Этюды на музыкальный момент

Разоблачение

Лег пораньше спать. Завтра мой день рождения. Но приходит сестра, и я встаю, тихо приоткрываю дверь. Сестра раздевается, а в углу новая гитара— подарок! Сестра проходит в другую комна­ту, потом в кухню. Тихо вхожу в комнату, где сестра спрятала ги­тару. Нигде не видно. Открываю шкаф — есть! Беру, развертываю подарок, настраиваю, пробую играть, потом снова убираю гитару и возвращаюсь к себе в постель. Входит сестра с гитарой и кладет ее возле меня.

Провокация

В общежитии. Занимаюсь. За стеной соседка упражняется на фортепиано. Дико фальшивит. Может быть, нарочно. Стучу в стену и напеваю верную мелодию.

Соседка не согласна — продолжает играть неправильно. Это наш старый спор. Повторяю процедуру. Соседка стоит на своем. Начинаю искать ноты. Убеждаюсь, что прав. Собираюсь идти к ней, но вспоминаю о задании. Сажусь заниматься. Соседка продол­жает играть неправильно. Хватаю ноты и иду к ней.

Победа

Я — дрессировщица пантер. Репетирую номер, но Пока не полу­чается. Багира сегодня не в духе. В другом зале кто-то включил транзистор, музыка успокаивает пантеру, заставляет войти в ритм. Номер налаживается.

Состязание

Через стенку слышно, как соседка, убирая в комнате, поет. Тог­да с другой стороны вторая соседка включает приемник. Первая усиливает пение, вторая — звук приемника... Я не выдерживаю и начинаю нарочито громко играть на рояле — музыка и пение за стеной прекращаются.

Исцеление

Прихожу домой с зубной болью. Готовлю компресс, ложусь. Боль не проходит. Выше этажом кто-то начинает ритмично бара­банить металлическим предметом по батарее. Это заставляет меня взять метлу и постучать в потолок. Удары не прекращаются. Стучу по батарее, бесполезно. Может быть, слабо стучу? Выбираю пред­меты потяжелее, увлекшись, начинаю тоже выстукивать ритмы. На­конец звуки наверху смолкли. Перестал болеть зуб.

Солидарность

Я нахожусь в одной из воинских частей. Летняя ночь. Мне надо уйти в самовольную отлучку, так как меня ждет девушка. Стены высоки. Выйти за пределы части можно только через «КПП», где дежурит дневальный.

Я прошу его пропустить меня, но он не соглашается. Пытаюсь разжалобить, подкупить его, но он непреклонен, так как уже отси­дел на гауптвахте за сочувствие. Я вспомнил, что он очень любит гитару и песни. Возвращаюсь в казарму, беру гитару, подхожу к дверям «КПП» и начинаю петь песню о часовом и девушке. Бла­годарный дневальный забирает у меня гитару и отпускает в само­вольную.

Дебют

Итак, я полотер. Первый рабочий день начинаю в старинной квартире. Огромная комната, на стенах картины, шкафы с книга­ми и какими-то непонятными безделушками, вазы, посуда. Чувст­вую какое-то раздражение. Вдруг за стеной раздаются звуки роя­ля. «Хозяйка играет! Вот бездельники!» Раздражаясь, начинаю все быстрее натирать пол. Незаметно вхожу в темп музыки: «раз, два, три... раз, два три...» Вроде, как вальс. Я танцую сам с собой н увлекаюсь все больше: раз, два, три, раз, два три... А!!! Со стола сбиваю вазу... Звон на всю квартиру... Музыка прекратилась. Сюда идет хозяйка... Бежать!

Эксперимент

Вечер. Только что ушли гости. Надо отнести посуду на кухню, чтобы не ворчала мама. Несу. Посуда звенит. Надо поправить фу­жер. Вот так. Опять звенит. А если поставить так? Звенит. Что это? Дили, дили, дили... «Корневильские колокола». А если подпрыги­вать? Настоящая музыка! Ой, разбил фужеры... Скорее скрыть сле­ды преступления. Мама мне этого не простит.

Несостоявшаяся запись

Я случайно стер фондовую запись пения соловья, необходимую для оформления спектакля. (По профессии я — техник звукозапи­си). Приношу на студию соловья в клетке, купленного мной на птичьем базаре. Приспосабливаю магнитофон и сам начинаю «по­свистывать соловьем», приглашая тем самым натурального соловья на запись. В любую минуту я готов к записи (держу палец на кноп­ке). Но соловей не поет. Наверное, он голоден. Вытаскиваю его из клетки, ищу, чем бы накормить. Соловей вырывается из рук и мгно­венно выпархивает в открытое окно. Подбегаю к окну и вижу: он сел на ветку шелковицы. Отхожу от окна и буквально через несколь­ко секунд слышу пение моего соловья. Но писать я уже не могу: мешают уличные шумы.

