Начальное образование. Социальная педагогика

Для студентов факультета педагогики и психологии 1 курса групп НБ, НФ, НС

дневной формы получения образования специальностей:

Начальное образование. Белорусский язык и литература

Начальное образование. Физическая культура

Начальное образование. Социальная педагогика

(НБ-11, НФ-11, НС-11)

1. Литературный язык как высшая форма национального языка. Нормированность как основная черта литературного языка. Стабильность и изменчивость языковых норм.

2. Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные языковые нормы.

3. Язык и речь. Речь как форма функционирования языка. Устная и письменная формы существования речи. Диалогическая и монологическая речь.

4. Основные типы речи: повествование, описание, рассуждение.

5. Основные функциональные стили речи. Особенности функционирования в речи языковых средств с учетом содержания, цели, адресата, форм речи и условий общения.

6. Лексикология как раздел языкознания. Влияние экстралингвис­тических и интралингвистических факторов на словарный состав языка.

7. Слово как единица лексико-семантической системы языка. Слово и понятие.

8. Лексическое и грамматическое значение слова. Типы лексических значений. Способы толкования лексических значений в словарях.

9. Однозначные и многозначные слова. Полисемия как лексико-семантическое отношение связанных между собой значений. Метафорические переносы наименований. Разновидности метафор по их стилистической роли. Употребление метафор в речи.

10. Метонимические переносы наименований. Употребление метонимичных слов в речи.

11. Омонимия как лексико-семантическое отношение не связанных между собой значений. Полные и неполныелексические омонимы. Причины возникновения лексических омонимов.

12. Приёмы разграничения многозначных слов и лексических омонимов.

13. Грамматические, фонетические и графические омонимы. Употребление омонимов в речи.

14. Паронимы, их разновидности. Употребление паронимов в речи.

15. Синонимия как лексико-семантическое отношение тождественных или близких по содержанию значений. Типы синонимов по выполняемым в речи функциям. Синонимический ряд, доминанта.

16. Контекстуальные синонимы. Градация. Важнейшие семантические функции синонимов.

17. Антонимия как лексико-семантическое отношение противоположных значений. Семантическая классификация антонимов с учётом характера выражаемой антонимами противоположности.

18. Антитеза. Оксюморон. Понятие о контекстуальных антонимах.

19.Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русская и заимствованная. Группы исконно русской лексики: слова индоевропейского, общеславянского, восточнославянского и собственно русского происхождения.

20. Заимствования из славянских языков. Понятие о старославянском языке и старославянизмах. Фонетические, морфологические, (словообразовательные) и семантические признаки слов старославянского происхождения.

21. Освоение старославянизмов в русском языке. Группы старославянских слов по стилистической окраске и активности – пассивности употребления. Использование стилистически окрашенных старославянизмов в художественных текстах.

22. Заимствования из неславянских языков. Заимствования из древних скандинавских, финно-угорских, а также тюркских языков. Слова греческого и латинского происхождения в составе русской лексики.

23. Заимствования из европейских языков. Пополнение словаря новой лексикой конца ХХ – начала 21 века. Пути проникновения иноязычной лексики в русский язык,время заимствований; тематические группы лексики; признаки заимствованных слов.

24. Освоение русским языком иноязычных слов: фонетическое, графическое, грамматическое, семантическое. Понятие об экзотизмах и варваризмах, употребление их в устной и письменной речи.

25. Словообразовательные и семантические кальки, полукальки. Этимологические словари. Словари иностранных слов.

26. Лексика русского языка с точки зрения активности и пассивности её употребления: активная и пассивная. Группы пассивной лексики. Типы архаизмов.

27. Тематические группы историзмов. Понятие о советизмах. Употребление устаревшей лексики в различных стилях речи. Способы её введения в художественный текст.

28. Новая лексика. Семантические и лексические неологизмы. Продуктивные модели словообразования лексических неологизмов. Индивидуально-стилистические (авторские) неологизмы. Словари и справочники новых слов и словосочетаний.

29. Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления: общенародная и необщенародная лексика (диалектная и специальная). Понятие о диалектах. Типы диалектных слов по характеру языковых различий со словами литературного языка. Стилистическое употребление диалектных слов и их роль в стилевой организации текста.

30. Специальная лексика: терминологическая и профессиональная. Понятие о терминологических системах различных областей науки и техники, Номинативная и дефинитивная функция терминов.

31. Профессиональная лексика. Сфера её функционирования. Различия между терминами и профессиональными словами. Признаки, объединяющиеих. Способы введения профессиональной и специальной лексики в текст.

32. Жаргонная лексика. Понятие о профессиональных жаргонах. Различия и сходство между жаргонными и профессиональными словами. Особенности жаргонизмов. Пути их возникновения. Арго как разновидность жаргона. Стилистическое употребление жаргонной лексики.

33.Лексика русского языка с точки зрения её стилистической дифференциации. Межстилевая (нейтральная) лексика как структурная и семантическая основа устной и письменной речи в текстах различного стилевого характера. Лексика письменной (книжной) речи: научная, высокая, официально-деловая; её особенности.

34. Лексика устной речи: разговорная и просторечная, характеризующая сферу повседневного общения.

35.Лексико-фразеологические особенности функциональных стилей. Лексика научного стиля в текстах научно-популярного изложения; в текстах научного изложения; лексика официально-делового стиля; лексика публицистического стиля.

36. Лексика стиля художественной речи (тропы и фигуры как средство создания образной речи; разновидности тропов; художественность и эмоциональность слова; индивидуально-авторские образования; специфика употребления диалектных, профессиональных, устаревших слов и т.д.).

37. Общее понятие о фразеологии и фразеологизмах. Фразеологические единицы русского языка в их отношении к слову и свободному словосочетанию. Признаки фразеологическихединиц.

38. Классификация фразеологических единиц по степени семантической спаянности компонентов (сращения, единства и сочетания).

39. Лексико-грамматические разрядыфразеологизмов. Лексические и грамматические варианты использования фразеологических единиц. Факультативность компонентов фразеологизмов. Экспрессивно-стилистические функции фразеологизмов.

40. Источники русской фразеологии. Крылатые выражения.

41. Понятие о лексикографии. Предмет и задачи лексикографии. Принципы классификации словарей. Энциклопедические и лингвистические (филологические) словари. Типы лингвистических словарей.

42. Основные толковые словари и принципы их построения. Ха­рактеристика важнейших толковых словарей русского языка.

43.Орфографическиесловари. Орфоэпические словари. Словари правильного словоупотребления. Особенности построения словарной статьи в данных словарях.

44. Этимологические словари. Исторические словари. Особенности построения словарной статьи в данных словарях.

45. Филологические словари русского языка и их характеристика: словари синонимов, словари антонимов, словари омонимов, словари паронимов.

46. Фразеологические словари. Особенности построения словарной статьи в данных словарях.

47. Морфемные, словообразовательные словари. Особенности построения словарной статьи в данных словарях.

48. Частотные словари, словари сочетаемости слов русского языка, словари языка писателей. Переводные словари.

Составитель: ст. преподаватель Н.В. Ермалович

Наши рекомендации