Не переставайте образовывать себя.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Методология научного творчества.

Сущность понятий методология, наука, творчество

Сначала, как рекомендовал знаменитый философ Вольтер, надо договориться о понятиях, Что есть методология, что есть наука, что есть творчество?

Что есть методология

Методология научного творчества состоит, прежде всего, в овладении искусством творческого системного мышления, поиске и выявлении объективных закономерностей развития, принятии рациональных решений на основе комплекса научных знаний из разных областей науки и техники путем синтеза теоретических и экспериментальных исследований и представления конечного результата в обобщенной или конкретной формах.

Результатом научного творчества может быть, например, определение (открытие, формирование) нового принципа (законы, закономерности или их обоснование, доказательства), а также решение конкретной задачи (проблемы).

В соответствии с предложенным определением методологии научного творчества построено и данное учебное пособие, которое состоит из трех частей: первый посвящен развитию системного творческого мышления, а вторая и третья – приложениям его к решению отдельных проблем, в том числе к изобретательской, научной и образовательной деятельности.

В первой части представлен системный алгоритм творческого мышления (САТМ).

Во второй части рассматриваются разнообразные примеры применения методологии научного творчества в области строительства. Эти примеры учат не меньше, чем теоремы.

В третьей части научного творчества представлены в виде практикума:

· выбор и обоснование темы научного исследования (диссертации);

· умение действовать и принимать решения в условиях неопределенности и нестандартных ситуаций;

· воспитание творческой личности;

· умение вести научные дискуссии и др.

Что есть творчество

Удивительный факт поразил меня после знакомства со многими книгами, посвящёнными творчеству: в них нет ясного определения понятия «творчество». Парадокс! Читатели не могут однозначно понять авторов различных книг... Уместно вспомнить высказывание Вольтера; «прежде чем говорить, договоримся о терминах».

«В творчестве мы привыкли видеть загадочное сочетание таланта и чего-то неуловимого» (Эдуард де Боно).

«Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно−исторической уникальностью» (Энциклопедический словарь). Определения творчества имеются в журнале «Альма − матер».

Системного, достаточно полного, целостного определения творчества автору найти не удалось (даже в учебниках по педагогике).

К сожалению, нет ни одного вузовского учебника, обучающего творчеству. В настоящее время, по мнению автора, назрела потребность в научном определении творчества как процесса. Осуществима реальная возможность такого обобщения как практической методологии.

Возможно, что к такому обобщающему единству в этом сложнейшем явлении жизни человека и не надо стремиться, если изначально условно подразделить творчество на такие два вида:

- первый - чувственное, эмоциональное, интуитивное творчество, происходящее спонтанно (по наитию), бессознательно (без участия сознания и разума);

- второй - рациональное творчество, основанное главным образом на мышлении, сознании.

Естественно, что такое деление условно, между этими видами нет перегородок и возможны комбинации и взаимопроникновение. Но такое деление позволяет допустить приемлемость многих существующих определений творчества для первого вида и их недостаток для второго.

Здесь рассматривается рациональное творчество, которое, по мнению автора, имеет место в научной, изобретательской, инженерной, педагогической, военной и другой поисковой деятельности.

Предлагается определение: рациональное творчество - это активный, целеустремлённый созидательный многоцикловый процесс поиска и достижения эффективного решения (результата) определённой проблемы, базирующейся на концепции (взаимоувязанной триаде):

- системный (функционально - структурный) подход;

- законы развития и функционирования систем;

- многообразные методы принятия решений.

Предложенная формулировка творчества обладает полнотой и имеет активную сознательную действенную направленность, которая позволила использовать её не только в научной и практической деятельности автора, но и в учебном образовательном процессе для студентов, естественно, с развитым методическим обеспечением и конкретизацией [Абовский, Н.П. творчество: системный подход - законы развития - принятие решений. – Красноярск: Стройиздат. М.: Синтег, 1998]. Схема алгоритма творческого процесса (САТМ) приводится в главе 1 данного учебного пособия.

3. Что есть наука?

Наука − сфера человеческой деятельности, функциями которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, получение новых знаний, раскрывающих научную картину мира.

Цель науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Для науки характерно диалектическое сочетание процессов ее дифференциации и интеграции, развитие прикладных и фундаментальных исследований. Так, например, управление конструкциями, в том числе автоматическое, – новое направление науки. Сейчас создается новое научное направление – формообразование строительных конструкций, синтезирующее ряд более узких научных специализаций.

Открытие -новоенаучное достижение в процессе познания природы и общества, вносящие коренные изменения в уровень познания.

Изобретение - новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области человеческой деятельности.

Рационализация -усовершенствование, более целесообразное решение.

Эпохальными вехами в истории науки служат, например, законы механики, созданные Ньютоном, неэвклидова геометрия Лобачевского, периодическая система Менделеева, теория относительности Эйнштейна, открытие атомной энергетики, освоение космоса, компьютерные и нанотехнологии и многое другое.

Отметим научные разработки Красноярской школы механики и процессов управления:

· формулировка полной системы вариационных принципов теории упругости и теории оболочек и ее применение для вариационно-разностных методов расчета и разработки новых пространственных конструкций;

· приоритетные разработки управляемых конструкций, в том числе автоматически управляемых, подтвержденные многими патентами;

· применение нейросетевой технологии к строительным конструкциям, в том числе разработка нейроуправляемых конструкций и методы нейропрогнозирования;

· разработки конструктивной сейсмобезопасности и сейсмозащитных устройств;

· конструкции фундаментов, зданий и сооружений (опор трубопроводов) для строительства в сложных грунтовых условиях и сейсмичности;

· разработка системного алгоритма творческого мышления (САТМ), его применение для решения изобретательских задач.

