Дневник наблюдений Галины Райниной
(фрагмент)
- 1 вальдорфский класс
В негосударственной загородной школе-гимназии
1998-1999 учебный год
26 августа 1998 года. Первая встреча.
Аленушку привел дедушка. Юрий Григорьевич. Немного она порисовала, но сидеть на месте очень трудно! Да и нам надо было поговорить без нее. Отправили мы ее посмотреть, что вокруг комнаты и вблизи. Судьба у каждого ребенка своя. Так и у Аленушки. Совсем скоро она вернулась и крутилась, в прямом смысле слова, по комнате. Переговоры наши подошли к концу, и мы все пошли к бабушке, которая ждала нас в машине. Аленушка все суетилась: то подбежит, то рванется к качелям, то спросит - точно ли она пойдет в школу, или точно ли нужен ранец... Притихла она в машине - бабушка плакала. Девочка прижалась в уголок и только уточняла важные для себя вопросы: что, где, когда.
1 сентября.Праздник - “День знаний”.
Праздник для всех детей, и родителей, педагогов и друзей.
Этот праздник мы решили провести на теплоходе. Ветер! Вода! Движение!
В подготовительный класс (или нулевой) пришла Аленушка с дедушкой - Юрием Георгиевичем. Вот и весь наш класс! Как и все классы, мы получили задание. Вокруг было много нового - Аленушка не могла ни на чем сосредоточиться.
Движение! И мы идем, скорее, бежим, по теплоходу. Все вместе: дедушка, я и Аленушка. Вперед, дальше. Пока она не завораживается пенным следом, который остается за теплоходом. Можно сказать, что ни минуты Аленушка не сидела все эти полтора часа - она спешила! Ни на чем не задерживала свое внимание. Только встреча со знакомым мальчиком из второго класса привела ее в восторг, и она с тех пор практически не отходила от него - они бегали вместе!
Вода! Она бурлит и уносится вдаль. Она гремит и сверкает. Она сердится и радуется. Она везде и вокруг.
Встреча с двигателем, который движет всем нашим домом - производит впечатление. Сначала испуг. Дедушка пытается втолковать технические детали, связать воедино разрозненные факты - притягивает грохот, мощь, тайна. В последующие встречи она так же вздрагивала, но отмахивала от себя ЭТО рукой, движением тела - отставляла непонятное!
Ветер! Верхняя палуба - и праздничный концерт - все не то. А вот бьющий в лицо ветер. Невозможно одеть шапочку, капюшон - все мешает! Ветер может все: разметать волосы, надуть паруса, сорвать шарик и унести прочь... С этого момента мы ходили кругами и возвращались к ветру, воде, движению. Шарики один за другим летели в воду. И вот уже за нашим теплоходом дорожка из разноцветных шариков! Эта дорожка заворожила и взрослых, и детей - она бежала в противоположную сторону!
Перед расставанием Аленушка попросила: “Дайте мне что-нибудь с собой, ненадолго!” - и это был небольшой транспарантик с маркой - ”0”. Нулевой класс... Утром она уже его вернула. Но на другой день перед уходом ей снова нужно было что-то взять с собой, ненадолго: мелочки, кусочек свечечки...
2 сентября. Урок-встреча.
“Ты гори, огонек.
Собирай, огонек,
к нам детей на урок!”
