Упражнения и игры для развития родного языка

В качестве дополнительного материала представляем дидактические игры -результат коллективного опыта детских садов России, работающих под научным руководством Московского Центра Монтессори.

При выполнении этих упражнений работу следует сопровождать наглядно­стью, желательно, чтобы ребёнок имел в руках или перед глазами конкретные предметы, о которых идёт речь, или муляжи, картинки, фотографии и т.п.

Прямая цель упражнений: развитие речи, её звуковой культуры и грамматиче­ского строя, пополнение пассивного и активного словаря.

Косвенная цель: развитие координации движений, навыков социального по­ведения; развитие внимания, памяти, мышления.

ПРАВИЛЬНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ, ДИКЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ

МУХА

Взрослый отчётливо проговаривает стихотворение и показывает движения, соот­ветствующие стихотворным строкам, ребёнок повторяет:

Летит муха вокруг уха: ж-ж-ж...

Летят осы вокруг носа: с-с-с...

Летит комар вокруг головы: з-з-з...

Сел на лоб.

Мы его - хлоп! - И к уху.

Он там: ш-ш-ш...

Отпустили.

ВЕТЕРОК

Взрослый отчётливо проговаривает стихотворение и показывает движения, соот­
ветствующие стихотворным строкам, ребёнок повторяет:

Веет тёплый ветерок: ш-ш-ш... руки подняли и покачали;

Тучки пригнал: ч-ч-ч... собирающие движения;

Дождик закапал: кап-кап-кап... пальцами потрясли;

Лужа большая - вот такая! показываем величину;

Вышла уточка гулять: кря-кря-кря... «переваливаемся»;

Аза ней курочка: ко-ко-ко... хлопаем крылышками;

Кого курочка зовёт: цып-цып-цып?.. крутим головами - ищем;

Цыплята запищали: пи-пи-пи... показываем цыплят;

Запрыгали лягушки: ква-ква-ква... прыгаем по-лягушачьи;

Пришла коровушка: му-у-у... делаем рожки;

Пришла лошадка: и-и-и-го-го... скачем;

Прибежала собачка: гав-гав-гав... сели по-собачьи;

Все испугались и разбежались. бег.

ОСА

Взрослый отчётливо проговаривает стихотворение и показывает движения, соот­ветствующие стихотворным строкам, ребёнок повторяет:

Са-са-са - вот летит оса.

Сы-сы-сы - не боимся мы осы.

Су-су-су - вы не видели осу? и т. д.

ГДЕ ЗВУК?

Поиск заданного звука в слове. Есть ли он вообще в данном слове?

Более сложное задание для старших детей: определить, где звук находится: в

начале, в середине или в конце слова.

Поиск первого и последнего звука в предложенных словах.

Ещё одно задание: определить, у кого в имени (фамилии) есть данный звук.

САМОВАР, СОБАКА, СУМКА

Поиск слов (предметов, изображений на карточках), начинающихся на одну букву

(звук).

Можно использовать специальный ящик с отделениями, где написаны буквы.

ПОХЛОПАЕМ

На определенный звук хлопнуть в ладоши.

Варианты: узнать в перечисляемых цифрах (цветах и т.д.) определенную цифру

(цвет и т.д.) и хлопнуть в ладоши. Взрослый может сам придумать разнообразные

версии этого упражнения, например, заменить хлопки прыжками или поднятием

руки.

СОРТИРОВКА ПО ЗВУКАМ

Сортировка слов по начальной, конечной, средней букве (звуку). Работа проводится с предметами и картинками.

Можно использовать специальный ящик с отделениями, где написаны буквы.

ПРИДУМЫВАЕМ СЛОВО

еПридумывание слов, в которых есть определенный слог.

• Придумывание слов, близких по звучанию (например, «сон - сом», «дом -

дым», «пушка - сушка» и т.п.) в Придумывание слов, близких не только по звучанию, но и по смыслу

(например, «птичка - синичка»).

ЗАПРЕТНЫЕ СЛОВА, ЦИФРЫ И ДВИЖЕНИЯ

Взрослый сообщает ребёнку, что он не должен реагировать на определённое слово (цифру или, например, команду «руки на пояс»), и затем даёт «запретное» слово, (цифру или команду) в числе нескольких других.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Для работы над речевым дыханием взрослый может использовать традиционные гимнастические упражнения и игры из методической литературы («Пузырь», «Дровосек», «Насос», «Одуванчики» и т.п.).

АКТИВИЗАЦИЯ УСВОЕННОЙ ЛЕКСИКИ

ЧТО БЫВАЕТ КРУГЛОЕ?

Упражнение имеет многообразные варианты.

Что бывает квадратное (низкое, синее, железное, горячее и т. д.)?

Называем по два предмета, один из которых ниже, а другой выше, один из

которых холодный, а другой горячий.

Какой может быть стол? (Круглый, квадратный, кухонный, письменный и т.д.)

Какое бывает стекло (дерево, железо, камень и т.д.)?

Взрослый самостоятельно придумывает дополнительные упражнения по аналогии.

ЧТО ЗА ЧЕМ?