Как начинающему включиться в областях научных разработок? У некоторых это получается спонтанно, интуитивно, как естественное стремление к познанию и удовлетворению собственного интереса, но есть и такие, кто включается в творческий процесс (см. гл. 2,3 данного учебного пособия).

К читателю

Не переставайте образовывать себя.

Академик Н. А Доллежаль.

«Между «знать» и «понимать» имеется

существенное различие…только понимание делает знание активным и творческим, а формальное знание– само по себе, без подлинного понимания, – стоит недорого.

Профессор Я. Г. Пановко

Это учебное пособие, кто желает сознательно анализировать свои действия (решения) и стремится постоянно образовывать себя, стремится к совершенству и научному творчеству.

Простое энциклопедическое накопление знаний и эрудиция не могут иметь ничего общего с творческим мышлением, познанием нового. Знать еще не значит понимать. Надо научиться объединять эти две волшебные составляющие в единый творческий процесс. Даже прочитав (изучив) Большую энциклопедию, творческой личностью не станешь. Знание, примененное не в должном месте или не в нужный момент оказывается ложным, приносящим не пользу, а вред.

Только творческий подход позволяет найти и применить знания для решения проблемы. Поэтому надо не просто накапливать знания после окончания одного или нескольких вузов. Учиться и переучиваться, образовывать себя надо всю жизнь. Такова сейчас эпоха стремительного прогресса. Прежде всего надо научиться учиться, стать творческой личностью, познать законы развития, взаимосвязь явлений и событий и овладеть ими.

Казалось бы, что проще? Рассматривать проблему (явление) во взаимосвязи ее сторон (элементов), выстраивать цельную систему с учетом окружающих факторов, понять ее функционирование и конечные цели (результаты) и на этой основе принимать творческое решение. Или думать «с конца»: что надо изменить (или учесть), чтобы существующее положение привело к желаемому результату. Но весьма часто такой подход оказывается психологически труднодоступным для тех, для кого образование представилось как бессистемное нагромождение фактов, забивающих творческое восприятие, а самоанализ и самовоспитание развиты недостаточно. Это учебное пособие делает попытку открыть дорогу к овладению системным подходом – практической диалектикой, если это сам захочет читатель.

Надо поверить в свои изначально заложенные творческие силы и избавиться от заблуждения, что, например, «умные» машины (компьютеры) «выдадут» прекрасные решения, что в них надо только вставить исходные данные. В настоящее время все резче звучит, например, предостережение о том, что применение кем либо составленных компьютерных программ без понимания их сущности и предпосылок часто приводит к ошибочным решениям, в которые слепо верят пользователи. И вся, казалось бы, исследовательская (или инженерная) задача превращается в гигантский обман с негативными последствиями.

Можно приводить много разных примеров того, что надо учиться, учиться творчески. Но неоспоримы, к сожалению, факты, что вузовские инженерные программы, составленные по государственным стандартам, на образование не нацелены. Проблема обучения творческому мышлению в нашем высшем (и не только высшем) образовании разработана недостаточно и не стимулируется.

Есть достаточно тонкий слой энтузиастов педагогов, который по своей инициативе учит творчеству. Понятно, что это не надуманная проблема, а явление времени, особенно сейчас, когда в Российской Федерации происходит перестройка («ломка») высшего образования на зарубежный манер. При этом главным образом меняется структура образования (причем административными методами), а не содержание образования (чему и как учить).

Чтобы образование отвечало современным требованиям развития науки и техники, не только студентам, но и педагогам необходимо постоянно повышать свои знания, быть на передовых рубежах. Содержание обучения должно быть открытым и анализироваться вместе со студентами. Педагоги обязаны отметить, а студенты имеют право знать, чего нет в учебных планах, чтобы, столкнувшись в жизни с такими проблемами они не растерялись. В этом ряду следующие проблемы:

· умение искать, ставить задачу и находить нетрадиционные решения в соответствующих условиях, когда стандартные приемы нерациональны;

· принимать решения в условиях некоторой неопределенности;

· знания и умение анализировать и прогнозировать;

· применение новых технологий;

· поиск активных способов управления конструкциями и системами и др.

Мощным средством для решения этих проблем является творческий подход, умение думать.

Многие разделяют позицию, которая обоснована на страницах журнала «Aльма матер» в 2006 г. известным ученым философом, писателем и гуманистом А. А. Зиновьевым, который много лет работал в ведущих университетах Америки и Германии:

· «… теперь России навязывают систему образования, которую даже умные американцы считают катастрофической!»;

· «… курс на снижение интеллектуального уровня страны и идеологическое оболванивание населения применительно к новым условиям»;

· «… я полностью согласен с теми, кто считает, что у России остается пока одна возможность исторического выживания: образование, при полноценном функционировании которого страна еще может сохраниться в качестве исторически значимого явления».

С этих позиций книги, нацеленные на развитие качественного творческого образования, на активизацию инженерной исследовательской мысли обучающихся, имеют не только образовательное педагогическое, но и социальное значение для повышения интеллектуального уровня нашего общества.

Отметим, что для удобства пользователя учебного пособия библиографический список размещен согласно разделам (частям, семинарским занятиям…), т. е. в концентрированном виде применительно к каждой изучаемой теме. Цитаты и аргументация (рассуждения) в тексте книги снабжены конкретными ссылками на источник, в других местах даны белее расширенные ссылки на литературу, способствующие расширению кругозора читателя (как дополнительная литература).

Автор выносит огромную благодарность своим коллегам и друзьям за внимание к проблемам творчества в образовании и науки. Мы часто, к сожалению, не одариваем должным образом благородный труд своих помощников. Так пусть эти слова благодарности украсят их жизнь и принесут им радость и удовлетворение.

Наши рекомендации