеев, писавший, что задача высшего образования научить человека различать и употреблять «конкреты» и «абстракты». «Конкреты» – это то, чем занято рабочее время, те или иные задачи. Образованность же определяется умением размышлять и использовать научные знания для решения задач – работать с «абстрактами». Если нет пространства абстрактов – нет и образования, одна подготовка, навык[16]. Ключевая компетентность здесь – умение применять научный метод и научные знания для решения конкретных задач. В силу быстрого увеличения объёма научных знаний, усложнения их структуры, происходящей параллельно с усложнением экономики и социума, на уровне высшего (в первую очередь естественнонаучного и технического) образования происходил постепенный переход от универсальности к специализации. Появляется новая цель – подготовка специалиста, что позволило повысить глубину и эффективность конкретных знаний и умений. С другой стороны благодаря специализации возник феномен «учёного варварства». Специалист – это «человек, знающий бесконечно много о бесконечно малом» и действующий как «учёный невежда»[17] (Х. Ортега-и-Гассет), переносящий ощущение собственной компетентности за пределы своей узкой специализации.
Вместе с тем образование традиционного университетского типа сохраняет свои позиции, прежде всего, в подготовке политической элиты (дворянства). В его основе классическая гуманитарная парадигма, предполагающая широкую эрудицию и знание языков, умение концептуально мыслить, глубокую историческую, литературную и философскую подготовку. Здесь по-прежнему базовая компетентность – это «убеждение и лидерство», основанные на способности широко и глубоко понимать и интерпретировать действительность, опираясь на весь предшествующий культурный опыт человечества (точнее, на как можно более полное отражение этого опыта в содержании образования). Антропологическим идеалом образования этого типа следует считать джентельмена – представителя аристократии.
Эти три подхода к образованию можно назвать классическими для эпохи Модерна. Образование из блага элитарного превращается в доступное широким слоям массовое благо. Целью образования становится, с одной стороны, воспроизводство гражданина и компетентного специалиста, с другой стороны. Образование вместе с Наукой становятся важнейшими инструментами социального управления и проектирования.