V. Самостоятельная работа.

I. Организация класса.

II. Беседа по теме урока.

Беседа строится на «путешествии в прошлое», то есть начинается с лубочной росписи VII в, с чего началась народная живопись, и до современного декоративно-прикладного искусства.

Учащихся знакомят с расписными прялками ХVIII в., городецкой росписью, хохломской, палехской и т. д.

Раскрывается особая выразительность образов народных мастеров, необычность и самобытность каждой росписи. Сравниваются работы народных умельцев и находится общность во всех расписных работах.

Знакомство с творчеством художников миниатюрной живописи из Палеха, декоративной росписи Гжели, Хохломы и др. помогает углубить представления учащихся о прекрасном в искусстве и действительности.

Недаром произведения мастеров народного декоративного искусства привлекают к себе сегодня такое пристальное внимание. Они широко экспонируются на отечественных и зарубежных выставках, украшают дома наших современников, внося в них подлинно национальное своеобразие.

В живописном повествовании мастера стремятся детально разработать содержание сказки, чтобы образы были характерными, действия были понятны. Это хорошо просматривается в работах мастеров Палеха.

Творческие работы учащихся должны быть декоративно выразительны, отражать понимание разницы декоративного изображения предмета и реальности; цвет радости, яркий, нарядный.

III. Самостоятельная работа.

Выполнить роспись разделочной доски «под Палех» или «под Городец» (варианты росписи учащиеся выбирают самостоятельно), выявить характерные цветовые сочетания, сюжеты и приемы выбранной росписи.

Для облегчения работы учащимся можно использовать трафареты для росписи. (См. Приложение.)

IV. Викторина «Народно-декоративное искусство».

– Как вы думаете, где могли люди в старину увидеть множество разнообразного товара?

НА ЯРМАРКЕ

Флаг поднят. Ярмарка открыта.

Народом площадь вся покрыта...

Вся деревенская краса

Вот так и мечется в глаза!

Из лавок, хитрая приманка,

Высматривают кушаки,

И разноцветные платки,

И разноцветная серпянка,

Тут груды чашек и горшков,

Корчаг, бочонков, кувшинов;

Там – лыки, ведра и ушаты,

Лотки, подойники, лопаты...

И. С. Никитин

Сейчас мы с вами и пройдемся по ярмарке, узнаем, какую же посуду предлагают торговцы.

Работа ведется с иллюстрациями из книг, открытками, фотографиями и др.

Вот и первая лавка. Чем же торгуют в ней? Посмотрите, какие расписные коробейки-сундучки.

– Как эта роспись называется? (Лубочная.)

– Почему лубочная? (Коробки и сундучки делались из луба.)

– Что изображают мастера на лубяных коробейках и сундучках?

– Вот другая лавка. В ней продают уже деревянные сундуки, кованные железом.

– Что изображают народные художники на этих сундуках?

А вот третья лавка. В ней продают расписные колыбельки и прялки.

– Какие сюжеты из жизни взяты для их росписи?

Вот торговец продает деревянную посуду – расписную, золотую.

– Как называется эта роспись? (Хохлома.)

– Почему ее называют золотая хохлома?

А в этой лавке продают керамическую посуду необыкновенной красоты, элегантно-изысканную, сочетающую белый и синий цвет.

– Где делают эту удивительную посуду? Как называется эта роспись? (Гжель.)

Этот торговец продает разделочные доски, шкатулки, хлебницы, расписанные изображениями животных, птиц, розанами и купавками.

– Как эту роспись называют в народном искусстве?

Посмотрите, в этой лавке сказка ожила. Посмотрите на эти шкатулки. Узнаете вы сказки, изображенные на них?

– Какие сказки здесь ожили? (Учитель показывает открытки шкатулок из Палеха.)

– В каком местечке расписывают эти чудо-шкатулки? (Палех.)

Удивительная миниатюрная живопись Палеха дарит светлую радость человеку. Работы выполнены с удивительной тонкостью и четкостью рисунка.

