Методические рекомендации по организации

Самостоятельной работы студентов

Для освоения дисциплины важно, чтобы обучающиеся умели рассуждать на предлагаемые темы, высказывать свою точку зрения, свои суждения; анализировать факты, документы, аннотировать источники; наблюдать, фиксировать данные, обобщать полученные результаты; уметь договариваться для выполнения коллективных работ теоретического и практического плана.

Обучение студентов в вузе складывается из нескольких составляющих: конспектирование лекций ведущих преподавателей, участие в практических и лабораторных занятиях, прохождение производственных практик и т.д. Если сравнить количество часов, отводимых на аудиторную и внеаудиторную работу студентов, то станет ясно, что к организации самостоятельной работы, на которую отводится значительное количество часов, особенно по сравнению с аудиторной, нужно подходить с особой ответственностью.

Условно можно выделить два вида СРС:

  • непосредственно на аудиторных занятиях
  • внеаудиторная СРС при выполнении домашних заданий учебного и творческого характера.

Первый вид СРС поддается регулированию со стороны преподавателя, т.е. преподаватель может

  • определить вид самостоятельной работы;
  • ограничить время работы;
  • дать индивидуальную консультацию, образец выполнения и т.д.
  • организовать контроль.

Внеаудиторная СРС проводится без непосредственного контроля со стороны преподавателя и, следовательно, требует тщательной подготовки.

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

1. Система беспроводной интернет-связи типа Wi-Fi.

2. Ноутбук.

12. Дополнительные материалы_

Глоссарий

Акварель (от лат. "вода") - 1) водяные краски, красочный мате­риал, предназначенный для акварельной живописи; 2) техника живописи и само произведение, выполненное акварельными красками.

Аллегория (от греч, "'иносказание") - в искусстве - воплощение явления, идеи в наглядном обрате. Аллегорический образ связан с тем, что он изображает условной связью (например, изображение льва нужно только для того, чтобы указать на идею Мощи, и не имеет значения само по себе). В отличие от символа, аллегория не оказывает непосредствен­ного эмоционально- эстетического воздействия, она рассудочна, требует истолкования.

Аппликация (от лат. "прикладывание, присоединение") - способ создания художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала.

Архетип (от греч. "первообраз") - в эстетике - изначальный образ, оригинал, первопричина всех последующих сю изображений в искусст­ве. В современной науке понятие "А." связано с именем психолога К. Юнга (1 875- 1 96 1). Согласно Юнгу "А." - древнейшие общечеловеческие символы, которые таятся в ''коллективном бессознательном" человече­ства, связаны с жизненно важными переживаниями бесчисленных поко­лений и оживают, оформляются в мифах, художественных произведени­ях. Художники интуитивно пользуясь архетипичсскими символами, вся­кий раз переводят их на язык современности, тем самым связывая людей своей эпохи с древним общечеловеческим опытом.

Архитектура(от греч. "главный строитель") - термин употреб­ляющийся в двух значениях: I) Система зданий и сооружений, органи­зующих пространственную среду для жизни и деятельности людей; 2) Искусство формировать эту пространственную среду, создавать новую реальность, обладающую функциональным значением, приносящую че­ловеку пользу и доставляющую эстетическое наслаждение.

Ассоциация (от лат. "связываю, соединяю") - такие связи между идеями, образами, словами, когда появление в сознании одного из них влечет за собой и другие. Художник ассоциирует прежде всего образы, которые близки или контрастны по "эмоциональном тону", по "гамме чувств".

Виды искусства - различные формы художественно-творческого освоения мира человека.

Воображение - одна из важнейших способностей человека ко всем видам художественного творчества. Образ в искусстве не бывает простым воспроизведением, отпечатком предметов внешнего мира. Он выражает человеческие ценности, богатую гамму переживаний худож­ника. Силой воображения художника это внутреннее содержание, само по себе незримое, необразное, обретает образ, "воображается" в мате­риале того или иного искусства, становиться "видимым", "слышимым", доступным другим людям. Работа В. проявляется в целенаправленном отборе и преобразовании жизненных впечатлений, в расстановке нуж­ных акцентов, выборе соответствующих средств (живописных, пласти­ческих и т. п.).