Глава

ЭТЮДЫ ПО РЕПРОДУКЦИИ

Насилие

(И. Репин. «Портрет старика»)

В деревню приехал фотограф снимать деревенский пейзаж, быт, людей. Он видит, как вдоль огорода какой-то пожилой мужчина плетет плетень. Подходит к нему и просит, что бы тот попозировал. Старик неохотно соглашается, но все позы, которые он принимает по просьбе фотографа, получаются неестественными. Тогда он от­казывается от позирования и продолжает свое дело. Фотограф сни­мает его, благодарит и уходит.

Досрочно

(А. Пластов. «Весна»)

Когда мы возвращались с гуляния, Вере стало совсем плохо. Я уложил ее в кровать и вызвал врача. Звонок. Открываю дверь. Входит врач. Провожаю его в комнату к жене. Меня он туда не пу­скает. Пытаюсь отвлечься, ищу какое-нибудь занятие: ставлю гре­ться чайник, накрываю на стол... Не помогает. Поняв, что отвлечь­ся ничем не смогу, подхожу к двери в ее комнату и прислушиваюсь. Ничего нельзя понять. Но вот открывается дверь и выходит врач. Жену надо срочно везти в роддом.

Преображение

(А. Марке. «Набережная Сены»)

Просыпаюсь, звонит будильник, за окном хмуро, в комнате хо­лодно. Встаю. Пол холодный. Одеваюсь. Иду умываться. Вода так­же холодная. Возвращаюсь в комнату и вижу, что дома напротив кз серых стали розовыми, крыши — золотистыми, асфальт сирене­вый, от фонарных столбов легли синие тени. На несколько мгнове­ний показалось солнце. Как красиво. Может, успею! Делаю набро­сок на листе бумаги. Хватаю стакан и бегу в ванную за водой для красок. Возвращаюсь в комнату, но снова все стало тусклым, се­рым. Солнце спряталось совсем.

Профессионал

(К. Петров-Водкин. «Натюрморт»)

Я — фотограф. Мне надо сделать рекламу. Достаю из стола б рюмочек, бутылку коньяка и 3 лимона. Расставляю все это на сто­ле, коньяк разливаю по рюмочкам. Начинаю устанавливать свет. Замечаю, что некоторые предметы затемняются. Начинаю пере­ставлять рюмки. Одну выпиваю. Установив свет, ставлю на место фотоаппарат. Свет приходится опять чуть-чуть подправить. Пере­ставляю подсветки, передвигаю снова рюмочки, бутылку. Выпиваю еще одну, потом еще. Отходя от стола, роняю подсветку, приходит­ся свет устанавливать заново. Выпиваю еще одну рюмку. Наконец, все налажено, но в рюмки нечего налить. Снимаю так — пустую бу­тылку и рюмки. Готово!.. Оказывается, забыл зарядить пластину.

Воскрешение

(А. Тулуз-Лотрек. «Сидящая Ша Ю-као»)

В антракте обессиленные клоуны лежат в своей уборной. Один из них находит под кушеткой полузасохший цветок. Наливает воду в бутылку и ставит туда цветок. Тогда другой начинает собирать воображаемый букет. Завязывается игра. Появляются воображае­мые ваза, стол, скатерть, огромное блюдо с поросенком, шампан­ское, начинается банкет. Один закуривает воображаемую сигару, другой — начинает пускать воображаемые мыльные пузыри. Самым большим пузырем клоуны начинают играть в волейбол. В разгаре игры один из них сбивает со стола бутылку с цветком. Иллюзия пропала, но усталости как не бывало. А1ожно снова на арену!

Выбор

(М. Нестеров. «Портрет Павлова»)

Лето. Вечер. Маленькая больница в селе. В операционной —> больной, попавший в катастрофу. Я жду из города опытного врача. Я, молодой хирург, сам боюсь делать операцию. Входит фельдшер. Он говорит, что ждать уже становится опасным. Тогда я начинаю готовиться к операции.