Мы с вами побывали на ярмарке удивительных вещей.

Еще раз внимательно просмотрите все иллюстрации и открытки и обратите внимание, как веками оттачивалось народное мастерство. Все сюжеты для росписи этих вещей взяты из жизни и быта народа. И народные художники старались изобразить этот быт красочным, нарядным, приносящим радость человеку.

V. Самостоятельная работа.

Сейчас вы закончите свои работы. Постарайтесь, чтобы они были красочными, яркими, приносящими радость.

VI. Итог уроков.

Анализ и оценка работ.

Билет 17,вопрос 1

Метод обучения — это совокупность приемов деятельности учителя, направленных на овладение школьниками системы знаний, умений и навыков. В трудовом обучении используются как универсальные методы, которые применяются в процессе преподавания всех школьных дисциплин, так и специфические, которые свойственны только урокам труда. Традиционно по способам передачи учебной информации методы обучения делятся на три группы:

1. Методы словесной передачи и слухового восприятия учебной информации (словесные методы).

2. Методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (наглядные методы).

3. Методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий и тактильного кинестетического (через прикосновение и движение) восприятия (практические методы).

Из группы словесных методов в трудовом обучении чаще всего используются объяснение, беседа и рассказ учителя. Как правило, словесные методы применяются в сочетании с наглядными и практическими.

Объяснение — это краткое доказательное и последовательное изложение учебного материала. На уроке трудового обучения объяснение используется при изучении технических сведений, технологии изготовления изделий, а также при обосновании правил техники безопасности. Для большей убедительности объяснение часто сочетается с показом трудовых действий учителем, с демонстрацией различных наглядных пособий, с пробными действиями учащихся.

Рассказ — это повествовательное изложение учебного материала. Рассказ в отличие от объяснения характеризуется большей образностью и эмоциональностью. К данному методу чаще всего прибегают, когда необходимо указать на значимость и пользу сообщаемых сведений. Рассказ может сочетаться с другими словесными методами: объяснением и беседой, а также с наглядными и практическими методами.

Беседа— это совместное обсуждение учебного материала учителем и учащимися. Этот метод используют, когда изучаемый материал частично знаком детям и они могут высказаться по теме, предлагаемой педагогом для обсуждения. К любой беседе учитель готовит вопросы заранее, продумывает ее ход и завершение. Преимуществом такого вопросно-ответного метода обучения является наличие быстрой обратной связи между участниками педагогического процесса. Кроме того, ученикам в этом случае отводится активная роль, они приучаются свободно и аргументированно высказывать свои мысли. В зависимости от цели и содержания беседа может быть вступительная, обобщающая, объяснительная или эвристическая.

Билет 17,вопрос 2

Работа с "маленьким учителем".

Более широкие возможности для развития общения учащихся между собой открываются в тех случаях, когда урок ведет "маленький учитель". Он становится центральной фигурой на уроке: дает задания, следит за работой учащихся, оценивает их деятельность, принимает от них отчет; а учитель оказывается как бы в стороне. Но совершенно очевидно, что именно учитель руководит и направляет деятельность всех учеников в классе, но уже не непосредственно, а через "маленького учителя".

Билет 17,вопрос 3

Оборудование кабинета:

1. Необходимое наличие кабинета ИЗО (можно объединить с предметом «Черчение»).

2. Желательное наличие в кабинете препараторской; водопровода.

3. Доска неметаллическая трехстворчатая, чтобы можно было закрыть заранее приготовленный наглядный материал (на доску можно повесить штору нейтрального цвета).

4. Парты специальные или обыкновенные (со специальным приспособлением для рисования: к листу толстой фанеры размером 40×35см прибивается брус).

5. Шкафы и стеклянные витрины для хранения наглядных и дидактических пособий.

6. Технические средства обучения (магнитофон, диапроектор и т.д.)

Методический фонд учителя:

1. Наличие государственных типовых программ по ИЗО и календарно-тематического плана, составленного на основе одной из типовых программ.

