Оценка умственного развития

ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ «ЧЕЛОВЕК».

1. Впервые рисуется в 3,5 года головоног, затем добавляется глаза, нос, рот.

2. после 5 лет от линейного к двухконтурному туловище круг или овал, треугольник, квадрат, пропорции головы и туловища не согласованы.

3. В 6 лет- уши и волосы, свойства одежды – прозрачность (сквозь шляпу просвечивает голова).

4. На 7 году уточнение пропорций, правильное присоединение конечностей к туловищу.

5. 8 лет- переход от анфас к профилю.

6. В 9 лет попытка изобразить движение.

7. В 10 – 11 лет пытаются передать перспективу накладывая тени.

В рисунке человека принято выделять 4 возрастные стадии: головоног; схематическое изображение; промежуточное меж­ду схематическим и пластическим; пластическое.

Головоног — это рисунок, состоящий из более или менее ок­руглой головы с глазами и ртом и отходящих от нее или нари­сованных рядом палочек — рук и ног (их количество бывает различным). Такова первая форма рисунка человека, появля­ющаяся в возрасте около 3 лет. Начиная с 4 лет такой рису­нок — показатель нарушений в развитии изобразительной функции. Их причиной может быть умственная отсталость, нарушение обучаемости, педагогическая запущенность. Иног­да рисунки такого типа появляются в состоянии острого стрес­са, при сверхвысоком уровне тревоги, ярко выраженной импульсивности или при психическом заболевании.

На схематическом изображении человек (имеющий не толь­ко голову, но и туловище) как бы составлен из отдельных час­тей. Ноги располагаются по бокам туловища. Такой рисунок обычен для дошкольного возраста. До 5 лет типично изображение рук и ног одинарной линией, позд­нее — двойной. Примерно к 6 го­дам руки начинают изображаться идущими от верхней части туловища (соответствующей плечам), а не от его середины, как раньше. В более позднем возрасте руки, начинающиеся от середины туловища, появляются в рисунках детей, находящихся в состоянии остро­го стресса, при особо высоком уровне тревоги, при высокой импульсивности или при психическом заболевании.

В школьном возрасте схематическое изображение — это проявление общей или частичной инфантильности или отста­вания в умственном развитии. Вместе с тем упрощенная схема может встречаться вплоть до взрослого возраста при выражен­ном интеллектуализме (преобладании словесно-логического мышления над образными и эмоциональными процессами), а также при негативизме, сниженной мотивации, формальном отношении к заданию. Во всех этих случаях схема предельно упрощена, выглядит четко и определенно («палочковый чело­век», либо изображение туловища строго овальным, прямоу­гольным или треугольным).

Фигура из палочек – может означать увиливание и негативизм.

В пластическом изображении имеется попытка (не обяза­тельно удачная) передать реальную форму частей тела. Они не «приклеены» друг к другу, а органично переходят одна в другую без четкой границы, как в реальности (это особенно замет­но на переходе от шеи к плечам, от плеч — к рукам и от туловища — к ногам. Такое изобра­жение типично для подростков. В более раннем возрасте оно свидетельствует о высоком уровне развития.

Промежуточный способ изображения, когда одни части тела изображены пластически, а другие — схематически типичен для детей в возрасте 7-10 лет. В дошкольном возрасте он говорит о хорошем уровне умственного развития, в подростковом — об отставании в развитии изобразительной функции, а возможно — ив общем умственном развитии.

ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ.

Отчетливое общее впечатление остается от пластического изображения, но иногда и от промежуточного. К схематическим изображениям этот критерий обычно неприменим.

Приятное общее впечатление от рисунка- положительный признак, позволяющий предположить, что эмоциональное состояние человека благоприятно (хотя при этом, ра­зумеется, могут иметься какие-либо локальные трудности).

Неприятное (а тем более — отталкивающее) впечатление от рисунка — частый признак тех или иных эмоциональных про­блем. Оно может возникать при негативизме, асоциальности (антисоциальности}, агрессивности, в состоянии острой тревоги, при высокой импульсивности, при деп­рессии.