Тема занятия | Педагогические наблюдения. |
“Ты гори, огонек, собирай, огонек, к нам детей на урок!” | Первой пришла Аленушка. Девочка подвижная, пугливая. Нам так нужны друзья - и мы зажгли свечку и с огоньком ждали своих друзей. Эту приговорку мы повторяли за день несколько раз - она запомнила слова, и сама просила меня позвать наших друзей. |
“Где наш дом?” | От места сбора мы прошли по всему зданию - искали свой дом. Нам все помогали - показывали направление. Мы шли, Аленушка несла свечку, и было очень уютно: она была сконцентрирована на свече и шла спокойно по незнакомому месту. |
“Вот какой дом!” | У нас две комнаты и прихожая. Там уже идет ремонт. Пока не очень-то уютно. Но горит свечечка на столе, стоит два стула. Рядом ранец - это уже привычные, добрые вещи. Мы все просмотрели, про все она расспросила. Для кого ремонт? Для наших друзей! |
“Пути-дороги”. | Свеча погасла. Приходится делать длинный путь, что бы принести спички. По дороге встречаются люди - все нам интересны, все нам интересно. Теперь у нас есть мечта - посмотреть бассейн! Это так важно - но надо подождать. Путь туда и путь обратно. Так много поворотов! Это очень длинная дорога... |
“Наш сад”. | Что видели в окно, хочется уже посмотреть - идем гулять. Вокруг дома, по тропинке. Много вопросов - что к чему. Ответы придут. Разноцветные листья - самое привлекательное - собираем их, сортируем - системы сортировки рождаются и сменяются: нет пока главного - все важное. Собраны листья, на качелях покачалась. Старшеклассники - приглядывается к ним: “стесняюсь”. Это снова путь - туда и обратно. |
“Трапеза”. “Солнце на небе, мы на земле, хлеб на столе - приятного аппетита!” | Помыли вместе руки с мылом, вместе вытерли насухо полотенцем - каждый пальчик. И трапеза - чай с булочкой ... и свеча. И важные слова. И тишина (так было задумано). Убрали за собой - все вместе - все на место. |
“Рисование”. | У нас есть альбом. Чистые листы. Рисуем обложку: пробуем цвета такие, какие у нас листья и было небо. Делаем для обложки домик - обводим по контуру толстенькой линией: бревнышки. И пишет сама - Алена. После этого делаем четыре таких же домика - до следующей встречи четыре дня! Каждый домик для своего зеленого, желтого, красного листочка - там надо нарисовать только цвет, но это сделать дома. А четвертый листок для всех листьев вместе. Альбомные листы прокладываем осенними листочками, которые принесли с прогулки. Подписать номер страницы Аленушка может сама - только сомневается, в какую сторону повернуть цифру. |
“Что может клей?” | В ранце есть необыкновенная вещь - клей в тюбике! Что им можно сделать? И сразу после рисования Аленушка еще минут семь наклеивает оставшиеся листья в свой альбом. Я всегда рядом - она просит об этом прямо или косвенно (подержи, помоги, покажи...). В комнате занимаются ремонтом - пришел маляр: мы познакомились, он посидел с нами, и делает свои дела. Мне нужно “срочно” сходить за ножницами. Я прошу остаться с ним (так звать нашего нового друга). Несколько минут одна - все нормально. |
Самостоятельная игра. | Несколько раз понемногу даю ей задания что-то сделать самостоятельно. Сложить мозаику, переложить кубики, поиграть... Это удается пока с трудом - что-то сделать самостоятельно. Помогаю довести дело до конца - кубики сложили. |
Сказка. | Сели перед свечечкой и ... заплясала в огоньке Огневушка-поскакушка! Совсем немного побыли мы с ней, но с этой сказки начнется новая встреча. Эта сказка отчасти объясняет появление свечечки и желание иметь друзей в классе. И Огневушка тоже связана с огоньком и тоже очень хочет друзей, и для них она весела и задорна! |
Прогулка-игра. | Качели! Я заметила, что Аленушке очень нравится качаться на разного вида качелях - качается самозабвенно, довольно высоко. Не боится. Она пуглива - но не ко всему. Тут же находится наш дружок по кораблю - Рома. Теперь я совсем не нужна. И когда приходит автобус, Аленушка прощается мимоходом - бежит за Ромой к автобусу. Когда я прошу Рому попрощаться с учителем, и он уходит, и Аленка прощается со мной. Из окошка они вместе активно машут руками - до свидания! |
Проведено четыре занятия: культура общения, краеведение, рисование, самостоятельная игра. |
7 сентября. Встреча-воспоминание.