2. Учебно-методический комплект по программе (хотя бы для учителя).

3. Методические разработки уроков.

4. Библиотека, включающая литературу психолого-педагогической, методической, искусствоведческой направленности.

5. Учебные наглядно-методические плакаты и таблицы по основным разделам предмета (фабричные и выполненные учителем).

6. Художественные произведения и репродукции по творчеству выдающихся отечественных художников, скульпторов, архитекторов (А.Венецианов, А.Иванов, В.Перов, П.Федотов, А.Воронихин, А.Захаров, В.Баженов, И.Крамской, В.Васнецов, И.Билибин, М.Врубель, И.Репин, В.Суриков, А.Саврасов, В.Серов, И.Шишкин, И.Левитан, В.Поленов, М.Нестеров, К.Юон, Б.Кустодиев, А.Пластов, Ю.Пименов, А.Дейнека, А.Корин, Б.Неменский, Е.Чарушин, Ю.Васнецов, С.Коненков, В.Мухина, М.Аникушин, Е.Кибрик и др.).

7. Художественные произведения и репродукции по творчеству классических и современных зарубежных художников (С.Боттичелли, С.Рафаэль, Леонардо да Винчи, Б.Микеланджело, Х.Рембрандт, Ф.Гойя, Э.Делакруа, Ж.-Б.Шарден, К.Моне, В.Ван-Гог, О.Ренуар, Э.Дега, П.Сезанн, А.Матисс, Р.Кент, Д.Сикейрос, Р.Гуттузо, П.Пикассо и др.).

8. Коллекции произведений изобразительного искусства в художественных музеях и галереях России (Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и др.) и других стран (Лувр, Дрезденская галерея, Прадо, Метрополитен и др.).

9. Изделия декоративно-прикладного искусства России (Дымка, Хохлома, Городец, Гжель, Жостово, Павловский Посад, Палех и другие промыслы русских областей и национальных республик).

10. Экранные пособия (комплект кинофильмов, диафильмов и диапозитивов по предмету).

11. Фонотека.

12. Образцы работ (выполненные учителем и учащимися) по темам уроков.

13. Натюрмортный фонд: натурные объекты (драпировки, кувшины, чайники, вазы, модели геометрических тел из гипса или из дерева, муляжи фруктов, овощей, булок, цветы, листья деревьев и т.п.), натурные столики для натурных постановок (3-4 шт.) со специальными светильниками к ним.

14. Раздаточные материалы для учащихся – гербарий, наборы открыток с репродукциями работ художников.

15. Принадлежности для учителя и учащихся: указка, материалы для показа педагогического рисунка, различные материалы и инструменты в соответствии с типовой программой, баночки (пластмассовые) для воды и инструментов на парты и т.д.

Билет 18, вопрос 1

Олигофренопедагогика, как и любая область педагогической науки, включает в себя тесно связанные между собой части: дидактику (теорию обучения), теорию воспитания и школоведение. Дидактика включает в себя проблемы обучения и подготовки к социально-трудовой адаптации детей с отклонениями в развитии.

Дидактика решает следующие задачи:
— Кого и зачем учить?
— Чему учить?
— Как учить?

На все эти вопросы необходимо ответить с точки зрения особенностей детей-олигофренов. Согласно классической теории олигофренопедагогики, обучение детей с отклонениями в интеллектуальном развитии сводится к сообщению учащимся определенной суммы общеобразовательных знаний, навыков и умений для подготовки их к самостоятельной жизни и соответствующему возможностям труду. Но это определение не учитывает особенностей личности — личность соединяет в себе соматическую структуру, тип нервной системы, познавательные, волевые и эмоциональные процессы, потребности и направленность, которые проявляются в поступках, переживаниях, суждениях и действиях. Это определение, относится и к ребенку с отклонениями в развитии, за одним исключением: биологический дефект развития детей-олигофренов делает личность таких детей еще более неповторимой, в сравнении с нормально развивающимся ребенком. Следовательно, помимо привития умственно отсталым детям навыков, умений и знаний, необходимо обратить внимание на их социальное и психическое развитие, приспособиться к особенностям личности каждого такого ребенка.

