Задания СУРС (Социальная педагогика)
Задания СУРС (Социальная педагогика)
Тема 1. Положение детей в Республике Беларусь
Уважаемые студенты!
При выполнении заданий руководствоваться основным и дополнительным списком литературы, полученным в начале учебного года.
Срок сдачи: до 28 сентября 2012 г.
Форма контроля: проведение мини-конференции
1.Подготовка опорного конспекта (базовый уровень: выполняют все)
Национальная система охраны детства
ü Охрана и защита детства.
ü Права ребенка как ценность.
ü Международные акты в защиту детей.
ü Система охраны прав детства в Республике Беларусь.
ü Система правовых, экономических, медицинских, психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное развитие ребенка.
ü Пути обеспечения необходимых социальных условий для защиты жизни, здоровья, развития детей, реализация их потенциала.
ü Национальное законодательство Республики Беларусь по правам ребенка. Закон Республики Беларусь «О правах ребенка».
ü Положение детей в Республике Беларусь в различные исторические периоды.
ü Определите взаимосвязь положений Всеобщей декларации прав человека, Конвенция ООН о правах ребенка, Закона Республики Беларусь «О правах ребенка».
ü Основные направления государственной социальной политики в отношении детей на современном этапе.
ü Меры государственной поддержки семьи и детей.
ü Роль семьи в защите детства в различные исторические периоды.
ü Характеристика семей, воспитывающих детей.
ü Меры государственной поддержки семьи и детей.
ü Состояние здоровья детей.
ü Дети - социальные сироты.
ü Дети-инвалиды и дети с особенностями
Сиротство как социально-педагогическая проблема
ü Причины и истоки социального сиротства, и детей, оставшихся без попечения родителей.
ü Государственная политика по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
ü Государственные формы устройства детей – сирот.
Литература
1.Гордеева, М. «Дети, женщины, семья должны быть под защитой государства // Сацыяльна-педагагiчная работа. 2002. №1. С. 8-12.
2.Детство: краткий слов.-справ М., 1996.
3.Смагина, Л. И. Права ребенка: Теория и методика: пособие для педагогов /Л. И. Смагина. Минск, Бел. наука, 2001.
4.Смагина, Л. И. Теоретико-методологические основы педагогической деятельности социокультурных институтов по защите прав ребенка / Л. И. Смагина, Минск, 2002.
5. Социально-педагогическая работа с детьми из дезадаптированных семей : метод. рек. для соц. педагогов / под ред. Л.И. Смагиной. Минск : РИПО, 2003.
6. Степанова, Т. М. Социальная защита детства как новое направление в подготовке социальных педагогов // Сацыяльна-педагагiчная работа. 2001. №5.
7. Степанова, Т. М. Кому защищать права ребенка? // Сацыяльна-педагагiчная работа. 2001. №1 С. 22-32.
8.Чечет, В. В., Борисик, Л.С. Реализация в Республике Беларусь предложений Комитета по правам ребенка при ООН // Сацыяльна-педагагiчная работа. 2006. №1 С. 6-13.
9.Эриксон,Э. Детство и общество Спб, 1996.
10. Положение детей в Республике Беларусь в 2008 году. Национальный доклад. // Сацыяльна-педагагiчная работа. 2010. №3 С. 3-15.
2. Подготовьте сообщение о системе защиты детства в других государствах по схеме:
(продуктивный уровень)
ü Назовите систему правовых, экономических, медицинских, психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное развитие ребенка.
ü Национальное законодательство Республики по правам ребенка.
ü Меры государственной поддержки семьи и детей.
ü Позиции ребенка в образовательном процессе школы.
