Основные выводы исследования
Социальная адаптация человека в настоящее время представляет собой сложную систему его социальных отношений, поэтому проблемы социальной адаптации являются актуальными для обучающихся в вузе, потому что в данный период происходит освоение индивидом новых социальных ролей, вхождение в новую социальную среду, в которой он выступает не только объектом, но и субъектом адаптации. При этом сама студенческая среда становится как адаптирующей, так и адаптируемой, а степень адаптации обучающегося зависит от адаптированной способности личности к адаптации, что предопределяет ускорение или торможение формирования личностных и профессиональных качеств будущего специалиста, его нравственного потенциала, структуры, самосознания.
В ходе исследования было сформировано педагогическое знание о студенческой среде, которое обогащается и дифференцируется в зависимости от специфики функциональных взаимосвязей в макро- и микросоциуме, становится частью педагогической культуры, катализатором, усиливающим потенциал социальной адаптации будущего специалиста, способствующим переводу общественного сознания из узкой сферы традиционного вузовского обучения на путь социально-педагогического творчества. Динамика данного процесса предопределяется созданием оптимальных педагогических условий функционирования различных составляющих студенческой среды: социокультурной, образовательной, воспитательной, интеграция которых повышает вероятность социальной адаптации.
Диссертантом были разработаны и реализованы меры по преодолению трудностей социальной адаптации. К ним относится разработка социально-педагогической программы деятельности педагога как перспективная модель работы вузовского преподавателя (педагога, организатора, диагноста, посредника, воспитателя, защитника интересов студента).
Другими направлениями преодоления трудностей социальной адаптации стали индивидуальная работа со студентами, использование игровой терапии, социально-психологической, педагогической помощи обучающимся со стороны студенческого клуба, профкома, комитета по делам молодежи администрации Калужской области, специалистов различных служб социальной поддержки молодежи.
Исследование показало, что социальная адаптация студентов тесно связана с макросоциальными факторами, сопряжена с федеральной и региональной молодежной политикой. Однако большинство субъектов студенческого социума, институтов социализации молодежи в настоящее время действуют разрозненно, что приводит к снижению эффективности их деятельности, к низкому уровню разрешаемости студенческих проблем. При этом диссертант на практике убедился, как трудно разрешить на административном уровне некоторые организационные вопросы: реанимировать деятельность вузовских групповых кураторов, ввести в студенческое общежитие должность социального педагога. В данном случае мы видим противоречие связей между механизмами социализации и саморазвития молодежи в студенческой среде, которое не всегда направлено на творческую самореализацию будущих инженеров, затрудняет приобретение собственного продуктивного опыта.
Результаты экспериментальной работы доказали также перспективность предложенной исследователем модели социально-педагогической деятельности вузовского преподавателя. С сожалением нужно констатировать, что в настоящее время значительное количество вузовских преподавателей не готово к работе в социально-педагогическом плане, что снижает эффективность их участия в социальной адаптации студентов. Поэтому в настоящее время актуализируется проблема подготовки и переподготовки педагогических кадров, имеющая своей целью социальную адаптацию студентов технических вузов. Кроме этого, исследование выявило ряд вопросов, требующих своего дальнейшего изучения, среди которых целесообразно выделить следующие:
- взаимодействие государственных, общественных и частных организаций в разрешении проблемы социальной адаптации студенчества;
- региональная социальная политика как фактор социальной защиты учащейся молодежи;
- педагогические условия развития социальных инициатив студенчества в техническом вузе.
Содержание диссертации нашло отражение в следующих публикациях автора:
1. Обращение как компонент коммуникативного акта // Создание прогрессивных технологий, конструкций и систем и социально-экономические проблемы производства. Сб. трудов всероссийской научно-технической конференции. - Калуга: Облиздат., 1998.-С.372.
2. Формирование нравственной культуры студентов в учебном диалоге // Прогрессивные технологии, конструкции и системы в приборо- и машиностроении. Сб. тезисов докладов юбилейной Всероссийской научно-технической конференции. - Калуга: Изд-во Н.Бочкаревой, 1999. - С. 100 - 104.
3. Проблема социальной адаптации студентов технического вуза // Социальное образование и благотворительность. Сб. материалов научно-практической конференции. Отв. ред. И.Т. Зайнышев. - Калуга, 2000. - С.40 - 42.
4. Влияние личностных качеств студента технического вуза на его профессиональное самоутверждение // Социальное образование и благотворительность. Сб. материалов научно-практической конференции. Отв. ред. И.Т. Зайнышев. - Калуга, 2000. - С.ЗЗ - 34.
5. Социальная адаптация студенчества, ее сущность // Прогрессивные, технологии, конструкции и системы в приборо- и машиностроении. Сб. докладов юбилейной Всероссийской научно-технической конференции. - Калуга: Изд-во КФ МГТУ, 2001. -С.50-67.
6. Проблемы создания социально-адаптирующей студенческой среды // Прогрессивные технологии, конструкции и системы в приборе- и машиностроении. Сб. докладов юбилейной Всероссийской научно-технической конференции. - Калуга: Изд-во КФ МГТУ, 2001.-С. 68-84.
7. Необходимость социальной адаптации студентов-заочников // Современные проблемы и перспективы развития высшего профессионального образования будущих специалистов пищевой промышленности. Сб. материалов научно-практической конференции. Выпуск 1. - Калуга, 2001. - С.3О - 32.