Находка

(А. Рублев. «Троица»)

Я — художник. Рисую этюды. Вдруг начался дождь. Вижу не­большую заброшенную церквушку. Забегаю под навес. Дождь все идет. Замечаю разбитое окно. Влезаю внутрь церкви, ставлю у стенки мольберт. Оглядываюсь. Полупустой зал. По стенке иду вглубь. Зажигаю спичку. Замечаю на стене следы краски. Иду дальше. Уперся в другую стенку. Зажигаю еще одну спичку... и за­мираю от неожиданности: на меня со стены смотрят большие про­долговатые глаза. Бросаюсь к стене. Пристально рассматриваю. Это древняя икона. И, видимо, очень редкая. Не веря своим глазам., еще раз зажигаю спичку. Теперь о находке надо сообщить в здеш­ний музей. Забираю мольберт. Дождь почти кончился. Вылезаю через окно и ухожу.

«ПЕРВЫЙ РАЗ В ЖИЗНИ»

Риск

Я — канатоходец и сегодня впервые репетирую новый опасный трюк. В руках у меня два факела, на голове чаша с огнем, но глав­ная сложность номера в том, что я репетирую без страховки. Я от­цепил лонжи и сделал первые шаги по проволоке. Вернулся. Нет, надо пробовать. Решаюсь. Пошел! Получилось! В первый раз по­лучилось! Надо пробовать еще и еще.

Рубикон

Утро. Никого нет. Я должен преодолеть страх и прыгнуть с трам­плина. Раздеваюсь. Захожу на трамплин, смотрю вниз. Размахи­ваюсь, спускаюсь по лесенке к воде, обливаюсь и опять поднима­юсь на трамплин. Разбегаюсь, останавливаюсь. Подхожу к краю, зажмуриваюсь. Опять отхожу. Если со счета 5 не прыгну — значит, я безвольный, трусливый человек! 1... 2... 3... 4... бегу, прыгаю. Вы­нырнул. Выплываю к берегу. Еще раз разбегаюсь. Прыгаю, выплы­ваю, одеваюсь и ухожу.

Первая попытка

Мне очень хочется научиться грести. Беру лодку напрокат. При­ладил весла в уключины и отталкиваюсь от берега. Весла все вре­мя сбиваются, и я кручусь на одном месте. В довершение всего ви­жу, что лодка протекает: вода заметно наполняет ее. Вычерпываю воду консервной банкой, хочу заткнуть течь, но не могу отыскать ее. Приходится спешно править к берегу.

Крещение

Студент за кулисами ждет выхода на сцену, сегодня ввод в его первый спектакль. Подходит многоопытный артист и, так как за ку­лисами больше никого нет, начинает рассказывать студенту анек­дот, который сам только что услышал.

Рассказав половину, извиняется: его выход. Возвратясь, он до­сказывает анекдот. Студент, польщенный таким вниманием, стара­тельно смеется. В этот момент артист спрашивает: «Кстати, это не тебя вызывал режиссер?» Студент в ужасе ждет выговора от ре­жиссера.

Фиаско

Приехал вчера в деревню к родственникам. Хочу чем-нибудь им помочь. Вижу пустые ведра, беру веревку и иду к колодцу.

Привязываю ведро к веревке, спускаю его в колодец. Долго не могу зачерпнуть воду. Наконец это удалось. Цепляю веревку к ва­лу и начинаю вертеть его. Все получается как надо! Когда ведро появляется на поверхности, отпускаю ручку ворота, протягиваю ру­ку к ведру, но оно летит вниз, ручка начинает вертеться, бьет меня по голове, я падаю. Поднимаюсь, ощупываю голову. Огромная шишка и ссадина. Пробую снова поднять ведро, но обнаруживаю, что веревка оборвалась и ворот пуст. Беру второе ведро и плетусь домой просить прощения и помощи.

Подражание

В школе двух мальчишек поймали за курением. Прихожу до­мой, никого нет. Ищу папиросы, хочу тоже попробовать.

Вспоминаю, что папиросы лежат на буфете, ставлю стул, иначе не достать. Достаю папиросы, иду за спичками. Пытаюсь прикурить. Но не умею. Боюсь огня. Наконец получается, правда, кашляю. Ин­тересно, как я выгляжу. Приношу зеркало. Красуюсь, вспоминая, как это делают в кино или просто старшие.

Пробую затянуться. Дым лезет через горло в нос. Преодолеваю неприятные ощущения. На лестнице хлопнула дверь лифта. Зна­чит, кто-то идет домой. Пытаюсь погасить папиросу. Прячу короб­ку с папиросами на шкаф и падаю со стула.

Больно ушибся. Хватаю зеркало и убегаю в другую комнату.

Глава

«МОЛЧА ВДВОЕМ»

Поединок

Пляж. Человек бросает в воду камешки. Подходит второй. Де­лать ему нечего. Наконец занятие нашлось. Он присоединяется к бросающему. Возникает соревнование. Оно становится все острей и острей. Конкуренты, делая вид, что не обращают внимание друг на друга, стараются забросить камень как можно дальше. Первый явно проигрывает, но уходит с видом победителя.

