Основные требования к знаниям и умениям учащихся. Учащиеся должны уметь:

Учащиеся должны уметь:

активизировать усвоенные слова конкретного и абстрактного значения через речевую практику;

употреблять слова, близкие и противоположные по смьслу; слова с переносным значением;

практически, в собственной речи правильно использовать грамматические формы слов и отрабатываемые конструкции предложений;

четко, с правильным ударением произносить слова различать звуко-слогового состава;

грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать поддиктовку текст (60—70 слов), включающий изученные орфограммы и знаки препинания в конце предложения;

производить фонетический разбор: делить слова на слоги, oпределять гласные и согласные, выделять ударные и безударные слоги, определять согласные: глухие, и звонкие, твердые и мягкие; определять количество звуков и букв в словах типа весна, коньки;

производить разбор слов (корень, приставка, суффикс, оканчание);

распознавать части речи и их грамматические признаки (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог);

производить элементарный синтаксический разбор предложений по членам: главные члены предложения (подлежащее, сказуемое) и второстепенные, устанавливать связь между словами предложении; вычленять в них словосочетания;

писать изложение текста в 50—60 слов по коллективно составленному плану;

читать сознательно, правильно и выразительно незнакомый текст целыми словами вслух (ориентировочно 70—80 слов в митуту) и про себя (80—100 слов в минуту), определять смысл событий и. поступков героев, выражая к ним свое отношение, пересказывать прочитанное (рассказ, басню, сказку, статью);

самостоятельно развернуть беседу о событиях школьной жизни и на свободную тему с использованием прямой и косвенной речи

составлять устно рассказ по личным наблюдениям, картине, по изучаемой теме с элементами описания и рассуждения;

самостоятельно выбирать и читать детскую книгу в соответствии с темой урока, пользуясь рекомендательным списком или картотекой.

Учащиеся должны знать:

отрабатываемый словарь;

названия членов предложения: главные (подлежашее, сказуемое) и второстепенные (без деления на виды);

названия частей слова (корень, окончание, приставка, суффикс);

названия частей речи (имя существительное, имя прилагатель­ное, глагол, предлог).

V КЛАСС

РАЗВИТИЕ РЕЧИ (102 ч)

Работа над словом

Систематическое обогащение и активизация словаря учащихся.

Закрепление умения образовывать прилагательные с помощью суффиксов и приставок одновременно (бестолковый, безграмот­ный) и сложения слов (сельскохозяйственный, благоприятный, красно-синий); правильное использование их в речи.

Употребление в речи:

полных и кратких форм качественных прилагательных, различ­ных степеней сравнения (будь с ним построже, самый красивый цветок, купить подороже), личных местоимений в косвенных па­дежных формах с преддохами и без предлогов; указательных, опре­делительных, отрицательных и неопределeнныx местоимений и на­речий (этот, тот, сам, каждый, никто, ничто, кто-то, что-то и др.); глаголов неопределенной формы со словами надо, можно, нужно, нельзя, пора, хочу, умею и др.;

слов, придающих другим словам или предложениям различные

мысловые или эмоциональные оттенки (частицы, междометия),

служащих для связи слов и предложении (однако, который, если, хотя);

слов в различных контекстах в прямом и в переносном значении (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).

Выбор сходных и противоположных по значению имен существительных, имен прилагательных и глаголов при самостоятельном составлении редложений. Различение оттенков значений слов в тесте, использование их в речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи, выбор наиболее точного и яркого слова для выражения мысли. Употребление образных сравнений, эпитетов, метафор, фразеологических оборотов при изображении событии, героев, окружающей природы.

Работа над предложением

Предложения с однородными членами, соединяющимися перечислительной интонацией или соединительными союзами.

Практическое использование в речи наиболее употребительных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, выражающих определительные, временные, целевые и другие смысловые отношения.

Закрепление и обобщение грамматических признаков имен существительных: род, число, падеж.

Закрепление практических обобщений в распознавании основных грамматических признаков имен прилагательных. Различение и употребление падежных форм имен прилагательных в единственном и множественном числе.

Закрепление практического умения согласовывать дрилагательные с существительными в падеже, роде и числе.

Практические обобщения основных грамматических закопомерностей, связанных с употреблением личных местоимений в предложении. Грамматическая характеристика местоимений: число, изменение по падежам. Значения личных местоимений.

Практические обобщения основных грамматических закономерностей, связанных с употреблением глаголов и предложении. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени, по родам и числам в прошедшем времени. Роль глаголов в предложении.

Связная речь

Дальнейшее развитие устной речи: ее содержания, последовательности, точности, ясности и выразительности.

Закрепление умения самостоятельно развернуть беседу о событиях школьной жизни н на свободную тему по поводу увидененого на экскурсии или на основе собственных наблюдений, содержания прочитанных книг, просмотренных кино- и диафильмов, телевизионных передач, чтения газеты «Пионерская правда», знаменательных дат, используя отработанную лексику, грамматическую форму и конструкции предложений.

Особенности построения устного ответа по учебному материалу (специфика учебно-деловой речи).

Текст. Определение темы произведения, его частей, заголовка. Составление творческого пересказа с сокращением, расширением, изменением лица и времени прочитанного или прослушанного.

Подробное устное и письменное изложение текста по плануя составленному коллективно и самостоятельно. Сжатое изложение текста. Рассказывание о героях прочитанного (прослушанного или увиденного) произведения. Характеристика поведения персонажей, мотива их поведения. Определить свое и авторское отношение к событиям и персонажам. Составить отзыв, написать заметку в стенгазету. Элементарные рассуждения-доказательства.

Составление и запись небольшого рассказа о случае из жизни, по картинке, по отдельным эпизодам кинофильма, об экскурсиях и наблюдениях.

Устное и письменное описание природы, отдельного предмета, внешнего вида героя, обстановки по плану, по аналогии с прочитанным.

Заучивание наизусть стихотворений, потешек, скороговорок.

Наши рекомендации