Изображение внутренних органов типично при ипохондрии (повышенном беспокойстве о собственном здоровье). Иногда оно свидетельствует о неврозе или более серьезном психичес­ком отклонении.

Изображение веселого человека — положительный признак; грустный человек часто изображается при астении, депрессии или субдепрессии, однако одного этого признака не­достаточно для подобного вывода. Мрачный человек часто изображается в состоянии депрессии. Иногда такое впечатление производят рисунки эпилептоидных детей. Оно нередко возникает также при негативизме. Агрессивный человек изображается как при агрессивности, так и при повышенной импульсивности. Иногда это признак асоциальности или антисоциальности. На рисунках интровертных, а особенно — шизоидных личностей человек нередко выглядит странным. В отдельных случаях это может быть признаком психического отклонения.

Карикатурный рисунок характерен для сочетания высокой демонстративности с негативизмом. Он часто встре­чается при негативном самопредъявлении и демонстративном нигилизме.

Стоящий человек — самый распространенный вид изображения. Попытка передачи динамики (человек идет, бежит или занят какой-либо деятельностью) — показатель активности, творческой направленности. Изображение сидящей фигуры иногда встречается при интеллекуализме (преобладании сло­весно-логического мышления над образной сферой). Однако этот признак очень ненадежен. Лежащая фигура иногда гово­рит о пассивности, астении. Однако этот признак также не­достаточно надежен.

Наиболее распространен рисунок анфас (спереди). Профильный рисунок иногда говорит об интровертности (не очень надежный признак). Рисунок в три четверти— показатель художественной направленности. Он част у подростков, обучающихся рисованию. Изображение сзади тот признак не теряет сво­его значения и в тех случаях, когда изображение со спины оп­равдано общей композицией рисунка.

ПОЛ.

У дошкольников и младших школьников пол изображенного человека обычно или вовсе не ясен, или определяется толь­ко одеждой и прической). Подростки передают пол более дифференцированно: на рисунке женской фигуры — узкие (покатые) плечи, грудь, тонкая талия, относительно широ­кие бедра; на рисунке мужской фигуры — широкие плечи, мускулатура, узкие бедра). Эти признаки часто бывают резко подчеркнуты, что говорит о естественном для подросткового возраста интересе к сексуальной сфере. Отсутствие этих признаков на рисунке подростка говорит об отста­вании в психосексуальном развитии, несформированности половой идентификации).

На рисунке мужской фигуры, особо широкие плечи и прочие признаки сверхмужественности гово­рят о значимости маскулинных (мужских) ценностей. Если они сопровождаются признаками тревоги — множественными ли­ниями, исправлениями и т. п., то это означает, что подросток не уверен в своем соответствии мужскому идеа­лу. Те же признаки (особенно — тщательная прорисовка мускулатуры, волосы на теле или на конечностях, щетина на лице) возможны также при высокой сексуальности или при по­вышенной агрессивности, культе силы. В рисунке, сделанном девочкой, те же признаки служат показателем высокого инте­реса к противоположному полу.

На рисунке женской фигуры подчеркнутые грудь и бедра — признак высокой значимости сексуальной сферы. На рисунке, сделанном девочкой, признаки тревоги, сконцентрирован­ные на этих частях тела, часто говорят о сомнениях в своей женской привлекательности, негативной оценке собственной фигуры.

Расположение груди на рисунке женской фигуры суще­ственно выше или ниже, чем она должна быть, обычно говорит о неблагополучии в сексуальной сфере.

Изображение сосков на мужской фигуре, выделение области тела, близкой к гениталиям (усиленный нажим, штриховка, множественные линии, исправления — независи­мо от пола персонажа) — признак проблем в сексуальной сфере. Для подростков они обычны, в более раннем возрасте следует специально выяснить их причину.

Изображение полового члена — признак асоциальности или антисоциальности (кроме рисунков детей 3-4 лет, еще не знакомых с социальным запретом на его изображение).

Изображение обнаженной фигуры (на пластическом рисун­ке) также может быть проявлением высокого интереса к сек­суальной сфере, а иногда — асоциальности. Оно встречается также у подростков, обучающихся рисованию. О высокой значимости сексуальной сферы говорит и эффект «просвечивания» фигуры через одежду..