Восприятие искусства - узнавание, понимание, эмоционально-эстетическая оценка художественных произведений, зрителем, слушате­лем. В. и. - не пассивный процесс, а сотворчество воспринимающего с автором. В основе полноценного В. и. лежит понимание и непосредст­венная отзывчивость на пафос (господствующие в произведении чувства или целая гамма чувств), и, с другой стороны, понимание всех конкрет­ных особенностей художественной формы как неслучайных, несущих печать авторского замысла, выражающих пафос.

Выразительность - главный существенный признак художест­венного образа. Понимается как способность художника посредством разнообразных приемов передавать человеческие эмоции, использова­ние им в образной характеристике таких деталей, которые с наибольшей полнотой раскрывают сущность изображаемого явления, характера.

Графика (от греч. "пишу, рисую") - один из видов изобразитель­ного искусства. В отличие от живописи, основным средством выражения Г. является рисунок.

Гуашь(от итал. "водяная краска") - красочный материал, обла­дающий большой кроющей способностью. Г. работают преимуществен­но по бумаге. В отличие от акварели и подобно темпере, живопись Г. ве­дется плотным непрозрачным слоем.

Декоративно-прикладное искусство (от лат. "украшаю") - вид искусства, имеющий свой особый художественный смысл и свою деко­ративную образность, и вместе с тем непосредственно связанный с нуж­дами людей. Самым древним видом украшений является орнамент. В единстве художественной и унитарной функций изделия, во взаимопро­никновении формы и декора проявляется специфика и синтетический характер декоративно-прикладного искусства.

Детский рисунок - произведение изобразительного искусства ре­бенка приблизительно от 3-х до 15-16 лет, не определившего свой про­фессиональный путь, отражающее самостоятельный взгляд на мир. Тер­мин "Д. р." возник в искусствоведческой литературе в 1880-е г.г., когда была понята его эстетическая ценность, рисунки детей начали коллек­ционировать. Изучение Д, р. с позиций разных наук дает возможность понять, как развивается мировосприятие ребенка, его взаимодействие с пространством и с миром в целом, эстетическое отношение конкретного ребенка к действительности, как проявляются его способности к искус­ству или другой области знаний, какую роль при этом играет воображе­ние, память, впечатлительность автора и другие факторы.

Дизайн (от англ, "замысел, проект") - термин, обозначающий раз­личные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формиро­вание эстетических и функциональных качеств предметной среды,

Жанры изобразительного искусства (от франц. "род, вид1') по­нятие, характеризующее предмет, выбранный художником для изобра­жения: город, уголок природы, сюжет из истории, окружающие предме­ты, сцены из жизни, животные, человек. Соответственно различают Ж.: пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой, исторический, анималистиче­ский.

Живопись - 1) один из основных видов изобразительного искус­ства; 2) художественное изображение мира на плоскости посредством цветных материалов.

Замысел в искусстве - предвосхищение будущего произведения, его первое проявление в сознании художника. Зародившийся замысел побуждает работать над его конкретизацией и воплощением. Зарожде­ние самостоятельных замыслов - главное условие полноценного творче­ства в любом виде искусства.

Изобразительно-выразительные средства искусства - совокуп­ность средств и приемов, которыми каждый из видов искусства решает свои художественные задачи.

Импровизация (от лат. "непредвиденный, внезапный") - особый вид творчества, характерный тем, что сочинение произведения происхо­дит непосредственно в процессе его исполнения, а не предваряет этот процесс.

Искусство - общее понятие, объединяющее все виды художест­венного творчества, и в то же время отделяющее их от других видов че­ловеческой деятельности.

