Шкала оценивания: оценка по 10-балльной системе.

На экзамен ученик должен явиться в удобной черной одежде: трикотажный верх (футболка/толстовка/топ/водолазка), черный трикотажный низ (брюки/лосины), мягкая обувь.

Выходить из аудитории без разрешения педагога до окончания творческого экзамена не разрешается.

На экзамене использование всех источников связи запрещено.

При проведении творческих экзаменов присутствие в аудитории посторонних лиц не допускается.

Выдача на дом аудиторных экзаменационных заданий не разрешается.

На творческих экзаменах обеспечивается спокойная и доброжелательная обстановка, ученикам предоставляется возможность наиболее полно проявить уровень своих знаний и умений.

Шкала оценивания: оценка по 10-балльной системе.

С помощью специальных заданий, упражнений и этюдов комиссия оценивает уровень проявления у ученика следующих данных:

* фантазия и творческое воображение;

* эмоциональная возбудимость на событие;

* сценический темперамент;

* чувство веры в предлагаемые обстоятельства;

* чувство правды, то есть способность действовать на сцене органично и чувствовать искренне;

* ощущение характера персонажа;

* способность к импровизации;

* сценическое обаяние;

* заразительность сценического действия;

* голосовые данные, музыкальный слух и ритмичность;

* чёткость дикции;

* пластичная телесная выразительность.

Объявление результатов экзамена

Оценка по экзамену доводится до сведения ученика путём размещения на сайте http://i-actor.ru , в группе Вконтакте и объявления педагогом.

По результатам экзамена в конце учебного года выдается аттестат с баллами по каждой дисциплине.

Краткий словарь театральных терминов:

А

Авансцена – пространство сцены между занавесом и зрительным залом.

Акт (Действие) – отдельная часть сценического произведения.

Актёр – физически действующий человек, в рамках роли в театральном представлении.

Амфитеатр – места для зрителей за партером, расположенные возвышающимся полукругом.

Антракт – перерыв между действиями спектакля.

Аншлаг – объявление, что все места на представление проданы.

Аплодисменты – одобрительные хлопки зрителей, форма выражения приветствия или благодарности артистам и создателям спектакля.

Арьерсцена– задняя часть сцены, которая является продолжением основной сцены. Служит резервным помещением.

Атмосфера – окружающие условия, обстановка. В искусстве театра это еще и состояние актеров и исполнителей, которые взаимодействуя друг с другом, создают ансамбль. Атмосфера - это среда, в которой развиваются события. Атмосфера - связующее звено между актером и зрителем. Она является источником вдохновения в творчестве актера и режиссера.

Афиша– объявление о представлении.

Б

Бутафория – предметы, специально подготовленные и употребляемые вместо настоящих в театральных постановках (посуда, оружие, украшение).

В

Ведущий/ведомый – главный и второстепенный человек.

Г

Генеральная репетиция – последняя, полная репетиция перед концертом или премьерой спектаклем.

Грим – подкрашивание лица, искусство придания лицу (посредством специальных красок, наклеивания усов, бороды и т.д.) внешности, необходимой актёру для данной роли.

Гример – человек, профессионально изменяющий образ актёра (театра, кино, цирка и пр.) для соответствующей роли.

Д

Декорация – устанавливаемое на сцене живописное или архитектурное изображение места и обстановки театрального действия.

Диалог – разговор между двумя или несколькими актёрами.

Драма – действие с серьёзным сюжетом, но без трагического исхода.

Драматург– писатель, пишущий драматические произведения.

З

Завязка – событие, определяющее начало (завязывание) конфликта между действующими лицами. Как правило, завязка возникает между двумя и более персонажами.

И

Интрига – основная ситуация драмы, вокруг которой развивается действие.

Ирония (гр. - притворство) – скрытая насмешка, своеобразная оценка поступков героев и действующих лиц. Ирония - способ мышления автора и способ общения актера на сцене. Насмешка, прикрытая серьезной формой выражения или внешне положительной оценкой.