Изображение фигуры, обладающей признаками противоположного пола (например, женской фигуры с подчеркнутой мускулатурой или особо широкими плечами, мужской фигуры с широкими бедрами), — признак несформированной половой идентификации (т. е. недостаточно четкого и однозначного восприятия собственного пола). Для раннего подросткового возраста это нормальное явление. В более взрослом возрасте это свидетельство инфантильности или проблем в сексуальной сфере.

Изображение персонажей.

Иногда по собственной инициативе рисуют не «просто человека », а определенный персонаж. Это может быть либо сообщено словесно, либо очевидно по самому рисунку; в пос­леднем случае полезно уточнить у ребенка, кого именно он нарисовал. Подобный подход к заданию типичен для демонст­ративных людей с художественным складом. Большое значение имеет тип персонажа.

Изображение актера (актрисы) типично для особо демон­стративных детей. При сочетании высокой демонстративности со сниженной самооценкой, при негативном самопредъявлении или демонстративном нигилизме нередко встречается изоб­ражение шута или клоуна.

Изображение персонажей, занимающих высокое социальное положение (король, королева, принц, принцесса, граф и т. п.) типично для детей с высоким уровнем притязаний. Изображе­ние рыцаря, героя обычно для подростков. В более раннем воз­расте оно может говорить о наличии у ребенка некоторых подростковых черт.

Пьяница, наркоман, преступник и другие антисоциальные персонажи могут говорить о негативизме, асоциальных или антисоциальных тенденциях (особенно если рисунок сопровож­дается морализированием, осуждением или порицанием изоб­раженного персонажа). Такие персонажи нередко встречаются при остро протекающем подростковом кризисе. Аналогично интерпретируются сказочные отрицательные персонажи (ба­ба-яга, Кощей и т. п.).

Безработный, бродяга, нищий и т. п. — также частые персо­нажи рисунков детей с негативизмом, с асоциальными тенден­циями. Однако, нередко они встречаются и при депрессивном или субдепрессивном состоянии. Для этих состояний типично также изображение старика (старухи).

Изображение богатого или бедного человека говорит о значимости материального положения

Изображение военного распространено у мальчиков в под­ростковом возрасте. У девочки оно может свидетельствовать о мужском складе характера, агрессивности, недостаточной женственности. Изображение богатыря может говорить о зна­чимости маскулинных (мужских) ценностей, иногда — об аг­рессивности. Оно нередко встречается у ригидных детей.

Куклы – уступчивость, переживание доминирования окружения.

Фигура Бабы-Яги – открытая враждебность к женщинам.

Клоун, карикатура – свойственное подросткам ощущение неполноценности, враждебность, самопрезрение.

Изображение робота или инопланетянина наиболее типич­но для подросткового возраста. Оно встречается при интровертном складе личности, шизоидной акцентуации, проблемах общения, деперсонализация, ощущение внешних контролирующих сил. В отдельных случаях подобные рисунки встречаются при психических отклонениях.

ГОЛОВА И ЧЕРТЫ ЛИЦА

Сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения.

Голова присутствует на рисунке человека почти всегда, за исключением очень редких случаев, когда рисунок начат с ног и настолько неудачно размещен, что в итоге голова не помещается на листе. В этом случае можно полагать, что у человека грубо нарушено планирование действий. Отсутствие головы характерно при высокой импульсивности, гиперактивности, психическом заболевании. Голова маленькая – переживание интеллектуальной неадекватности или придается большое значение физической силе и малое — умственной деятельности.

Иногда особо большая голова встречается в рисунках людей, придающих очень большое значение умственной деятельности, большая голова у фигуры противоположного пола – мнимое превосходство противоположного пола и более высокий его социальный авторитет.

Нечеткая голова – застенчивость, робость. Голова изображается в самом конце – межперсональный конфликт.

Лицо

Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это сенсорный контакт с действительностью.

Лицо подчеркнуто – сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом. Лицо неясное, тусклое – боязливость, застенчивость. Лицо изображено так, что виден затылок – тенденция к замкнутости.