Передержка

Последний автобус. Двое сидят друг перед другом. Она ловит взгляд юноши, но он застенчиво отводит глаза. Завязывается мол­чаливый диалог. Оба едут из театра, полны впечатлений. Хочется поделиться, но завязать знакомство не так просто. Наконец девуш­ка роняет платок, парень его поднимает, их руки встречаются. Они уже сидят рядом, но заговорить так и не решаются. Вскоре она вы­ходит из автобуса, а знакомство так и не состоялось.

Диалог

Живу я в старом доме с очень узким двором. Напротив моего окна окно девушки. Она недавно вселилась в дом, и мы до сих пор не познакомились.

Солнечный, весенний день. Часов одиннадцать. Я вернулся с удачно и быстро прошедшего экзамена. Настроение прекрасное, и как-то сама собой вспомнилась эта девушка. Распахиваю штору и вижу, что она сидит у открытого окна и занимается. Я раскрываю окно и смотрю на нее, удивляясь своей смелости. Она не видит ме­ня. Слишком углубилась в книги.

Сегодня я не настроен отступать. Беру зеркальце и навожу на нее зайчик. Она отрывается от книг. Понимает, в чем дело, и не­вольно улыбается. Но нельзя же вот так прямо и познакомиться. Девушка снова углубляется в книги.

Я беру со стола зеркало побольше, навожу на нее. Она с тру­дом удерживает смех и отворачивается. Снимаю со стены огромное зеркало и, поставив его на подоконник, навожу зайчик на нее. Она смеется и смотрит на меня. Вот, вот я скажу что-нибудь. Но тут зеркало соскальзывает с подоконника и летит вниз. Катастрофа. Девушка растерянно смотрит на меня. Я знаками приглашаю ее вниз собирать осколки и бегу во двор.

Новичок

Веду друга впервые на ночную рыбалку. Объяснил ему, что на­до молчать, чтобы не спугнуть рыбу. Раздеваемся, берем бредень и тянем вдоль берега.

Друг попал в яму, забарахтался, кричит. Рыба распугана. Ухо­дим искать новое место.

Дубль

Ночь. Дождь. Двое ползут по железнодорожной насыпи. Че­рез несколько минут пройдет вражеский эшелон, который необхо­димо уничтожить. Они перерезают колючие заграждения и протя­гивают шнур. Проходит часовой!

Как только опасность миновала, один бросается минировать линию (времени совсем мало), второй, с оружием, страхует его. Уже приближается состав. Они зажигают шнур и отползают в ук­рытие.

Шнур неожиданно гаснет. Первый пытается снова зажечь, но спички размокли. Второй бросает ему зажигалку. В это время воз­вращается часовой. Поезд!!!

Команда: «Стоп! Сделаем еще один дубль».

Меломан

Опоздавший к началу концерта молодой человек пробирается на свое место и, усевшись, замечает, что рядом с ним симпатичная девушка. Он пытается обратить на себя внимание.

Впереди сидит мужчина, которого раздражает возня, мешаю­щая слушать музыку. Он знаками призывает молодого человека успокоиться. Девушка явно на его стороне. Музыка кончается. Ме­ломан встает и начинает аплодировать. Парень усматривает в этом вызов и включается в соревнование, Пока они пытаются перехло­пать друг друга, девушка уходит.

Спаситель

Я стираю на речке кофточку. Никого нет — разделась догола и купаюсь. Но вот вещи сорвались с камня и поплыли — я броси­лась за ними и вдруг увидела за кустом рыболова. Нырнула. Он быстро влез в воду, выловил вещи, положил на берег и ушел. Я вы­лезла — надела все мокрое и пошла искать своего спасителя.

Знакомство

В парке только что выкрасили две скамейки. Девушка, не об­ратив внимание на свежую краску, садится. Напротив присел юно­ша с газетой.

Спустя несколько минут оба почувствовали запах краски и смот­рят друг на друга... Оба ждут, кто первый встанет и уйдет. Напря­женная атмосфера длится некоторое время, но потом, рассмеяв­шись, они встают и уходят вместе.

Перемирие

Прихожу домой с покупкой (туфли). Примеряю. Входит сестра Ирина. Мы с ней в ссоре. Она куда-то очень быстро собирается. Надевает платье, достает свои старые босоножки. С новым платьем они выглядят очень нелепо.

Молча отдаю ей свои новые туфли. Она благодарит, надевает и убегает.

