Урок уважения индивидуальности другого

Цель помочь детям осознать, что каждая личность индивидуальна и уникальна

Ключевые слова уникальный, друг, дружба, чувство собственного достоинства, оценка, различия

Необходимые материалы: писчая бумага и ручка/карандаш

План Урока

На уроке школьники обсуждают положительные качества уникальных людей. Продвигается идея о том, что нельзя судить человека по его внешности, иногда людей ценят за их различия.

Напишите слово «индивидуальность» на доске и спросите их, что это слово для вас означает. Задайте вопрос: «Что отличает вас от ваших одноклассников?». Изобразите схематично фигуру человека на доске и разделите ее горизонтальными линиями по плечам, по талии. Обсудите каждую часть человека отдельно.

Начните с головы и шеи. Объясните школьникам, что у людей могут быть синие глаза или карие глаза, маленькие уши или большие уши, вьющиеся волосы или прямые волосы, темная кожа, светлая кожа, веснушки, очки, или шляпа, и так далее. Пусть ребята представят уникального человека и опишут его верхнюю часть. Ведущий записывает характеристики уникального человека, которые называют дети напротив этой части.

Обсудите части тела, которые у людей могут отличаться. Объясните школьникам, что люди могут быть худыми или полными, физически развитыми или нет, с хорошей осанкой или сутулыми, и так далее. Поговорите с детьми об одежде, которую могут носить разные люди. Пусть ребята представят уникального человека и опишут его среднюю часть. Ведущий записывает характеристики уникального человека, которые называют дети напротив этой части.

Далее обсудите нижнюю часть тела. Объясните, что у людей могут быть худые или короткие ноги, кривые или прямые. Люди носят штаны, платья, ботинки на высоких каблуках, сапоги, шлепанцы и так далее. Пусть ребята представят уникального человека и опишут его нижнюю часть. Ведущий записывает характеристики уникального человека, которые называют дети напротив этой части.

На следующем этапе работы раздайте детям по листу бумаги, с одной стороны нужно подписать его, а с другой стороны нарисовать голову человека, уникального по представлению каждого ребенка. Во время рисования дети могут использовать те особенности, которые они с одноклассниками создали в первой части урока. Важно чтобы голова человека обязательно имела шею и нарисована была на весь лист. Далее на следующем листе бумаги дети рисуют туловище человека, стараясь подчеркнуть как можно больше особенностей своего уникального человека. Такую же работу необходимо провести с нижней частью тела на третьем листке. Каждый лист должен быть подписан ребенком.

Убедитесь, что все листки подписаны. Затем разложите части тела в три разные коробки (голова, туловище, ноги). Распределите части тела между детьми, чтобы собрать человека (дети не должны получить ту часть тела, которую они рисовали). Пусть ребята склеят части тела между собой и получать нового друга. Новые друзья будут довольно необычно-выглядящими людьми.

Теперь поговорите с детьми о том, что все люди разные, каждый индивидуален, уникален. Внешность человека не зависит от его внутреннего содержания. Каждый человек обладает своими талантами, качествами, способностями, знаниями, умениями и т.д.

После того как ребята вдоволь насмеются над тем как части тела объединились, попросите, чтобы каждый школьник придумал имя своему новому «другу» и рассказал о том, какой он/она (какие особенности этот уникальный человек имеет? какими талантами он обладает? что общего ты имеешь со своим новым другом? чем отличаетесь?).

Элементы тренинга толерантности для подростков по преодолению мигрантофобии

(Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Макарчук А.В., Хухлаев О.Е., Щепина А.И.).

Сценарий тренинга

Цели: ознакомить участников с понятием «толерантность»; показать значимость толерантности как качества личности, важного для построения позитивных отношений между разными людьми и разными группами; стимулировать воображение подростков в поисках собственного понимания толерантности тремя способами: (1) посредством выработки «научного определения», (2) посредством экспрессивной формы, (3) с использованием ассоциативного ряда. Лекция о толерантности. Необходимое время: 10 минут.

Процедура проведения: Ведущий рассказывает участникам о том, что такое «толерантность» и «интолерантность» (или нетерпимость), об их проявлениях и о последствиях нетерпимости.

Разминка

Задачи: создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе; повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы; повышение психологической работоспособности.
Упражнение «Чем мы похожи» необходимое время: 10 минут. Процедура проведения. Участники группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т.д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом по другому признаку. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся в кругу.

Упражнение «Комплименты»

Необходимое время: 10 минут.

Вспомогательные материалы: мяч.

Процедура проведения: Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг другу. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент.

Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч участник бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.

Наши рекомендации