По Типовой образовательной программе дошкольного образования

Лекция № 3

Тема 1.3. Анализ Типовой образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»

ПЛАН

1. Анализ Типовой образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»

2.Сравнительный анализ Типовой образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» и парциальной программы Комаровой Т. С., Куцаковой Л.В., Павловой Л.Ю. «Трудовое воспитание в детском саду».

Вопросы:

1. Проведите сравнительный анализ двух программ по программному содержанию (табл.1).

Таблица 1

«Трудовое воспитание в детском саду» Ко­маро­ва Т. С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. «Типовая образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»
Первая младшая группа
       
Вторая младшая группа
       
Средняя группа
       
Старшая группа
       
Подготовительная группа
       

Задание для самостоятельной работы:

1. Тест «Типовая образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»

Литература:

Ко­маро­ва Т. С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет – М.: Мо­за­ика-Син­тез, 2009. – 125с.

2.От рождения до школы. Типовая образовательная программа дошкольного образования/ сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф., Котова Л.Н., Невольник Н.И., Голяева Т.В., Горбачева Л.В., Липанова Е.И.; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015. – 223с.

Ко­маро­ва Т. С., Куцакова Л.В., павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет – М.: Мо­за­ика-Син­тез, 2009

Прог­рамма

Тру­довое вос­пи­тание в «Прог­рамме» яв­ля­ет­ся обя­затель­ным ком­по­нен­том раз­ви­тия ба­зовых и твор­ческих спо­соб­ностей ре­бен­ка, важ­ней­шим средс­твом фор­ми­рова­ния куль­ту­ры меж­личнос­тных от­но­шений. Ста­вит­ся за­дача пос­те­пен­но­го раз­ви­тия у де­тей (с уче­том воз­рас­тных воз­можнос­тей) ин­те­реса к тру­ду взрос­лых, вос­пи­тания же­лания тру­дить­ся, на­выков эле­мен­тарной тру­довой де­ятель­нос­ти, тру­долю­бия.

Эти за­дачи ре­ша­ют­ся че­рез оз­на­ком­ле­ние де­тей с тру­дом взрос­лых и че­рез не­пос­редс­твен­ное учас­тие де­тей в по­силь­ной тру­довой де­ятель­нос­ти в дет­ском са­ду и до­ма. При этом осо­бо под­черки­ва­ет­ся роль оз­на­ком­ле­ния с об­щес­твен­ной нап­равлен­ностью тру­да, его со­ци­аль­ной зна­чимостью, фор­ми­ру­ет­ся ува­житель­ное от­но­шение к лю­дям тру­да.

В каж­дой груп­пе оп­ре­деле­ны ви­ды и со­дер­жа­ние тру­довой де­ятель­нос­ти де­тей, за­дачи, ко­торые ре­ша­ют­ся в про­цес­се дет­ско­го тру­да.

Ор­га­низуя тру­довую де­ятель­ность, вос­пи­татель обес­пе­чива­ет всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность. Необходимо так организовать труд детей, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, доставлял радость, позволял ощущать себя значимыми и компетентными.

Методические рекомендации

Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.

В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» трудовое воспитание, включая основные его виды – самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе, систематически начинает осуществляться с двух лет (с первой младшей группы).

В процессе любого вида труда должны решаться задачи разностороннего воспитания и развития ребенка: умственного, физического, нравственного и эстетического. Об этом следует помнить воспитателю при организации трудовой деятельности детей.

Постепенно от группы к группе задачи трудового воспитания усложняются и расширяются. Начиная со второй младшей группы, в разделе «Труд в природе» выделяется подраздел «Работа в уголке природы», а в старшей группе как самостоятельный вид труда вводится ручной труд.

В разных видах трудовой деятельности дети овладевают способами действий с разнообразными орудиями, что, по мнению педагогов и психологов, способствует умственному, нравственному и физическому развитию дошкольников. У них развивается мелкая мускулатура рук, формируются ручные умения, совершенствуется координация движения рук и глаз. Вырабатывается умение действовать точно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, проявлять терпение и настойчивость в достижении результата.

Хорошо выполненная работа вызывает у детей ощущение удовлетворенности от того, что они сами могут сделать что-то нужное, полезное.

Цель методических рекомендаций – помочь воспитателю систематически, последовательно и эффективно осуществлять трудовое воспитание, используя для этого разнообразные формы, методы и приемы.

Осуществляя руководство трудовой деятельностью детей, воспитатели должны:

• подчеркивать общественную значимость труда;

• следить за тем, чтобы все виды труда и их содержание соответствовали возрастным возможностям детей;

• формировать навыки и умения правильного использования инструментов и орудий труда;

• строго соблюдать нормы нагрузки, выполняемой детьми, не допускать их перегрузки и переутомления;

• постепенно расширять самостоятельность детей;

• создавать благоприятную психологическую атмосферу, формировать у детей доброжелательное отношение ко всем участникам трудовой деятельности, стремление помочь друг другу;

• направлять внимание и усилия детей на качественное выполнение трудовых действий;

• помнить об эстетической организации обстановки, в которой осуществляется труд, оборудования и материалов.

Основными методами и приемами трудового воспитания являются объяснения и показ воспитателем способов выполнения трудовых действий, приемов использования материалов и орудий. Объяснение воспитателя должно раскрывать детям цель и значимость труда. Важными методами являются игровые ситуации, игровые приемы, поощрение, использование поэтических текстов, потешек, песен.

Тест

по Типовой образовательной программе дошкольного образования

«От рождения до школы»

1.В каком разделе программы рассматриваются вопросы трудового воспитания детей дошкольного возраста?

Раздел программы_______________________________________________________

Образовательная область __________________________________________________

Подраздел____________________________________________________________

2.Раскрой основные цели и задачи трудового воспитания согласно Типовой образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы?»

____________________________________________________________________________

3.Какие виды труда организуют в детском саду с дошкольниками?

____________________________

4. С какой возрастной группы начинается воспитание культурно-гигиенических навыков?

5. В чем заключается самообслуживание в первой младшей группе?

____________

6. В какой возрастной группе приучают детей наводить порядок в игрушках?

____

7. С какой группы начинаются дежурства по столовой: (помогать накрывать стол к обеду: раскладывать ложки, расставлять хлебницы (без хлеба), тарелки, чашки). ____

8. В какой возрастной группе детей учат правильно пользоваться столовыми

приборами (вилкой, ножом)?

____

9. В какой группе дети уже могут самостоятельно протирать и мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки?

____

10. В какой возрастной группе дети приучаются самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий рисованием, лепкой, аппликацией (мыть баночки, кисти, протирать стол и т. д.)

____

11.С какого возраста рекомендуется знакомить детей с трудом взрослых?

____

12.В какой возрастной группе учат детей пользоваться вилкой?

___________________________________________________________________

13.Чем по содержанию самообслуживание в старшей группе отличается от подготовительной?

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

14. В какой группе формируются навыки учебной деятельности (умение внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному им плану, а также самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности).

_____

15. Можно ли во 2 мл.группе детям самостоятельно поливать цветы, кормить рыб и животных?

______

16. Какого вида труда нет в 1 мл.группе?

_______

17. В какой группе рекомендуется привлекать детей к посильной работе на огороде и в цветнике (посев семян, полив, сбор урожая)?

__________

18. В какой группе развивается умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, оказывать друг другу помощь?

______

19. В какой возрастной группе детей учат пользоваться расческой и носовым платком?

______

20. Чем отличается содержание общественно-полезного труда в старшей группе от подготовительной?

________________________________________________________________________________________________

Наши рекомендации