Общий круг. | Вместе со всеми сидим в кругу - спели песни. А теперь надо сказать доброе слово (по кругу). Аленушка говорит: ”Спасибо”. Так говорят почти все дети - односложно, стесняясь и пряча глаза. Задание на день: начальное звено - перенести книги в классы. Алена делает это со всеми, но часто говорит о том, что она устала. Или просит меня понести, пока она что-то сделает... Рядом Рома - это придает ей силы. |
“Ты гори, огонек, собирай, огонек, к нам детей на урок!” | Мы пришли в свой класс-дом. Нас ждет свеча. Вспомнили приговорку. Аленку очень заботит, что она одна. “Наверное, мы так и останемся одни...”. Мы прошли по комнатам - что сделали за эту неделю? Что надо сделать еще? Новое огорчение - кажется, забыла дома альбом с заданием, хотя объясняла мне подробно, как и что она сделала. Но альбом оказался на месте! Задание сделала, но не так, как договаривались. И утешает себя - но это ничего, ведь правда? |
Самостоятельная игра. | Самостоятельно играть очень сложно - одна. Может, мы пригласим Рому? Рома занят в классе. Все просмотрела - но играть не может - что-то тревожит ее. Может, сходим посмотрим, где куртка? Скоро ли будет обед? |
Обед. ”Солнце на небе, мы на земле хлеб на столе. Приятного аппетита!” “Спасибо за соль, за хлеб. Удачи тому, кого с нами нет”. | ...Пошли вместе за обедом. Принесли на двоих. Свечечка в центре. Сервировали. Сказали благодарственные слова. Ест аккуратно, опасается – хватит ли наесться? Поели, поблагодарили. Убираем вместе, но посуду мыть не стремится. Хотя сообщает, что в это время будет делать она. |
Рисование. | Вспомнили сказку об Огневушке-поскакушке. Нарисовали ветер, который разметал осенние листья. Аленка очень удивлялась, что так можно рисовать. Мелки она явно не любит, дома рисовала красками. Потом рисовали, как развевались волосики Огневушки-поскакушки. Тоже - свободные движения, которые ей сложно было сделать. |
Рецитация. ”Гори, гори ясно, чтобы не погасло! И меня и друзей - всех скорей обогрей!” | Мы постоянно возвращаемся к горящей свече. Огонек притягивает и согревает. Спокойно и ритмично несколько раз произносим строчки про горящее пламя. Аленка начинает говорить всегда сразу со мной, повторяя окончания слов, ритмически покачивая головкой. |
Задание на дом. | Мы не встретимся семь дней. Посчитали - листков как раз столько! Что же подарим каждому листочку? Сначала - каждому свой домик (ограничить листок мелочком - свободно двигая рукой). И в каждом домике - своя жизнь В первом - живет одна краска - один цвет. Во втором - два цвета. В третьем - три... Предполагаю, что она попробует свободное рисование. Хотя Аленушка сразу же попросила рисовать не мелками, а красками. И мелки даже не взяла. Что ж, пусть будет так. Я попросила ее, что бы она делала в день по одному листку. |
Сказка. | Сказка об Огневушке-поскакушке, очень заботливой и веселой девчушке. Совсем немного мы смотрели на огонек, и, может, видела там Аленка эту девчонку... |
Прогулка. | Конечно - качели! Прямым ходом. Забыт ранец. В стороне стою я. Качели! Можно? Можно!! Когда надо было уходить на автобус - про ранец не сразу и вспомнила, где же он был кинут. А тут приехали бабушка с дедушкой - нет, хочу ехать со всеми. Это произошло без меня - так и оставили... |
Занятия: культура общения, рисование, рецитация, счет. |
Сон: 24 сентября
“Мы с мамой уехали на дедушкиной машине в магазин покупать маме велосипед. В магазине было много велосипедов, мы купили маме и мне. Вышли, сели и поехали на велосипедах вперед. Вдруг мама вспомнила, что мы забыли дедушкину машину. А я сказала, что это хорошо, так как у нас же есть велосипеды!”
Наблюдения за зубками:
Нижние зубки у Аленушки пришлось вырвать ( ! ), т.к. они мешали расти (наследственные силы мешали силам индивидуальности в ребенке) постоянным зубкам - нижний зуб один вырос криво, второго нет. В начале октября стал шататься верхний зуб.
Несколько зубов разъедены до основания кариесом. Это мешает жевать. Внешнее разрушение молочных зубов?
Строение головы:
Лоб, затылок, глаза:(нервная система)
нос:(ритмическая система)
челюсть:(система обмена веществ, двигательная система)
Наблюдение за пальчиками:
Пальчики малоподвижны. Ввела занятия - вязание на спицах, игра пальчиками на тамбурине, разные занятия: счет, вытягивание, сжимание...
Фаланги пальцев: | ________________ | _______________ | _____________ |
третья | первая | вторая | |
(обмен веществ, | ритмическая система, | нервная система) |
Рецитация. (Игра с мешочком - в паре).