Оскорбление

Вхожу в автобус, сажусь на свободное место. Рядом сидит де­вушка. Она, очевидно, сильно устала, так как ее постоянно клонит в сон.

В конце концов она окончательно засыпает и опускает голову мне на плечо.

Стараюсь сидеть так, чтобы не потревожить девушку. От тол­чка на пол упала сумочка с ее колен. Начинаю доставать сумочку так, чтобы не разбудить хозяйку. Поднял, обтер грязь платком? положил себе на колени. Еще толчок — девушка просыпается, видит у меня свою сумочку. Забирает ее, Незаметно проверяет, все ли на месте. Обидно! Выхожу.

Глава

ОБЩЕСТВЕННАЯ ТЕМА

Ветеран

Утро 7 ноября. В комнате на кровати лежит дедушка (он уже давно не встает). Внизу на улице — демонстрация. Внук собирает­ся на демонстрацию. Одевается, предупреждает деда, что ему нель­зя подниматься, проверяет, все ли в порядке, включает радио и уходит. Дед некоторое время лежит, затем поднимается, садится на кровати, слушает — на улице шум, крики. Дед начинает оде­ваться. Достает из шкафа мундир с медалями, брюки. Но он слаб и не может идти на улицу. Тогда он открывает балкон и выходит, чтобы видеть демонстрацию.

Встреча с героем

В роще я собирала землянику. Потом вышла на поляну, здесь решила отдохнуть и поесть. Принесла хворост, разожгла костер. Поставила два камня, вынула кастрюлю. Налила в нее воды и по­ставила на огонь. Снова пошла за хворостом. Проходя между де­ревьями, увидела круглый предмет. Я подняла его и обнаружила, что это солдатская каска. Рассматривая ее, нашла на ней надпись. Во время войны здесь проходили жестокие бои. Может быть, это каска погибшего солдата? Решила показать находку своим товари­щам. Вернувшись к костру, залила его водой, собрала вещи, взяла каску и отправилась в обратный путь.

Сила долга

На избирательный участок входят две старые женщины. Одна помогает другой подняться по мраморным ступеням наверх...

Сегодня день выборов, и я дежурный. Предлагаю им свою по­мощь. Они отказываются. Даже обижаются. Но подняться они все-таки не могут. Одна из них начинает плакать, вторая уговаривает ее, успокаивает.

Я спрашиваю у них фамилии, приношу урну и бюллетени. Они голосуют. Поблагодарив меня, медленно двигаются в обратный путь.

Жертва стандарта

Я впервые везу по двору коляску со своим грудным ребенком. Он начинает кричать. Я ощупываю его. Мокрый. Надо срочно бе­жать домой. С огромным трудом втаскиваю коляску в парадное. Лифта нет. Тащу коляску на 5-й этаж. Дотащил! Ребенок орет. Проклятье! Ошибся парадным. Новые дома — близнецы. Спускаю коляску вниз. Выхожу во двор. Мой-то дом напротив. Ребенок орет! Наконец дотащил коляску до 5-го этажа на этот раз уже своего до­ма. Сейчас сдам сына матери.

Предательство

Я — врач. Поздно прихожу домой после тяжелого дня в боль­нице. Тихо открываю дверь, раздеваюсь. Бесшумно, чтобы не раз­будить жену (она спит в соседней комнате) прохожу в столовую. Решаю лечь на диване. Подхожу к шкафу, чтобы переодеться и ви­жу, что вещей жены на месте нет. Зажигаю свет, вхожу в ее ком­нату, кровать пуста. На стол записка: «Ушла, не ищи». Опускаюсь на диван и сижу несколько минут, а может, и... Думаю о том, как могло так случиться? Потом понимаю, что этого следовало ожидать. Она давно мне говорила, что не может так жить. Я целый день ра­ботаю, а она одна, ей надоели мои разговоры только о работе, слов­но нет ничего другого.

Звонок телефона. Я механически встаю, иду к телефону. Звонят из больницы. Там привезли тяжелого больного. Нужна моя помощь. Пересилив себя, иду в больницу.

Глава

ЛЮБЛЮ И НЕНАВИЖУ

Выкуп

Я возвращаюсь с концерта художественной самодеятельности. В подворотне, рядом с автобусной остановкой, стоят двое парней. Просят закурить. Отвечаю, что не курю. «Дай трешку».— «У меня нет денег».— «А если обыщем?» Один из них выхватывает скрипку. Пытаюсь отнять, но он не отдает. «Трешку, и скрипка у тебя».— Ч«Я же сказал, что у меня нет».— «Возьми дома, сроку 15 минут, или три рэ, или скрипка».