Искусствознание (искусствоведение) - наука об искусстве, со­стоящая из теории искусства, истории искусства и художественной кри­тики. В отличие от эстетики, изучающей общие законы всех видов ис­кусств, Ц'И." подразделяется на отдельные отрасли (литературоведение, искусствоведение, под которыми подразумевается наука об изобрази­тельных искусствах, музыковедение и др.)

Картина- особый тип живописного изображения, принадлежа­щий, как правило, к области станкового искусства. К. возникла в Италии в эпоху Возрождения.

Коллаж (фр.) - 1) прием в изобразительном искусстве, заклю­чающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличаю­щихся от нее по цвету и фактуре; 2) так же называются произведения, исполненные в этой технике.

Колорит- одно из важнейших средств выразительности художе­ственного образа, в живописи - это система соотношения цветовых то­нов, образующих единство.

Композиция (от лат "связывание, составление") - 1) построение художественного произведения, определенное его содержанием, харак­тером и назначением; 2) важнейший организующий компонент художе­ственного произведения, придающий ему целостность и определяющий соподчиненность отдельных его частей по отношению друг к другу и к целому.

Масло (масляная живопись) - важнейшая и широко распростра­ненная разновидность живописной техники, основанная на применении растительного масла в качестве основного связующего вещества. Ос ионные достоинства М. ж. - гибкость, податливость богатого возможно­стями материала и относительная прочность красочного слоя.

Музей (от греч. "музеон - жилище муз") - учреждение, занимаю­щееся собиранием, хранением, изучением, реставрацией, экспонирова­нием ценностей культуры, отражающих различные области творческой деятельности человека.

Натура (от лат. "природа") - в искусстве - объективно сущест­вующая часть реального мира (природа, город, предметы быта, овощи, фрукты, человек, сцены из жизни), которую художник наблюдает, изо­бражает и творчески преобразует в своих произведениях.

Натюрморт (от фр. "мертвая природа") - жанр искусства, посвя­щенный изображению окружающих человека вещей, композиционно ор­ганизованных в единую группу. Кроме неодушевленных предметов (на­пример, предметов домашнего обихода) в натюрмортах изображают цветы, фрукты, овощи, а также животных, птиц, насекомых.

Образ художественный - характерный для искусства способ пре­образования различных явлений, а также и результат такого преобразо­вания, воплощенный в произведении. О. х., будучи обобщенным, сохра­няет и живую конкретику проявления общего; не просто моделирует, повторяет некоторое жизненное явление, но пересоздает его, проявляя заложенные в нем эстетические возможности, проявляет в этом явлении существенное, позволяя этому существенному, общему "просвечивать" сквозь единичное, не порывая связи с ним.

Орнамент (от лат. ''украшение") - узор, построенный на регуляр­ном ритмическом чередовании и организованном расположении абст­рактно-геометрических или изобразительных элементов; предназначает­ся для украшения предметов (утварь, текстильные изделия и пр.)

Палитра (от лат. "лопатка") деревянная дощечка, чаще всего овальной или круглой формы, на которой живописец размещает краски и смешивает их в поисках нужных оттенков.

Пастель (фр., итал.) - красочный материал, предназначенный для особой техники живописи и для рисования. П. изготовляется в виде обернутых в бумагу палочек ("карандашей") и состоит из сухого кра­сочного порошка с примесью скрепляющих или разбеливающих веществ. П. называется и сама техника живописи и рисования пастельны­ми красками.

Пейзаж (от фр. "местность, страна") - жанр изобразительного ис­кусства или конкретное произведение, предметом которого является изображение природы, вида, местности.

Портрет- жанр изобразительного искусства,предметом которого является изображение человека.

Рельеф скульптурное изображение на плоскости. Может вклю­чаться в композицию стены, свода, других частей архитектурного или скульптурного произведения, а также быть самостоятельным станковым произведением. Выпуклый Р. подразделяется на: низкий - барельеф и высокий - горельеф.