Выражение лица подобострастное – незащищенность. Лицо, похожее на маску – осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденности. Щеки в виде кругов на рисунке ребенка старше 9-10 лет — признак некоторой инфантильности. Подбородок слишком подчеркнут– потребность доминировать. Подбородок слишком крупный – компенсация ощущаемой слабости и нерешительности.

ГЛАЗА.

Глаза (на профильном рисунке — один глаз) присутствуют в большинстве рисунков человека. Отсутствие глаз бывает при­знаком негативизма сниженной мотивации, отрица­тельного отношения к обследованию. Оно встречается также при глубокой интровертности или аутизации. Иногда оно говорит об астении, упадке сил или депрессивном (субдепресление нарушений внимания и самоконтроля, связанных с орга­ническим поражением мозга и/или с импульсивностью, гиперактивностью.

Преувеличенный размер глаз встречается на рисунках демонстративных людей. Для них типичны также особо тщательно вырисованная форма глаз, тщательное изображение ресниц. Пустые глаза (без радужки и зрачков) встречаются при астении или при наличии страхов. Еще более выразительный признак страхов (фобий) — это глаза с зачерненной радужкой или (особенно) зачерненные целиком

Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы – сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.

Глаза изображены как пустые глазницы – значимое стремление избегать визуальных стимулов, враждебность. Глаза выпучены – грубость, черствость. Глаза маленькие– погруженность в себя. Подведенные глаза – грубость, черствость. Длинные ресницы – кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя. Брови редкие, короткие ~– презрение, изощренность

РОТ.

Отсутствие рта трактуется в целом так же, как и отсутствие глаз, но встречается чаще, поэтому этот признак имеет несколь­ко меньший вес. Подчеркнутые губы (особенно — толстые или очень тщательно вырисованные) — это мягкая, социально приемлемая сексуальная символика (ас­социация с поцелуем). Изображение зубов говорит о склонно­сти к вербальной агрессии, особенно если они выделены линией с сильным нажимом. Изображение языка может быть связано с речевыми трудностями. Иногда это проявление негативизма («показывать язык»).

Рот впалый – пассивная значимость. Полные губы на лице мужчины – женственность. Рот клоуна – вынужденная приветливость, неадекватные чувства.

НОС.

Ноздри – примитивная агрессия. Нос широкий, выдающийся, с горбинкой – презрительные установки, тенденция мыслить ироническими социальными стереотипами. Выделение носа и/или ушей (особо большие; нарисованы с сильным нажимом и т. п.) нередко встречается у детей, неудов­летворенных своей внешностью.

УШИ.

Уши слишком подчеркнуты – возможны слуховые галлюцинации. Встречаются у особо чувствительных к критике.

Уши маленькие – стремление не принимать никакой критики, заглушить ее. Подчеркнутые уши могут говорить также о подозрительности, настороженности, стрем­лении все слышать.

ВОЛОСЫ.

Признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремление к ней). Длинные волосы, тщательно нарисованная прическа или шляпа — признак демонстративности. Волосы сильно заштрихованы – тревога, связанная с мышлением или воображением.

Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову – субъектом управляют враждебные чувства.

Шея

Орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Таким образом, это их координационный признак.

Подчеркнута шея – потребность в защитном интеллектуальном контроле.

Чрезмерно крупная шея – осознание телесных импульсов, старание их контролировать.

Длинная тонкая шея – торможение, регрессия.

Толстая короткая шея –уступки своим слабостям и желаниям, выражение неподавленного импульса.

Плечи.

Признак физической силы или потребности во власти. Плечи чрезмерно крупные–ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью.

Плечи мелкие – ощущение малоценности, ничтожности. Плечи слишком угловатые – признак чрезмерной осторожности, защиты.

Плечи покатые – уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности.

Плечи широкие – сильные телесные импульсы.