Нокаут

Только что закончился бой между двумя боксерами. Один из них выиграл, используя нечестные приемы.

Раздевалка. Входит проигравший, за ним победитель. Он пытается замять происшедшее, снять напряжение, возникшее в их от­ношениях. Побежденный по мере этих гнусных попыток не выдерживает и бьет соперника.

Конкуренция

Девочка просит разрешения надеть в школу на вечер новую ма­мину кофту, мама не разрешает. Дочь настаивает, ссылаясь на то, что подруга на каждый вечер приходит в новой кофте.

Мама отвечает, что у них нет возможности так одеваться и что в ее годы она не имела и того, что имеет дочь. Девочка заявляет, что не пойдет на вечер.

В это время приходит подружка, и мама, увидев и сопоставив, как одеты девочки, велит дочке быстро одеваться и сама отдает свою кофту. Девочка уходит победительницей.

Норма

Мы с Олегом работаем в колхозе. Сейчас сенокос. С утра косили, устали. Рабочее время кончилось, но сено надо сложить в стога, так как собирается дождь. Олег заявляет, что его рабочий день окончился, и он уходит. Я пытаюсь объяснить нечестность его по­зиции. Бесполезно. Пробую заставить силой. Он остается, работа­ет, но нарочито медленно, словно издевается. Выгоняю его с поля и остаюсь один: надо спасать сено.

Демонстрация

Осенний день. Троллейбус. Водитель троллейбуса по ходу дви­жения и на остановках, как экскурсовод подробно рассказывает о достопримечательностях своего маршрута.

Пассажиры возбужденно реагируют на это. На очередной оста­новке пассажир, приготовившийся к выходу, говорит:

— Большое спасибо вам за информацию. Выходить не хочется. Так бы ехал и ехал. Спасибо.

Другой пассажир, выходящий из троллейбуса, останавливается и обращается к водителю по имени и отчеству. Это начальник трол­лейбусного парка. Отметив хорошую работу водителя, он выходит из троллейбуса.

Водитель отправляет машину и грубо, без комментариев, объ­являет: «Следующая — «Пять углов»!»

Рабство

Мой брат держит на чердаке почтовых голубей. Он ими торгует и зарабатывает приличные деньги. Голуби содержатся очень пло­хо голодные и в тесных клетках. Решаю выпустить голубей на

волю. Выбираю момент, когда брата нет дома. Нахожу ключ от чер­дака. Вытаскиваю клетку на крышу и выпускаю голубей.

Они полетали, и возвращаются обратно. Пытаюсь их прогнать, но ничего не получается. Неволя для них привычна.

Перестраховка

Я — курьер, работаю в районном народном суде, разношу по­вестки. И сейчас поднимаюсь по лестнице к квартире 31-й. Откры­вает мне молодой человек. Я спрашиваю: «Здесь живет Григорьев Аркадий Петрович?» Молодой человек отвечает утвердительно, впу­скает меня в дверь, стучится к соседу. Его нет дома. Тогда я прошу молодого человека передать ему повестку. Тот соглашается, но ин­тересуется, куда эта повестка. Я отвечаю, что в суд. Молодой чело­век колеблется. Я все же отрываю корешок и прошу молодого чело­века расписаться в принятой повестке. Молодой человек теперь уже твердо отказывается принять повестку и подзывает соседку. Сосен­ка, посмотрев повестку, тоже отказывается ее принять. Я покидаю эту квартиру.

Несостоявшийся дебют

Гримуборная в театре. Я прихожу на свой первый спектакль. Раздеваюсь, сажусь к столику, начинаю гримироваться. Заканчи­ваю грим, надеваю костюм, фуражку (я играю морского офицера). Пробую голос. От волнения он сел. Неожиданно входит помощник режиссера. Помявшись, он сообщает, что в театре высокое началь­ство и режиссер решил назначить более опытного исполнителя.

Глава

ЭТЮДЫ НА СВОБОДНУЮ ТЕМУ

Испытатель

Я член авиаклуба. Должен опробовать самолет, вернувшийся из ремонта. Надеваю шлем, прошу разрешения на вылет — инструк­тор разрешает. Выруливаю на дорожку, взлет. Лечу, проверяю поведение самолета — все в порядке. В это время начинается дождь. Инструктор командует посадку. Разворачиваюсь, иду на по­садку. Чувствую, что немного заклинило руль, и я иду чуть-чуть боком. Понимаю, что выровнять самолет не успею, и в последний момент снова поднимаю его. Делаю круг, выправляю руль и снова иду на посадку. Теперь благополучно.

