Как помочь ребенку заговорить
Как нужно себя вести взрослым, чтобы стимулировать речевое развитие ребенка?
1. Много говорить, используя простые понятные предложения.
2. Говорить с ребенком медленнее и громче, чем обычно говорите со взрослыми
3. Говорить с ребенком преувеличенно эмоционально (ребенок интонацию и выражение лица «считывает» гораздо лучше, чем смысл слов).
4. Говорить о том, что происходит здесь и сейчас: «Ой! Снег пошел!». Использовать все ситуации, которые возникают естественным путем.
5. Сопровождать речь жестами: «Смотри, собачка!» (показать пальцем).
6. Использовать «детскую» и «взрослую речь»: «Смотри, собачка! Аф-аф!». При этом не «сюсюкать», искажая звуки, говорить просто, но правильно.
7. Следовать за инициативой ребенка. Говорить о том, на что ребенок смотрит или о том, что он взял в руки.
8. Стараться привлекать внимание ребенка к своему лицу, смотреть в глаза (приседать, наклоняться к ребенку)
9. Повторять за ребенком – то есть имитировать все звуки или действия, которые производит ребенок, чтобы вовлечь его в игру по очереди. У ребенка от природы развита способность к имитации.
10. Повторять звуки, которые сказал ребенок, а затем добавлять нормальное слово, которое подходит в этой ситуации: Ты сказал а-а-а! Молодец! Машинка! Ты хочешь машинку?
11. Обращаться к ребенку, задавать ребенку вопросы (так, как будто он уже может ответить словами). После каждого вопроса делать намеренную паузу не менее 3 секунд. Во время паузы смотреть ребенку в глаза и выражением лица показывать, что вы ждете ответа (брови подняты, вопросительное выражение лица).
12. Использовать альтернативные вопросы. Например, вместо: Ты будешь есть? – спросить: Ты будешь суп или салат? В качестве ответа может быть указательный жест (если тарелки с супом и салатом на столе), затем слово (тарелок с едой не видно).
13. Пока не появились слова, которые ребенок произносит сам, избегать инструкций типа: «Скажи!», «Попроси!». Вместо этого давать образец высказывания и делать паузу, стимулируя ребенка повторить этот образец. Например, ребенок кричит, потому что хочет получить мяч. Вы берете в руки мяч (не отдаете сразу), смотрите ребенку в глаза, четко говорите: «Дай!» или «Дай мяч!». Делаете паузу 3 секунды. Если ребенок во время паузы попытался сказать «дай» – хвалите и отдаете мяч. Если не попытался сказать – отдаете мяч и повторяете весь процесс при следующей удобной ситуации.
14. Комментировать все, что происходит: «Я беру яблоко, мою его и кладу на тарелку …. Женя ест яблоко – ам, ам.
15. «Озвучивать» все действия ребенка, как бы говорить за него. Говорить не только о действиях, но и о настроении, чувствах. «Жене весело? Да?»
16. Придумывать «ритуалы» - события, которые происходят каждый день в определенной последовательности. Для ребенка важно заранее знать, что будет происходить дальше. Например, стучать в дверь, перед тем, как войти в ванную комнату «Тук-тук». «Будить» стол, когда сидишь за столом: «Тук-тук». Или говорить всем игрушкам «Пока-пока» и махать рукой, перед тем, как лечь спать и т.д. Таких ритуалов должно быть много. Избыток новой информации вызывает у ребенка стресс и тормозит развитие речи.
17. Читать много раз одни и те же стихи и сказки, делая паузы 3 секунды в конце каждой строки:
Муха по полю ….. пошла
Муха денежку ….. нашла
18. Как можно чаще использовать ритм: двигаться под музыку, петь, хлопать в ладоши.
19. Совмещать ритмичные действия и чтение ритмичных стихов. Например, качать ребенка на качелях и читать стихи Чуковского.
19. Стимулировать вестибулярную систему ребенка: качели, карусели, качать на фитболе, крутить в офисном кресле, подбрасывать ребенка на коленях «По кочкам, по кочкам…», чаще ходить на детскую площадку.
Как дома стимулировать развитие речи, если ребенок вообще не говорит?
Для развития речи дома не нужны специальные занятия. Развивать речь нужно во время еды, одевания, купания, прогулок, игр и других обычных, ежедневных видов деятельности. Это самый эффективный способ.
При нормальном речевом развитии до появления речи ребенок уже «разговаривает» со взрослым с помощью жестов, взглядов, криков, звуков. Так он усваивает структуру диалога – «скелет» общения, который потом обрастает речью. Если этот этап не пройден, дальнейшее развитие речи нарушается.
У ребенка должна быть потребность учиться говорить и совершенствовать средства общения.
Для этого необходимы определенные условия.
1. Желание ребенка общаться со взрослым
2. Желание взрослого общаться с ребенком
3. Ситуации, когда взрослый доброжелательно реагирует на инициативы ребенка, но иногда не понимает (или делает вид, что не понимает), что именно ребенок просит.
Необходимо, чтобы мозг ребенка установил связи между звуками, жестами и изменениями в окружающем мире (показал пальцем на конфету – получил конфету. Когда этот этап пройден: показал пальцем на конфету – мама не поняла, не получил конфету, показал пальцем и сказал «ка» – получил конфету. Следующий этап: сказал «ка» - мама не поняла. Сказал: «кафеа» - получил конфету).
Желаемое поведение ребенка нужно поощрять, нежелательное игнорировать. Тогда будет закрепляться «правильное» поведение. Если ребенок всегда получает конфету, когда устраивает истерику, у него не возникнет потребность просить конфету с помощью жеста или слова.