Туловище

На схематических и промежуточных между схематическим и пластическим рисунках тело обычно изображается округлым или в виде несколько скругленного прямоугольника. Тело прямоугольной или треугольной формы, с четко обозна­ченными углами, встречается в рисунках интровертных детей с высоким уровнем своеобразия, оригинальности и с трудностя­ми в сфере общения. Изображение тела штрихами (без контура) иногда встречается в состоянии острой тревоги.

«Длинная», худая, вытянутая фигура с очень узкими плечами часта при астеничности, псих­астенической акцентуации, интровертности. Особо полная фигура часто встречается при циклоидном типе. Иногда она свидетельствует о негативной оценке своей внешности.

Изображение угловатой фигуры характерно для подрост­кового кризиса. Иногда оно говорит об интровертности, трудностях в сфере общения. В отдельных случаях угловатость возникает из-за моторных трудностей, вызванных органичес­ким поражением мозга. Туловище угловатое или квадратное – мужественность.

Туловище слишком крупное – наличие неудовлетворенных, остроосознаваемых субъектом потребностей.

Туловище ненормально маленькое – чувство унижения, малоценности

Грубое искажение формы тела, грубо асимметричная фигура, неверное расположение отдельных частей тела или грубое нарушение пропорций могут говорить о сенсомоторных нарушениях, вызванных органическим поражением мозга, о высокой импульсивности, состоянии острого стресса или психическом заболевании.

Изображение нарочито уродливой фигуры типично при негативизме и часто встречается при остро протекаю­щем подростковом кризисе. Оно нередко свидетельствует об асоциальных или антисоциальных тенденциях.

.

Конечности

Руки – орудия более совершенного и чуткого приспособления к окружению, главным образом в межперсональных отношениях. Способ изображение рук (особенно — кисти, пальцев) — важнейший показатель особенностей сферы общения. Отсут­ствие рук на рисунке может свидетельствовать о серьезных нарушениях в этой сфере.

Наиболее стандартное положение рук — изображение их свободно опущенными вдоль тела (но не прижатыми к телу)). Руки расслабленные и гибкие – хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях.

Руки, широко расстав­ленные в стороны— признак экстравертности. Руки, прижатые к телу — признак интровертности.

Руки, изображенные не слитно с туловищем, а отдельно, вытянутые в стороны – субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля.

Руки скрещены на груди – враждебно-мнительная установка.

Руки за спиной – нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление агрессивных, враждебных влечений.

Руки слишком длинные – чрезмерно амбициозные стремления.

Руки очень короткие – отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности.

Отсутствие рук – чувство неадекватности при высоком интеллекте.

Деформация или акцентирование руки или ноги на левой стороне– социально-ролевой конфликт.

Руки, повернутые в стороны, достающие что-то – зависимость, желание любви, привязанности.

Руки сильные – агрессивность, энергичность. Руки тонкие, слабые – ощущение недостаточности достигнутого.

Рука как боксерская перчатка – вытесненная агрессия. Руки за спиной или в карманах – чувство вины, неуверенность в себе.

Руки неясно очерчены – нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях.

Руки отсутствуют в женской фигуре.– материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая.

Особо большая ладонь (а особенно — кулак) свидетельству­ет о склонности к агрессии). Этот признак еще более значим, если ладонь или кулак нари­сованы с сильным нажимом, подняты вверх (в частности, когда ладонь поднята в приветственном жесте). Об агрессивности (часто — скрытой) говорят также заостренные ногти, особен­но если они нарисованы с нажимом. Пальцев больше пяти – агрессивность, амбиции.

Пальцы без ладоней – грубость, черствость, агрессия.

Пальцев меньше пяти – зависимость, бессилие. Пальцы длинные – скрытая агрессия. Пальцы сжаты в кулаки – бунтарство, протест. Кулаки прижаты к телу – вытесненный протест.

НОГИ.

Ноги непропорционально длинные–сильная потребность независимости и стремление к ней.

Ноги слишком короткие – чувство физической или психологической неловкости.

Рисунок начат со ступней и ног – боязливость. Ступни не изображены – замкнутость, робость. Ноги широко расставлены – откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность).

Ноги неодинаковых размеров – амбивалентность в стремлении к независимости.

Ноги отсутствуют – робость, замкнутость. Ноги акцентированы – грубость, черствость.