Билет 18,вопрос 2

Текстильные изделия

Пряжа. Пряжей называется длинномерный материал, получаемый способом прядения, то есть скручивания волокон. Пряжа может быть однородной и смешанной. Как уже было отмечено, натуральные волокна имеют небольшую длину и на прядильные комбинаты поступают в кипах. Они спутаны, смяты, имеют примеси. Там их очищают, расчёсывают, волокна выпрямляются, ложатся в одном направлении. Таким способом получают ровницу. Затем ровницу вытягивают, скручивают. Полученную пряжу наматывают на патроны или шпульки. Процесс получения пряжи называется прядением. Прядение - это создание из волокнистой массы пряжи (нитей) путём скручивания между собой волокон. Прядение осуществляется на прядильных фабриках.

Пряжа определяется по исходному сырью: шерстяная, хлопчатобумажная, льняная или смешанная, полученная из различных волокон. Её окрашивают в различные цвета, пряжа без отделки называется суровой, из смеси цветных волокон - меланжевой.

В начальных классах пряжу применяют для изготовления различных поделок, например плетения, игрушек из клубков

Нитки. Промышленность выпускает хлопчатобумажные, льняные, шёлковые и синтетические швейные нитки. Для работы с младшими школьниками используют различные виды ниток: швейные, мулине, ирис, кроше, льняные и др. по назначению нитки делятся на швейные, вышивальные, вязальные, штопальные.

Швейные нитки бывают различной толщины. Толщине ниток соответствует определённый номер. Различается сортность ниток: экстра, прима, специальные, особо прочные. Самые толстые - № 10, тонкие - № 80. Эти нитки младшие школьники используют для пришивания пуговиц, кнопок, крючков, петель, соединения деталей тканей и других целей.

Хлопчатобумажные швейные нитки состоят из нескольких сложений пряжи. Таких сложений может быть 2, 3 и более. Перед круткой нитки смачивают, так получается гладкая поверхность. Следует обратить внимание на то, в какую сторону закручены нитки: в правую или в левую, если конец держать к себе. Обычно хлопчатобумажные швейные нитки скручены в левую сторону, по часовой стрелке.

Шёлковые нитки получают из шёлка-сырца способом двойного кручения. Сначала скручивают несколько элементарных нитей в одну сторону, потом готовые крутки - в противоположную. Широко используются синтетические, капроновые, лавсановые нитки. Объёмные синтетические нитки и пряжу можно использовать для изготовления различных сувениров. Ирис, мулине применяют для вышивания, подготовке различных поделок, меток на одежде и т.д. в последние годы ассортимент ниток и хлопчатобумажной пряжи значительно обогатился, появились новые виды.

Выпускают нитки в различных упаковках: катушках, патронах, мотках, клубках, бобинах. Сортность, номер ниток, количество сложений, длина в упаковке или вес указаны на этикетке

Билет 18,вопрос 3

Тема: «Рисунок – основа изобразительного творчества »

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

- создать условия для ознакомления с линейным рисунком и линией как основными средствами выразительности;

- формирование навыков работы с линией в процессе создания художественного образа;

- содействовать развитию умения сравнивать, сопоставлять, созерцать репродукции картин художников; развитию фантазии, образного мышления, познавательного интереса;

- воспитывать эстетический вкус.

Художественно-творческие задачи: выполнить рисунок букета, составленного из сухих травинок, веток, стеблей растений, колосков, разнообразными графическими материалами. В художественном образе передать характер при помощи линий.

Методы: практический (упражнение), словесный (беседа), наглядный.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: рисунки разных видов, созданные разными материалами, учебный рисунок, наброски и зарисовки мастеров репродукции картин художников: Леонардо да Винчи «Автопортрет», М. Врубель «Автопортрет», В. Серов «Портрет балерины Красавиной», таблица «Линия – как средство выражения», сухие ветки, стебли, колоски.