Жил-был когда-то человек, Хороший человек. Он радовался облакам И шуму быстрых рек. Он песни пел, Картошку ел, Был ростом невысок. Он лодку выстроил себе Из тесаных досок. На ней он плавал много лет. |
Проплыл Вокруг земли. И лодочке гудели вслед Большие корабли. А он все плыл, Дудел в рожок И думал об одном: “Вот был бы у меня дружок, Мы плыли бы ВДВОЕМ”. |
Если спросишь |
Ручеек: |
“Ты куда бежишь?” |
То ответит ручеек - |
“В речку, мой малыш”. |
Если спросишь речку |
“Ты куда бежишь?” - |
То ответит речка: |
“В море, мой малыш”. |
Если спросишь море: |
“Ты куда бежишь?” - |
Скажет море: |
“Никуда. Засыпай, малыш”. |
Приложение 2.
Урок о фиалке.
Фрагмент 1 урока:
Рассказ о фиалке. Фиалка - один из наших любимых цветов, хотя она и очень маленькая. Мы еще и за то так любим эти цветы, что они - одни из первых весенних растений, которые после зимнего периода, когда совсем нет цветов, украшают наш серый ландшафт. Ведь они цветут уже в марте! Но у фиалок есть и другие хорошие свойства. Их цветы, несмотря на свои малые размеры, окрашены так интенсивно, что по ним даже названа краска - фиалковая синь - а запах у них сильный и приятный. Какой радостью наполняется сердце, когда видишь первые сине-фиалковые цветные пятна! Если находишь фиалки, становится ясно - наступает весна!
Еще до того, как появляются цветы, на земле можно найти маленькие округлые листочки, которые сначала бывают скручены как пакетики. Но вот наступает момент, когда из зеленых листков выглядывает первая фиалка. И все это благодаря живительным лучам весеннего солнца!
Прежде, чем создать фиалку, земля долго мечтает, глядя в голубое небо. Она страстно стремится к весеннему небу. Когда мечтаем мы, люди, наши мечты остаются у нас в душе. Они могут сделать нас порой счастливее. Порой могут внушить страх. Когда же мечтает Земля, ее мечты превращаются в цветы. Каждый весенний цветок - это каждый раз новая мечта Земли. Сначала мечты остаются глубоко в глубине Земли, потом они выходят на поверхность, и тогда мы видим, о чем мечтает Земля. Она мечтает о голубом весеннем небе, о жизни под лучами весеннего солнца и о весенних ароматах. Именно так описал это поэт Эдуард Мерике:
Снова ленты голубые
В воздухе играют,
Ароматы золотые
Над землей порхают.
Ветерок легко коснулся
Струн весенней лиры,
И так хочется фиалкам
Появиться в мире.
Слышишь? Снова звук знакомый
Дали наполняет.
Это ты, весна! Ты рядом!
Ты спешишь, я знаю!
Чтобы цветы могли возникнуть из страстной мечты Земли, им должно помочь Солнце. К цветам оно добавляет еще зеленые листья. В марте Солнце еще не может глубоко проникать в Землю, потому что оно в это время года еще не поднимается высоко на небе. Поэтому его хватает только на такие маленькие, округлые листочки и крошечные изогнутые карлики - цветы. Но все же они несут в себе Солнце! Окраска и аромат как будто собраны в одну точку.
Фиалки почти вплотную прижаты к Земле. Они отличаются от подснежников, белоцветника или пролески, которая также имеет голубой цвет, тем, что у фиалок нет луковиц, а есть только короткие подземные корневища. Поэтому и цветут они не так горделиво и роскошно, как тюльпаны. По их листьям видно, что они - растения с сетчато-нервными листьями, и поэтому являются родственниками не тюльпана, а розы. У маленьких фиалок имеется настоящая зеленая чашечка и пять окрашенных лепестков. Один из лепестков образовал сзади вырост и превратился во вместилище для нектара. И запах фиалок похож на запах розы. Поэтому нам так хорошо знакомы и приятны эти запахи.
Ботаники называют фиалку виолой, что означает почти то же, что скрипка, потому что фиалки имеют отношение к звукам и умению их слушать, к звукам весенних скрипок и их арф. Дело в том, что фиалки подобны маленьким цветочным ушкам Земли, которыми она мечтательно вслушивается в весеннее небо. Что она при этом слышит, мы видим летом, когда она выпускает на свет огромное множество разных цветов. С каждым цветком она открывает новую тайну - тому, кто способен ее понять.
Когда фиалки отцветают, они растут еще немного после цветения, как и другие растения... Они образуют семена и дают побеги. Плодоносить, как розы, они, конечно, не могут, у них для этого слишком мало времени