Ступни непропорционально длинные – потребность безопасности. Потребность демонстрировать мужественность.

Ступни непропорционально мелкие – скованность, зависимость. Ноги, сдвинутые вместе— признак интровертности, расставленные — экстравертности. Преувеличенная длина ног часта при астеничности, сензитивном типе личности, психастенической акцентуации. Отсутствие ног или чересчур маленькие ступни часты на рисунках людей со слабой бытовой ориентацией. Выделение ступней (преувеличенный размер, при­знаки тревоги, сильный нажим) часто встречается при повы­шенной потребности в опоре, ощущении неустойчивости своего положения в жизни. Наличие опорной линии под ногами (изоб­ражающей землю) рассматривается как признак хорошей бы­товой ориентации (ее отсутствие ни о чем не говорит

Поза

Голова в профиль, тело анфас – тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении.

Человек, сидящий на краешке стула – сильное желание найти выход из ситуации, страх, одиночество, подозрение.

Человек, изображенный бегущим – желание убежать, скрыться от кого-либо.

Человек с видимыми нарушениями пропорций по отношению к правой и левой стороне – отсутствие личного равновесия.

Человек без определенных частей тела указывает на отвержение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей (актуально или символично изображенных).

Человек в слепом бегстве – возможны панические страхи.

Человек в плавном легком шаге – хорошая приспособляемость.

Человек – абсолютный профиль – серьезная отрешенность, замкнутость и оппозиционные тенденции.

Профиль амбивалентный – определенные части тела изображены с другой стороны по отношению к остальным, смотрят в разные стороны – особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации.

Неуравновешенная стоячая фигура – напряжение.

Фон. Окружение

Тучи – боязливая тревога, опасения, депрессия. Фигура человека на ветру – потребность в любви, привязанности, заботливой теплоте.

Линия основы (земли) – незащищенность. Подробное изображение фона (трава, дом, машина, реали­стичное изображение земли и т. п.) характерно для людей с ху­дожественными наклонностями..

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДЕТАЛИ

Избыток деталей – "неизбежность телесности" (неумение ограничить себя) указывает на вынужденную потребность наладить всю ситуацию, на чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей (существенные, несущественные или странные) может послужить для более точного определения специфичности чувствительности.

Лишнее дублирование деталей – субъект, скорее всего, не умеет входить в тактичные и пластичные контакты с людьми. Акцентированные груди, бедра, женские черты, мелочное изображение деталей одежды, высокие каблуки - гомосексуальные наклонности.

Недостаточная детализация – тенденции к замкнутости. Особо щепетильная детализация – скованность, педантичность.Из дополнительных деталей наиболее распространено изображение одежды. Рисунок на одежде, карманы, отделка и т. п. говорит о демонстративности. О том же свидетельствуют украшения ( сережки), особенно когда они изображены в большом количестве, а также дополнительные нефункциональные предметы (цветок, шарик, флажок...).

Флажок, игрушка и прочие детские аксессуары на рисунке подростка — признак инфантильности (игрушечная машина). Об инфантильности говорит и изображение подростком пуговиц при отсутствии других деталей одежды.

Изображение оружия (особенно — холодного), а также режу­щих или рубящих орудий— признак агрессивности. Изображение сигареты трубки, рюмки, бутылки и т. п. встречается при негативизме, в частности — под­ростковом, асоциальности или антисоциальности.

Ориентация в задании

Принятие задания с минимальным протестом – хорошее начало, за которым следует усталость и прерывание рисования.

Извинения из-за рисунка – недостаточная уверенность.

По ходу рисования уменьшаются темп и продуктивность – быстрое истощение.

Название рисунка – экстраверсия, потребность и поддержка, мелочность.

Подчеркнута левая половина рисунка – идентификация с женским полом.

Упорно рисует, несмотря на трудности – хороший прогноз, энергичность.

Сопротивление, отказ от рисования – скрывание проблем, нежелание раскрыть себя.