Ход урока:

I. Организационный этап

II. Проверка усвоения темы прошлого урока

Прослушивание сообщений и рассматривание подобранного иллюстративного материала поисковых групп, которые работали по темам: виды изобразительного искусства, разнообразие графических материалов, основные средства выразительности графических рисунков.

Подведение итогов работы поисковых групп, ответы на вопросы:

- С какими видами искусства познакомились?

- Как определить, к какому виду искусства относится произведение?

- Какие средства выразительности использует художник-график? (Линия, пятно, тон, штрих)

- Какие материалы могут помочь художнику-графику в работе?

III. Подготовка к изучению нового материала

Индивидуальная работа. Выполнение задания на развитие психических процессов (фантазии, образного мышления). Упражнение «Неоконченный рисунок». Ученикам предлагается какая-либо геометрическая фигура (круг, квадрат, треугольник и т.д.). Их задача: из этой фигуры путём добавления различных линий создать разные образы или предметы. Cообщение цели данного упражнения: развитие фантазии и образного мышления. Чем больше образов создал ученик, тем лучше у него развита фантазия и образное мышление.

Подведение итогов выполнения упражнения. Сколько образов создали? Какие это образы? Кому и над чем было трудно работать? Какой образ получился наиболее интересным? К какому виду изобразительного искусства можно отнести вашу работу? Какое графическое средство выразительности помогло её выполнить?

Вывод: рисунки, созданные вами, называются линейными рисунками. Основным средством выразительности линейного рисунка является линия.

IV Изучение нового материала

1. Беседа по зрительному ряду: М. Врубель «Автопортрет», В. Серов «Портрет балерины Красавиной», Леонардо да Винчи «Автопортрет».

- Рассмотреть репродукции картин, ответить на вопрос: что изображено, как изображено? Что общего в этих картинах? (художники добиваются выразительности образа при помощи линии, штриха) Что можно передать линией? (линия передаёт не только характер и настроение, но и форму, пропорцию, конструкцию, пространство).

Вывод: рисунок может быть и самостоятельным произведением искусства. В рисунке, как и в произведении живописи, художник изображает людей, передаёт их чувства и настроение. Только в рисунке художник добивается выразительности не красками, а сочетанием разнообразных линий, штрихов.

2. Работа с таблицей «Линия - как средство выразительности»

- Какую характеристику вы можете дать каждой из этих линий? (Тонкая, изысканная, кружевная, колючая, злая, нежная, бархатная)

- Что позволяет нам достичь такого разнообразия линии? (Использование различных графических материалов)

3. Фронтальная практическая работа

Задание по ознакомлению с графическим материалом и техникой его использования. Учитель у доски комментирует выполнение задания, учащиеся – в альбомах.

- Выполнить разнообразные по характеру линии, используя простой карандаш, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, цветные ручки.

- Изобразить, меняя угол наклона, линии различной толщины с нажимом на карандаш и без нажима.

- Охарактеризовать каждую линию.

Вывод: характер линии зависит от выбора графического материала, от силы нажатия, от того, какой частью карандаша, мелка рисуем.

V. Проверка первичного усвоения

1. Работа с наглядным материалом (сухие ветки, стебли, колоски).

- С какой линией можно сравнить травинку, ветку дерева, колосок, стебель цветка?

2. Индивидуальная самостоятельная работа.

Задание по ознакомлению с графическим материалом и техникой его использования. Выполнить рисунок букета, составленного из сухих травинок, веток, стеблей растений, колосков, разнообразными графическими материалами. Художественный образ создать при помощи линий.

VI. Итог урока

Самооценка учащихся работы на уроке

VII. Рефлексия

- Выразите линией своё настроение.