3.Сочинение-размышления: (творческий уровень)
v Я. Корчак. «Ребенок-это пергамент, сплошь покрытый иероглифами, лишь часть которых ты сумеешь прочесть, а некоторые сможешь стереть или только перечеркнуть и вложить свое содержание».
v Я. Корчак «Ребенок – пылинка в пространстве».
v Я. Корчак «Ребенок – момент во времени»
v Я. Корчак «Ребенок – это сто масок, сто ролей способного актера».
v В.В. Зеньковский. «Детская душа это душа взрослых в миниатюре».
v Ш.А. Амонашвили. «Ребенок со своей миссией – это значит, что каждый ребенок есть неповторимость…»
v Д.И. Фельдштейн «Детство – это особое явление социального мира».
v Темы на ваше усмотрение.
Литература
1.Гордеева, М. «Дети, женщины, семья должны быть под защитой государства // Сацыяльна-педагагiчная работа. 2002. №1. С. 8-12.
2.Детство: краткий слов.-справ М., 1996.
3.Смагина, Л. И. Права ребенка: Теория и методика: пособие для педагогов /Л. И. Смагина. Минск, Бел. наука, 2001.
4.Смагина, Л. И. Теоретико-методологические основы педагогической деятельности социокультурных институтов по защите прав ребенка / Л. И. Смагина, Минск, 2002.
5. Социально-педагогическая работа с детьми из дезадаптированных семей : метод. рек. для соц. педагогов / под ред. Л.И. Смагиной. Минск : РИПО, 2003.
6. Степанова, Т. М. Социальная защита детства как новое направление в подготовке социальных педагогов // Сацыяльна-педагагiчная работа. 2001. №5.
7. Степанова, Т. М. Кому защищать права ребенка? // Сацыяльна-педагагiчная работа. 2001. №1 С. 22-32.
8.Чечет, В. В., Борисик, Л.С. Реализация в Республике Беларусь предложений Комитета по правам ребенка при ООН // Сацыяльна-педагагiчная работа. 2006. №1 С. 6-13.
9.Эриксон,Э. Детство и общество Спб, 1996.
10.Положение детей в Республике Беларусь в 2008 году. Национальный доклад. // Сацыяльна-педагагiчная работа. 2010. №3 С. 3-15.
11. Положение детей в Республике Беларусь (Выдержки из доклада Национальной комиссии по правам ребенка // Сацыяльна-педагагiчная работа. 2009. №4 С. 3-11.
Задания СУРС (Социальная педагогика)
Тема 2-3.Гуманистические идеи отечественных и зарубежных ученых в развитии современной социальной педагогики
Срок сдачи: до 12 - 26 октября 2012 г.
2.1. Подготовка опорного конспекта (базовый уровень: выполняют все)
1.Развитие социально-педагогических идей в работах древних философов.
2. Развитие социально-педагогических идей ученых эпохи Возрождения.
3. Идеи влияния факторов окружающей среды, свободы и естественности развития личности в работах Я.А.Коменского, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо и др.
5.Педагогика долга в работах Э Канта.
6.Педагогические идеи И. Песталоцци о саморазвитии, нравственном самосовершенствовании, активной роли ребенка в познании, воспитании жизни.
7.Гуманистическая сущность взглядов социалистов-утопистов на человека и его развитие.
8.Понятие воспитания, образования, социального образования в работах П. Наторпа, Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнера и др..
9.Социальная направленность, демократический характер педагогических взглядов Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского о развитии личности с антропологических позиций.
10. Развитие идей социальной педагогики в работах С.Т. Шацкого, А. С. Макаренко, В. А.. Сухомлинского.
11.Возникновение идей социально-педагогических идей в теории и практике воспитания в Республике Беларусь.
12. Проблемы социального воспитания в работе Н И. Пирогова «Вопросы жизни».
13. Идеи социального воспитания в работе В. Я. Стоюнина «О воспитании».
14. Понятие ненасилия в различных философских течениях. Н. К. Рерих о ненасилии.
15.Теория свободного воспитания в начале XX века.
16. Свободное воспитание в теории Л.Н. Толстого. Яснополянская школа.
17.Опыт свободного воспитания в практике развития социально-педагогических идей К.Н. Венцеля.
18..Идеи педагогики среды, их обоснование в работах советских педагогов.