ТИП ФИГУРЫ Клоун, карикатура   Свойственно подросткам с переживанием неполноценности
Противоположный пол Сексуально-ролевой конфликт
Кукла Уступчивость, переживание доминирования
Робот вместо мужчины Деперсонализация
Фигура Бабы-Яги Открытая враждебность к женщинам
ГОЛОВА Нечеткая голова   Застенчивость, робость  
Голова изображена последней Межперсональный конфликт  
Голова неправильной формы Органика
Голова увеличена Озабоченность своими интеллектуальными способностями  
ВОЛОСЫ Лысеющий мужчина Переживание недостатка мужественности
Бакенбарды Шизоидность  
Волосы взлохмачены Сексуальная аморальность  
  ОБНАЖЕННОСТЬ Идеализированные голые фигуры Вуаеризм  
Голая фигура с гениталиями Протест против сексуальных норм
Большие пальцы Грубость, черствость, инфантильность
Пальцы как листочки Незрелость
Пальцы заштрихованы Чувство вины
Пальцы - стрелы Открытая агрессия
Пальцы без ладони Грубость, черствость
Пальцев больше пяти Агрессивность
Пальцев меньше пяти Зависимость, бессилие
Пальцы сжаты в кулаки Бунтарство, протест
Кулаки прижаты к телу Вытесненный протест
Руки женщины в области таза У мужчин восприятие как сексуально враждебные
Руки в области гениталий аутоэротизм
Руки за спиной или в карманах Увиливание, чувство вины
Руки не ясно очерчены Нехватка самоуверенности в деятельности
Нож, ружье, копье Делинквентное поведение  
Акцентирование ремня Сексуальный конфликт  
Пряжка на ремне Зависимость  
Пуговицы Зависимость, неполноценность  
Пуговицы на манжетах   Навязчивый элемент
Сигарета Концентрация на сексуальной сфере  
Сигарета в губах Сложный, оральный эротизм  
Слишком много одежды Эгоцентричность  
Неподходящая одежда Недовольство социальным статусом  
Прозрачная одежда   Вуаеризм  
Серьги Эксгибиционизм, концентрация на сексуальной сфере  
Платок в кармане костюма Сексуальная неполноценность  
Прозрачная шляпа   Примитивное сексуальное поведение
Высокие каблуки у мужчины (пациент ) Гомоэротические тенденции мужчина)  
   

ОЦЕНКА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Рисунок человека позволяет дать предварительную оценку умственного развития. Чем старше ребенок, тем менее прямо уровень рисования связан с общим уровнем развития. Поэто­му с возрастом надежность выводов об умственном развитии падает (а надежность выводов о личностных и эмоциональных особенностях, напротив, растет).

Важным показателем умственного развития служит наличие основных деталей. Можно руководствоваться следующими ориентировочными нормами наличия деталей: с 5 лет — голова, гла­за, рот, туловище, руки и ноги. С 6 лет также нос и пальцы (количество несущественно). С 7 лет — шея, волосы (или шап­ка), одежда (хотя бы в предельно схематическом виде); руки и ноги изображены двойными линиями. С 8 лет — уши и ступни, по 5 пальцев на руках. Отсутствие какой-либо из деталей, кроме головы, глаз и туловища, может компенсироваться наличием детали, относящейся к следующим возрастам, но не дополни­тельными, необязательными (типа пупа, пуговиц и т. п.).

Отсутствие на рисунке какой-либо детали может быть обус­ловлено не интеллектуальными нарушениями, а личностными проблемами ребенка или отвлечением внимания. Поэтому нужно выяснить, все ли рисунки дефектны. Для сопоставления могут быть использованы рисунки, сделанные ребенком само­стоятельно и принесенные родителями, методика «Рисунок семьи » и т. п. Достаточно, если данная деталь присутствует хотя бы в одном из рисунков.

Вторым важнейшим показателем уровня умственного развития служит способ изображения. Как правило, пластический рисунок говорит о нормальном уровне умственного развития даже при отсутствии тех или иных деталей, обычных для возраста обследуемого. Для дошкольника показателем нормаль­ного уровня умственного развития является также рисунок, промежуточный между схематическим и пластическим.

Наши рекомендации