Перечислить, из каких этапов состоит какое-либо действие. Например, «шить» или «варить».

КТО ЭТО ДЕЛАЕТ?

Назвать, что или кто может: летать, свистеть, бежать, плавать, скакать, прыгать, танцевать, петь, кукарекать, выть и т.д.

КОМУ ЭТО НУЖНО?

Кому что нужно: самолет - летчику, швейная машинка - портнихе и т.д. И обрат­ный вопрос: что нужно для работы учителю, моряку, пожарному, врачу, шоферу, ткачу, повару и т.д.

Кто сделал эти предметы: костюм, пирог, дом, машину, сок и т.д. Из чего что сделано? (Например, стол, книга, одежда.)

Усложненный вариант: назвать части целого (предмета). Например, у дерева есть корни, ствол, ветки, листья. А что есть у машины?

КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?

Кто что делает? (Повар - жарит, варит, печет, строитель - ... и т.д.) Что мы делаем с посудой, одеждой, полом?..

КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?

Когда это бывает: на лыжах катаемся; в реке купаемся? Вариант: что бывает (что мы делаем) летом, зимой?

Альтернативные вопросы: рыбы летают или плавают? и т.д.

КРАСКИ

Материал: цветные таблички. Взрослый раздаёт детям таблички. Задание: дети, получившие красную табличку, ассоциируют себя с красными предметами, например: «Я мак, я огонь». Дети, получившие жёлтые таблички, со­ответственно говорят: «Я цыплёнок, а я солнце».

ЗАГАДКИ

Место, где продают лекарства? (Аптека). Сильная метель, снежная буря? (Вьюга). Часть суток от конца дня до начала ночи? (Вечер).

В случае метафорических загадок важно, чтобы отгадавший ребёнок аргументи­ровал свой ответ. Позднее можно предложить детям самостоятельно придумы­вать загадки.

КТО ЭТО?

Ходит, жуёт, мычит ... Летает, клюёт, прыгает ... Ползает, шипит, жалит ...

ЧТО ГДЕ НАХОДИТСЯ?

Сахар - в сахарнице.

Хлеб - в ... (Далее по аналогии: масло, книги, игрушки, соль, сухари и т.д.)

НАЙДИ И ИСПРАВЬ ОШИБКУ

У птицы крылья большие, а у бабочки цветные. Лист клёна резной, а лист рябины зелёный.

* 1

К II) КЫУ1 ЬУДЫТ

- цыплёнком. Зёрнышко - ... Гусеница - ...

СЕМЬИ

1еречислить членов «семей» зверей и птиц (лев, львица, львята; ворон, ворони-<а, воронята).

МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА

Ззрослый предлагает ребёнку сказать, что такое «ручка». (Ручка бывает у челове-<а, у двери, у чашки, ручкой мы пишем и т.д.) Возможны наводящие вопросы.

СИНОНИМЫ

- Я скажу слово «высоко», а ты ответишь «низко». Я скажу: «далеко», а ты - ... . Зозможно использование разных частей речи: наречий «далеко - близко», прила-"ательных «узкий - широкий», существительных «день - ночь», предлогов «над --юд».

ОБОБЩЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ

Ззрослый говорит: «Мебель», а ребёнок называет какой-нибудь предмет мебели. Упражнение выполняется наоборот. Взрослый называет одно или несколько ви-цовых понятий, а ребёнок - родовую категорию.

• Игра «Язнаю пять ...» Взрослый предлагает назвать по пять предметов из ка­
ких-либо родовых категорий. Например, пять профессий, предметов
мебели, одежды, продуктов и т.д. Образец: «Я знаю пять фруктов: это -
апельсин, банан, яблоко, груша, персик. А ты?»

• Игры «Третийлишний», «Четвертыйлишний». Эти игры могут проводиться как
на слух, так и с использованием предметов и картинок. Важно, чтобы ребёнок
обосновал свой ответ, употребив родовое понятие.

• Что изменилось? Ребёнок отвечает по образцу на вопросы типа: была длин­
ная лента, а стала короткая, что изменилось?

• Учитель предлагает назвать одним словом стол и стул; вазу и чашку и т.п. За­
тем обсудить, чем эти предметы отличаются. Дети раскладывают в произ­
вольном порядке несколько наборов карточек для классификации, затем де­
лятся на группы, каждая группа собирает свою категорию на время. Затем
проводится общий контроль с обсуждением правильности выбора. Взрослый
присоединяется к наиболее слабой группе.

е Игра «Я по лесу шла». Игра используется как для расширения и активизации словаря, так и для развития навыков обобщения и классификации. Дети де­лятся на маленькие группы по 2-3 человека. Каждая получает задание, напри­мер, собирать только грибы или только ягоды, или только овощи, только фрукты, только цветы и т.д.

ьИгра «Кто где живёт». Эта игра связана также с космическим воспитанием. На большой карте, находящейся в центре, дети раскладывают картинки с изоб­ражениями животных по климатическим поясам или континентам. Взрослый или старший ребёнок резюмирует: «Это животные Севера {или животные Аф­рики)». Возраст 4,5-6 лет.

Наши рекомендации