Взаимопонимание

Скамейка в саду. Сидит молодая мать, возле нее коляска с ре­бенком. Подходит молодой человек и начинает развлекать ребенка. Он студент театрального института и готовит этюд «Нянька». Хо­роший момент потренировать работу с ребенком. Молодая мать недоверчиво относится к молодому человеку, его поведение ей ка­жется странным. Но, узнав его цель, она готова ему помочь и пол­ностью передоверяет ребенка увлекшемуся парню. Только слезы младенца возвращают обоих к действительности.

Честь

Я — антиквар. Приходит молодой человек сдавать вещь. Выни­мает из сумки прекрасное блюдо — мемоисскую эмаль. Я рассмат­риваю, проверяю не подделка ли. Нет, оригинальная вещь. Спра­шиваю, сколько он хочет получить. Пятьдесят рублей. Я вынимаю деньги, отдаю ему. Он направляется к двери. Останавливаю его, прошу вернуть деньги. Он отказывается. Я говорю, что он может получить за это блюдо значительно больше. Одеваюсь и ухожу с ним вместе в Эрмитаж.

Услуга

Я встретил Володьку совершенно случайно. Он стоял у памят­ника Крылову в Летнем саду с букетиком подснежников и почему-то очень обрадовался, увидев меня. После некоторого колебания он объяснил ситуацию: отправившись на свидание, он забыл выклю­чить газ. Попросив меня встретить его девушку и занять ее чем-нибудь, пока он вернется, и, рассказав, как выглядит девушка, Володька убежал домой.

Я остался ждать. Вскоре подошла девушка, но выглядела она не совсем так, как описал мне ее Володька. Я не знал, что мне де­лать.

Она заметила, что я за ней наблюдаю, и собралась уходить. Ждать было больше нельзя, и я осмелился спросить ее, не Володю ли она ждет. Она ответила, что не Володю. Я извинился и отошел. Утвердившись в том, что я обознался, продолжал ждать. Однако она не ушла и через некоторое время, обратившись ко мне, спроси­ла, откуда я знаю Володю.

Значит, это она. Я даже немного обиделся на нее за недоверие, но сказал, что мы вместе учимся. Он меня попросил, чтобы я встре­тил ее и передал его извинения. Он скоро вернется. Мы познако­мились.

Нужно было чем-то ее занять. Я «уцепился» за памятник Кры­лову и стал рассказывать про историю его создания, про личность самого Крылова. Потом мы стали рассматривать фигуры живот­ных на памятнике. Я прочел несколько басен, но понял, что содержание их ей известно, и попытался увлечь ее другим. Я стал рас­сказывать басню «Кот и повар» от имени кота, потом от имени по­вара, потом от имени соседей, которые прослышали про скандаль­ную историю с вором-котом и т. д.

Она слушала с интересом. А Володьки все не было, и мы реши­ли, что он не придет. Мне не хотелось уже оставлять ее одну, и я пошел ее провожать.

Вскоре Володька, как я узнал потом от него, вернулся, но нас уже не было.

Примирение

Я лежу в постели больной. Слышу, как хлопнула входная дверь в коридоре. Это, наверное, пришла с работы моя соседка. Постуча­лась, вошла. В руках у нее сумка и коробка с тортом.

Она справляется о моем здоровье, ставит на стол коробку с тор­том, достает из сумки лекарства для меня. Вновь хлопает входная дверь. Это возвратился с работы ее муж. Я знаю, что со вчерашнего дня они в ссоре.

Входит сосед, справляется о моем здоровье и кладет на стол яблоки. Жена пытается уйти, но я удерживаю ее. Предлагаю им выпить со мной чай с тортом. Они отказываются, но в конце концов сдаются и мы втроем мирно пьем чай.

Глава

ЭТЮДЫ НА ПЕРЕХОДЫ

Через узкий коридор, через болото, поток, через темноту, в пур­гу, через чужую калитку, со стулом, через окно, через опасное место.

Угроза

Я работаю в цирке служителем при дрессировщике, подкарм­ливаю тигров мясом... Утром прихожу к клеткам кормить зверея, кидаю мясо между прутьями. Вдруг из клетки выходит в тот кори­дорчик, где я стою, тигр Стамбул. Пробую бежать назад — дверь захлопнулась. Прислонился к двери, оттолкнул от себя ящик, где лежит мясо, и не шевелюсь... Тигр съел один кусочек, подошел, обнюхал меня, остальное мясо утащил в клетку...

Я подбежал, захлопнул дверцу клетки. Остался жив. Пришлось' мне выбираться через другую дверь, что в конце коридора.

