Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.

При изучении дисциплины студенты знакомятся с базовыми понятиями раннего коррекционно-предупредительного воздействия, основными факторами и видами нарушений психоречевого развития. Благодаря этому курсу у студентов должны сформироваться глубокие и устойчивые представления о сущности механизмов недоразвития, его закономерностях и специфических особенностях. Это позволит им глубоко и осознанно понимать недоразвития различных сторон психики при разнообразных поражениях и применять полученные знания в практической деятельности, а также при изучении других дисциплин.

Изучение и освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения таких дисциплин как «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ОВЗ», «Логопедические практикумы», «Инклюзивное обучение детей с ОВЗ», «Вербальные и невербальные средства коммуникации».

1.4. Цели дисциплины:

- Формирование у обучающихся необходимых представлений о теоретико-методологических основах оказания ранней помощи детям с ОВЗ, ее базовых категориях, принципах, своеобразии методов и приемов, о закономерностях психоречевого развития при различных видах нарушений, правильного понимания сущности нарушений нормального хода развития.

- Формирование у обучающихся системы знаний и умений, связанных с современным пониманием нормального и отклоняющегося развития, вопросами коррекции, компенсации, реабилитации и социально-психологической адаптации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Таблица 1

Планируемые результаты обучения

№ п/п Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП) Конкретизированные цели освоения дисциплины
знать уметь владеть
1. ПК-1 способность к рациональному выборуи реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ З.1. Основные принципы, положения и содержание диагностики различных типов отклонений речевого развития в раннем возрасте. З.2. Принципы, положения и структуру индивидуального коррекционно-образовательного маршрута У.1. Выявлять различные варианты отклонений в овладении речью в раннем возрасте. У.2. Создавать индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут в соответствии с выявленным вариантом отклонения в овладении речью В.1. Навыками обследования детей раннего возраста. В.2. Технологиями определения путей коррекции с учетом индивидуального и дифференцированного подходов
2. ПК-3 готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ 3.3.Стуктуру недоразвития с учётом возрастных особенностей речевого развития в раннем возрасте. 3.4. Зону актуального и зону ближайшего развития ребёнка раннего возраста с различными вариантами отклонений в овладении речью У.3. Выявлять нарушенные параметры развития и компенсаторные возможности в раннем возрасте. У.4. Планировать коррекционно-предупредительное воздействие в раннем возрасте с учётом структуры недоразвития, зоны актуального и зоны ближайшего развития В.3. Методами и приемами диагностики отклонений в овладении речью в раннем возрасте. В.4. Технологиями планирования коррекционно-образовательной деятельности в раннем возрасте с учётом зоны актуального и зоны ближайшего развития ребёнка
3. ПК-7 готовность к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ОВЗ и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением З.5. Принципы и специфику консультирования семей и ближайшего взрослого, воспитывающих ребёнка раннего возраста. 3.6. Деонтологический кодекс У.5. Планировать тематику и основные направления консультирования родителей и ближайшего взрослого окружения. У.6. Устанавливать конструктивное взаимодействие с родителями и ближайшим взрослым окружением ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью В.5. Методами и приёмами различных форм консультационной работы с родителями и педагогами детей раннего возраста. В.6. Методами и приёмами установления безконфликтного взаимодействия с родителями и ближайшим взрослым окружением ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 2

Наши рекомендации