Импульс – побудительный момент, толчок, вызывающий какое-нибудь действие.

К

Комедия – драматическое произведение с веселым смешным сюжетом.

Конфликт – резкое столкновение сторон, мнений, интересов. Спор, серьезное разногласие, результатом которого являются неожиданные действия противоборствующих сторон.

Костюмер– специалист, отвечающий за хранение и подготовку костюмов в театре, на киностудии и т.п.

Кулисы– вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.

Кульминация – составная часть композиции постановки, обозначающая наивысшее напряжение драматического конфликта, накал страстей, в котором сходятся все сюжетные линии конфликта, в котором борьба либо обостряется, либо находит какой - либо компромисс. Как правило, непосредственно за кульминацией следует и развязка произведения.

Л

Лейтмотив – основная мысль, неоднократно повторяемая и подчеркиваемая развитием сюжета.

М

Мелодрама– драматическое произведение с острой интригой, с резким противопоставлением добра и зла.

Мизансцена – сценическое размещение, положение актёров на сцене в определённый момент действия.

Мимика – мысли и чувства, передаваемые не словами, а выражением лица.

Монолог – речь одного действующего лица, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога.

Монтировщик – человек, который устанавливает декорации

Мышиная возня/Броуновское движение – хаотичное беспорядочное движение. Группа занимает все пространство, максимально часто проходит через центр, нельзя ходить по кругу, соблюдается нулевой цикл (полная отстраненность, отрешенность). Ученик ни с кем не сталкивается, все видит, слышит, понимает, где находится партнер. Нужно правильно оценивать себя в пространстве, но при этом не обращать внимания на партнера, существовать в состоянии публичного одиночества.

Мяч внимания – внимание на сцене, фокус на человеке, действии, фразе.

Н

Нулевой цикл – состояние, в котором актер должен выразить абсолютную беспристрастность, спокойное положение, ноги на ширине плеч, руки должны быть опущены вниз, лицо не должно выражать никаких эмоций, смотреть нужно в точку напротив себя. Задача: не выбиться из такого состояния, оставаться в этом же положении, не испытывать никаких желаний и эмоций.

П

Партер – места в зрительном зале ниже уровня сцены.

Персонаж – действующее лицо драматического или литературного произведения. Художественный образ, который обладает определенным характером, играет ту или иную роль в развитии сюжета произведения.

Постановка – творческий процесс создания спектакля, фильма, циркового и эстрадного представления. Осуществляется режиссёром-постановщиком совместно с художником, балетмейстером; в музыкальном театре - совместно с дирижёром, художником; в кино - совместно с оператором, художником. Работа режиссера-постановщика над драматическим, документальным материалом для достижения определенной цели, сверхзадачи, которую ставит перед собой постановщик спектакля или представления.

Предлагаемые обстоятельства (К.С. Станиславский) – это фабула, эпоха, место и время действия, события, факты, обстановка, взаимоотношения, явления, а также условия жизни, наше актерское и режиссерское понимание пьесы; мизансцены, постановка, декорации и костюмы художника, бутафория, освещение, шумы и звуки - все то, что предлагается актеру и режиссеру принять во внимание при их творчестве. Чем больше предлагаемых обстоятельств, тем ярче выражены тема, проблема, конфликт спектакля. К предлагаемым обстоятельствам приковано внимание зрителей, иначе само понятие “зрелище” теряет свое назначение.

Проблема– теоретический или практический вопрос, требующий разрешения. Совокупность задач, идей, которые требуют разрешений и доказательств.

Публичное одиночество – (выражение К.С. Станиславского) - произвольное внимание. Увлечение тем, что есть и событиями, происходящими на сцене, не отвлекаясь на зрителя. Творческий круг, в котором актер сосредотачивает все свое внимание на выполняемом действии или на партнере.