Билет 19,вопрос 1


К словесным методам и приемам обученияотносятся беседа, указания воспитателя в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа.
Занятия по изобразительной деятельности, как правило, начинаются с беседы воспитателя с детьми. Цель беседы — вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию. Особенно велика роль беседы на тех занятиях, где дети будут выполнять работу на основе представления (по собственному замыслу или на тему, данную воспитателем), не пользуясь наглядными пособиями.
Беседа должна быть краткой, но содержательной и эмоциональной. Педагог главным образом обращает внимание на то, что будет иметь значение для дальнейшей работы, т. е. на конструктивное цветовое и композиционное решение рисунка, лепки и т. д. Если впечатления детей были богаты и они владеют нужными умениями для их передачи, такой беседы бывает достаточно для выполнения задания без дополнительных приемов.
Для уточнения представлений детей по теме или ознакомления их с новыми приемами изображения воспитатель в процессе беседы или после нее показывает нужный предмет или картину, а перед началом выполнения задания детьми демонстрирует прием работы. Беседа как метод обучения применяется главным образом в работе с детьми 4—7 лет. В младших группах беседа используется в тех случаях, когда необходимо напомнить детям предмет, который они будут изображать, или разъяснить новые приемы работы. В этих случаях беседа используется как прием, помогающий детям лучше понять цель и задачи изображения.
Беседа и как метод, и как прием должна быть краткой и длиться не более 3—5 минут, чтобы представления и эмоции детей оживились, а творческое настроение не угасло.
Таким образом, правильно организованная беседа будет содействовать лучшему выполнению задания детьми. Художественный образ, воплощенный в слове (стихотворение, рассказ, загадка и т. д.), обладает своеобразной наглядностью. В нем заключено то характерное, типичное, что свойственно данному явлению и выделяет его среди других.
Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения. С этой целью художественное слово может быть использовано не только на занятиях по иллюстрированию произведений литературы, но и при изображении предметов после их восприятия.
Во всех возрастных группах можно начать занятие с загадки, которая вызовет в сознании детей яркий образ предмета, например: «Хвост с узорами, сапоги со шпорами...» В загадке отмечаются некоторые детали формы — красивый хвост, шпоры и повадка петуха, которые выделяют его среди других птиц.
С целью оживления в памяти детей ранее воспринятых образов предметов можно использовать короткие стихотворения и отрывки из художественных произведений.
В некоторых случаях словесный образ сопровождает показ натуры или приемов изображения.
При рисовании или лепке на темы литературных произведений применение других приемов обучения в начале занятия нецелесообразно, так как они могут помешать работе воображения. Картина или натура свяжут ребенка определенной изобразительной формой, словесный образ потускнеет.
Воспитателю следует серьезно подойти к подбору художественных произведений и отрывков из них для иллюстрирования. Словесный образ должен включать изобразительные моменты, показывать те черты предмета, которые связаны с его зрительным восприятием (цвет, форма, положение). Например, при иллюстрировании стихотворения Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» почти у всех ребят получились хорошие работы, так как в этом произведении автор ярко описал внешний вид зверьков, их позы. Такие зримые образы помогают ребенку конкретно передать их. Художественный литературный образ вызывает работу не только воспроизводящего воображения, но и творческого.
Даже если словесный образ очень конкретен и ярок, ребенку надо многое додумать и представить: обстановку, расположение, детали и многое другое.
Указания воспитателя обязательно сопровождают все наглядные приемы, но могут использоваться и как самостоятельный прием обучения. Это зависит от возраста детей и от задач, стоящих на данном занятии. Обычно воспитатель делает указания в связи с разъяснением поставленных учебных задач.
При обучении детей младшего дошкольного возраста чисто словесные указания применяются редко. У детей еще слишком мал опыт и недостаточно изобразительных умений, чтобы понять без участия чувственных анализаторов объяснение воспитателя. Только в том случае, если у детей есть прочно закрепившиеся навыки, воспитатель может не сопровождать наглядный показ действием.
В сознании детей 5—6 лет слово вызывает воспоминание о нужном приеме и о том, какое действие при его употреблении надо произвести. Указания воспитателя могут быть обращены как ко всей группе, так и к отдельным детям.
Для всех детей указания обычно даются в начале занятия. Их цель — объяснить тему работы и приемы ее выполнения. Такие указания должны быть очень краткими, четкими и ясными. Для проверки того, как ребята поняли объяснение, воспитатель в средней и старшей группах может спросить кого-нибудь из них о последовательности и приемах выполнения работы. Такое словесное повторение задания способствует лучшему осознанию детьми своих действий. В младшей группе после объяснения и показа воспитателю следует напомнить, с чего надо начинать работу.
После того как все ребята приступили к работе воспитателю не следует спешить с индивидуальными указаниями и помощью. Надо определить, кто в данный момент нуждается в помощи, кто не начал работу или начал ее неправильно. С этими детьми воспитатель выясняет причины непонимания задания и повторяет свое объяснение, показывает некоторые приемы работы.
Не всем детям нужны индивидуальные указания. Некоторые самостоятельно обдумывают, намечают изображение карандашом на листе, поэтому в дополнительных пояснениях не нуждаются. Указания в начале занятия нужны нерешительным, застенчивым детям, неуверенным в своих силах. Их надо убедить, что работа непременно получится.
Однако не следует всегда предупреждать трудности, встающие перед детьми. Некоторым из них можно отказать в дополнительных разъяснениях, если педагог уверен, что они самостоятельно могут решить задачу, им только не хватает терпения и настойчивости. Кроме того, для воспитания творческой активности важно, чтобы ребенок сталкивался с трудностями и учился их преодолевать.
Форма указаний не может быть одинаковой для всех детей. Для одних необходим поощряющий тон, вызывающий интерес к работе и уверенность в своих силах. К самоуверенным детям следует предъявлять больше требовательности.
Указания педагога не должны быть прямой диктовкой детям, как изображать предмет в том или ином случае. Они должны заставить ребенка думать, мыслить. При указании на ошибку надо обращать внимание ребенка на нарушение смысла, логики в изображении: «Платье на девочке словно рваное» (плохо заштриховано), «Деревья падают» (неумело расположены), «Человек такой большой, что не сможет войти в домик». При этом не следует разъяснять, как исправить ошибку, пусть ребенок сам подумает над этим. Замечания должны делаться в доброжелательном тоне, чтобы дети чувствовали интерес воспитателя к их работе.
Индивидуальные укавания не должны привлекать внимание всех детей, поэтому их следует делать негромким голосом. Указания всем детям в процессе занятия даются в том случае, если многие ошибаются. Тогда воспитатель предлагает всем прервать работу и выслушать его объяснение. К таким перерывам следует прибегать только в случае крайней необходимости, так как это нарушает творческий процесс.