Препятствие

Телевизор испортился, и я решила пойти к соседке посмотреть фильм. У нее много гостей, и она меня предупредила, чтобы я взяла сбой стул. Другие наши соседи переезжают на новую квартиру, и весь коридор завален вещами. Просто трудно пройти даже одному человеку.

Вдруг потух свет. Я решила как-нибудь добраться в темноте и починить, вероятно, перегоревшие пробки. Они где-то здесь, в ко­ридоре, но я их уже прошла. Вернулась и в темноте начала искать их. Наконец нашла. Сверху на полочке всегда лежит фонарик и проволочки. Я зажгла фонарик. Нашла перегоревшую пробку и поставила жучок. Свет зажегся. Подняв над головой стул, я мед­ленно стала пробираться по коридору.

Инициатива

Я с товарищем на утиной охоте. Решился идти один, поднимать уток, хотя друг предлагал идти вместе, так как он болото знает лучше. Но я захотел попробовать сам. Срубил шест и пошел.

Сделал два шага и начал проваливаться в болотную жижу. Хо­рошо, что недалеко росла береза, я зацепился за нее шестом и это меня спасло.

Западня

Я залез в сад и нарвал яблок. Надо возвращаться. Нахожу в заборе дырку и пытаюсь пролезть в нее. Дыра очень узкая, и во­круг торчат гвозди. И тут я слышу лай приближающейся собаки. А я застрял в дыре. Начинаю лихорадочно продираться. Наконец, вырвался, оставив клок рубашки на гвозде и все яблоки за забором.

Потеря

Я — геолог. Возвращаюсь в лагерь после работы. Жарко, мош­кара. К тому же, чтобы попасть в лагерь, мне нужно пройти через маленькое болотце. У меня есть слега-палка, она необходима в переходе.

Иду, прощупывая слегой особенно топкие места. Налетела стая мошкары. Пока я отбивался, слега выскользнула из рук. Ее на­чало засасывать. Пытаюсь вытащить. Бесполезно. Чувствую, чтэ начинает засасывать и меня.

Бросаю слегу и пробую идти дальше. С трудом выдираю ноги из месива. Наконец, выбрался! Впереди виднеется лагерь, наша палатка.

Ошибка

Трое метеорологов возвращаются с зондирования на станцию. Дело происходит в тундре. Пурга. Обрывается веревка, вдоль ко­торой они шли. Пурга усиливается. Идущий впереди пропал. Двое — новички — с трудом добираются до станции, думая, что ветеран их бросил. Но на станции его нет. Надо опять возвращаться в пургу.

Побег

Я убежал из пионерлагеря и решил добраться домой пешком. Слышу, что меня ищут, быстро сворачиваю с дороги и бросаюсь в кусты. Но там болото, и я по пояс попадаю в грязь. Вижу, как по дороге проходят наши ребята. Вылезать мне нельзя, но в тс же время меня все больше и больше затягивает в трясину. Приходится обнаружить себя.

Восхождение

Идем с другом на вершину. Надо преодолеть ледник. Друг пере­бирается удачно. Начинаю перебираться и я. Вбиваю ледоруб и... срываюсь. Кричу. Друг держит меня за связку веревок, я ножом врубаюсь в лед. Наконец друг вытаскивает меня. Решаем дальше не идти, а сделать привал.

Искушение

Летом, в деревне меня пригласили на свадьбу, но мама не раз­решила. Я должен помогать ей по дому. Я все-таки пошел. На свадьбе много народа. Нужно взять с собой стул. Стул я взял у со­седей, но теперь с этим стулом надо выйти со двора, чтобы не за­метила мама.

Незаметно подхожу к калитке, приглядываюсь, прислушиваюсь, дергаю за ручку — не открывается. Я совсем забыл, что ее надо приподнять. Приподнимаю — выхожу. Быстро иду мимо дома.

Находчивость

В квартире пожар. В дверь уже не выйти. Подбегаю к окну, про­бую открыть, но шпингалеты не поддаются. Тогда хватаю чемодан с вещами и выбиваю им раму. Выбрасываю его на улицу, потом прыгаю сам. Приземлился неудачно, вывихнул ногу, но все-таки я в безопасности.

Неудача

Я забрался на крышу, чтобы установить новую антенну. Скользко.

Продвигаюсь на четвереньках, зажав антенну в руках. Но при первом же скольжении забываю об антенне, пытаясь предотвра­тить падение. С трудом удерживаюсь, но антенна летит вниз. Я спу­скаюсь, чтобы потом начать все сначала.

Глава

НАБЛЮДЕНИЯ

Наши рекомендации