ПФД (память физических действий) – упражнения с несуществующими (воображаемыми) предметами. Из заметок Е. Б. Вахтангова: "Попробуйте с совершенно пустыми руками, не имея в них абсолютно никаких предметов, лишь ощущая их при помощи своей фантазии, произвести следующие действия: 1) вышивать крестиком; 2) стирать белье; 3) чистить сапоги; 4) лепить из глины; 5) варить варенье; 6) делать прическу; 7) развязать коробку с конфетами; 8) сделать удочку и ловить рыбу; 9) растопить печь; 10) одеться; 11) выкроить рукав; 12) почистить ружье; 13) склеить коробку и т. д.".

Р

Развязка – компонент фабулы, завершения действия литературно-художественного, сценического произведения. Обычно означает разрешение художественного конфликта между действующими лицами и дается в конце представления.

Рампа– невысокий барьер вдоль авансцены, прикрывающий со стороны зрительного зала приборы для освещения сцены, а также - театральная осветительная аппаратура, помещаемая за таким барьером и служащая для освещения передней части сцены снизу.

Режиссёр – лицо, руководящее постановкой спектакля.

Реквизит – предметы, необходимые актёрам по ходу действия спектакля.

Реквизитор – человек, который готовит реквизит

Репертуар– пьесы, идущие в театре в определённый промежуток времени.

Репетиция – основная форма подготовки спектакля путем многократных повторений (целиком и частями).

Реплика– фраза (или часть фразы) сценического персонажа, за которой следует текст или действие другого лица.

Роль – художественный образ, создаваемый актёром.

С

Сарказм – язвительная, жестокая, ироническая насмешка; едкая ирония.

Сатира– одна из форм комического, содержащая резкое обличение, осмеяние отрицательных явлений действительности. Важное значение сатиры – актуальность и злободневность.

Сценическая площадка– часть сценического пространства, видимая зрителю. Как правило "очерчивается" кулисами, декорациями, расположением оркестра или светом.

Т

Трагедия – напряжённое действие с неразрешимыми проблемами, оканчивается гибелью одного из героев.

Х

Художник-постановщик/сценограф - человек, который придумывает/сочиняет декорации (художественное оформления спектакля в целом)

Ш

Шахматный порядок – расположение группы людей, как квадраты одного цвета на доске для игры в шахматы.

Штанкет – металлическая труба на тросах, к которой крепятся кулисы, детали декораций.

Э

Этюд – это короткое завершенное по форме произведение. Основные признаки этюда: Законченность формы. В этюде есть завязка, развитие, кульминация и финал. Единство места, времени и действия. Наличие "события"

Пояснения к заданиям по сценической речи

Терминология

Диафрагма – непарная мышца, разделяющая грудную и брюшную полости. результате движений диафрагмы, вместе с грудными мышцами вдох и выдох, осуществляется основной объём вентиляции лёгких.

Язык образован мышечной тканью и покрыт слизистой оболочкой. Язык активно участвует в членораздельной речи.

Осанка – манера, с которой человек привык держать свое тело. нужно знать, что в процессе голосообразования она играет огромную роль, потому что в процессе выработки правильной осанки развиваются именно те мышцы, которые принимают активное участие в дыхании.

Дыхание – есть основа речевого звучания.

Почему важен вдох носом? В организм поступает воздуха на 25% больше, чем при вдохе ртом. Вдох носом улучшает кровоснабжение мозга, повышает трудоспособность.

Тембр– умение варьировать разными качествами звучащего голоса, привлекать в работе над ролью эмоциональные окраски голоса, различные обертона.

Звуковысотный диапазон – умение актера использовать максимальный тоновый объем речевого голоса, от самого нижнего до самого верхнего звука.

Динамический диапазон – умение актера пользоваться голосом при различной силе звука, не теряя при этом тембральной окраски голоса.

Наши рекомендации