Система физического воспитания ребенка в Советский период
Развитие теории физического воспитания ребенка в царской России
Древние предки | Использовали физические упражнения в быту и в военном деле (бег, прыжки, ходьба на лыжах, плавание, различные виды борьбы, кулачные бои, стрельба из лука, верховая езда) |
Во времена знати и простого народа | Классовое разделение физических упражнений способствовало с одной стороны оформлению народной физической культуры, с другой стороны – физ-ры, распространенной среди привилегированных слоев общества |
Восточные славяне | При проведении праздников устраивали игрища: состязания в прыжках, борьбе, кулачном бое, в беге, в стрельбе из лука, в верховой езде. Игры в городки, «горелки», ходьба на лыжах (зимой), сражения на шпагах, саблях широко использовали дворяне. |
Ф.М.Ртищев (17 век) | Организовал училище при Андреевском монастыре на Воробьевых горах. Монах Епифаний Славинецкий стал первым в России теоретиком физического воспитания. |
Петр 1 | Впервые ввел обязательное для детей дворян посещение школы (ФВ стало носить государственный характер). |
В.Н. Татищев и Феофан Прокопович | Русский историк и государственный деятель, а также церковный деятель и писатель выступали за то, чтобы ФВ стало частью всего воспитания. |
1717 г. | Выход уникального произведения «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» - обобщен опыт ФВ детей и подчеркнуто значение всестороннего воспитания личности в семье и школе. |
Д.С.Аничков, С.Е.Десницкий, А.Ф.Бестужев | Просветители говорили о тесной взаимосвязи физического и психического развития |
М.В.Ломоносов | Великий русский ученый высоко ценил значимость ФР для здоровья человека |
И.Л.Данилевский | Развил идею М.В.Ломоносова о необходимости постоянного движения для совершенствования ФВ |
И.И.Бецкой | Рассматривал ФВ детей от рождения до юношества |
18 век | ФВ вводится в систему дворянского образования |
Н.И.Новиков | Русский просветитель видел 3 части воспитания: физическое, нравственное и умственное |
А.П.Протасов | Профессор анатомии впервые вводит понятие «физическое воспитание» |
Н.М.Максимович-Амбодик | Ученый-медик выступал за необходимость гармонического воспитания детей |
А.Н.Радищев | Русский писатель придавал большое значение ФВ детей |
Н.И.Пирогов | Русский хирург впервые говорит о необходимости применения в школах научно обоснованной системы ФВ |
К.Д.Ушинский | По новому подходит к проблеме образования и воспитания человека: педагогический процесс должен базироваться на знании физиологии и психологии ребенка |
Е.А.Покровский | Пропагандировал подвижные игры в ФВ |
П.Ф.Каптерев | Считал подвижную игру эффективным средством разностороннего воспитания ребенка |
П.Ф.Лесгафт | Основоположник научной системы ФВ в России Создал оригинальную российскую систему воспитания Теоретик ФВ Сторонник использования подвижных игр |
В.В.Гориневский | Ученик, деятель спортивной медицины: вывел взаимосвязь физического и эстетического воспитания Первым написал книгу о врачебном контроле за занятиями физическими упражнениями и спортом населения. Заложил научные основы тренировки, доказал ведущую роль подвижных игр в системе ФВ ребенка |
Система физического воспитания ребенка в Советский период
Е.А.Аркин | Профессор познакомил педагогов с основными закономерностями ВНД, выявленными И.М.Сеченовым и И.П.Павловым |
Л.И.Чулицкая | Профессор, доктор медицины определила гигиенические нормы воспитания и обучения |
Е.Г.Леви-Гориневская | Создала ряд работ по развитию навыков основных движений ребенка |
А.И.Быкова | Разработала методику развития движений ребенка, определила ее значение, содержание, организацию |
Н.А.Метлов | Организовывал праздники с использованием различных видов движений. Его труд «Утренняя гимнастика в детском саду» - итог исследований психофизиологических основ УГ. Принял участие в создании первых программ по ФВ для вузов, ПУ и д/с |
А.В.Кенеман | Разработала научную основу методических подходов к ФВ, обучение двигательным действиям, подвижным играм |
Д.В.Хухлаева | Вклад в развитие теории и практики ФВ, разработка методов и приемов обучения метанию, создание программ и методических пособий для ДОУ |
Т.И.Осокина | «Физическая культура в детском саду» «Как научить детей плавать» «Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе» (под ред. А.В.Кенеман, Т.И.Осокиной) |
Т.Ф.Саулина | «Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения», «Три сигнала светофора» |
С.Я. Лайзане | «Физическая культура для малышей» |
Л.И.Пензулаева | «Физическая культура в детском саду» |