Билет 19,вопрос 2

Существенную роль в труде играет кинестетическая ориентировка, осуществляемая с помощью кожных и суставно-мышечных рецепторов. Кинестетическая ориентировка у младших школьников формируется при работе с бумагой и картоном, тканью, глиной и пластилином, природными материалами, имеющим различные структуры поверхности. Кинестетические ощущения развиваются у детей в процессе определения характера поверхности материалов, их пластичности, твердости, вязкости и др.

Билет 19,вопрос 3

Вид деятельности: тематическое рисование.

Цели: учить выделять главное в пейзаже, определять изменение цвета и различать цветовой тон; продолжить ознакомление с произведениями изобразительного искусства; изучить основы воздушной перспективы; развивать умение эмоционально воспринимать образ природы, воспитывать наблюдательность и бережное отношение к природе; совершенствовать навыки рисования в цвете.

Оборудование: для учителя – белый лист бумаги, краски, кисти; для учащихся – художественные принадлежности для рисования красками.

Зрительный ряд: репродукции картин А. Саврасова «Радуга»;
И. Левитана «Вечерний звон», «Летний вечер. Околица»; И. Айвазовского «Девятый вал»; И. Шишкина «Дубовая роща», «Сосны, освещенные солнцем».

Ход уроков

I. Организация класса.

Наши рекомендации