Репродукция (от лат. "снова, вновь" и "продукция" от фр. "вос­произведение") - в применении к изобразительному искусству - массо­вое воспроизведение художественного оригинала полиграфическими средствами, преимущественно в уменьшенном масштабе.

Рисунок - разновидность графики. Р. исполняется преимущест­венно твердым красящим веществом (карандашом, углем, сангиной и пр.). Основные средства выразительности рисунка - линия, штрих, пят­но, их взаимодействие с основой (бумагой, картоном, колетом и т, д.)

Ритм– (в искусстве) - интуитивно или намеренно создаваемая упорядоченность формы на основе чередования ее элементов, что дает ощущение периодически повторяющихся акцентов.

Силуэт - разновидность графики. Название происходит от имени французского министра XVIII века Э де Силуэта, на которого была сде­лана карикатура в виде теневого профиля. С. - изображение фигур и предметов сплошным, преимущественно черным пятном, с островыра­зительными внешними очертаниями.

Символ - отличительный признак, знак, выражающий смысл изо­браженного предмета.

Симметрия(от греч. "соразмерность") - одинаковое расположе­ние частей целого относительно какой-либо оси или центра.

Синестезия (от греч. "совместное чувство, одновременное ощу­щение") - психическое явление, заключающееся в том, что воздействие на какой-либо орган чувств вызывает ощущение не только в нем самом, но и добавляет ощущение, характерное для другого органа чувств (на­пример "цветной слух", при котором звук, наряду со звуковым ощу­щением, вызывает еще и цветовое).

Синтез искусств - Соединение разных искусств в едином произ­ведении, которое возникает не как сумма отдельных искусств, а как ор­ганическое целое, обладающее особым художественным воздействием; так же синтез искусств понимается как определенное сочетание видов искусств, выбранных для решения тех или иных задач эстетического воспитания личности.

Скульптура- вид изобразительного искусства, заключающийся в вырезании или высекании объемного трехмерного изображения из твер­дого материала - камня, дерева и пр. Не следует путать с пластикой, суть которой не в удалении излишней массы материала, а в добавлении ее путем лепки в мягком, пластичном материале - глине, пластилине, воске и пр.

Содержание и форма в искусстве - неразрывно связанные и вза­имно обусловленные эстетические категории, основополагающие искус­ствоведческие понятия. В них обобщено представление о двух сторонах художественного произведения: о внутренней (что в нем выражено и от­ражено) и внешней (какими средствами это достигнуто).

Стиль (от греч. "палочка для письма") - !) совокупность взаимо­связанных признаков, которые являются общими для целого ряда худо­жественных произведений, объединяют их между собой, и, в то же вре­мя, отличают от произведений других стилей; 2) индивидуальный стиль мастера.

Творчество художественное одно из главных проявлений твор­ческого начала в человеке, преобразование житейского и духовного опыта человека в образы искусства. Главным результатом X, т. является создание особой, "второй реальности", картин, статуй и т. д. При этом сама материя, которой пользуется тот или иной вид искусства, преобразуется, приобретая особое качество художественной индивидуальности.

Тектоника (от греч. "относящийся к строительству") в архитек­туре пластическое художественно-образное выражение основных конструктивных особенностей здания, их проявление в ритмическом строе, пропорциях, особенностях материала и т. д., то есть выявление во внешнем облике постройки.

Техники художественные- в соответствии с изобразительными видами искусства Т. х. целятся на живописные, графические и скульп­турные; '"техника" или манера исполнения произведений не является чем-то внешним по отношению к образно-смысловому строю произве­дений, подчеркивающее это выражение внутреннего во внешнем.

Тон (от греч. "напряжение") - одна из основных, наряду с яркостью (светлотой) и насыщенностью, характеристик света. Характеризуя тот или иной цвет (как "фиолетовый", "лимонный" и т. п.), мы определя­ем то, что называется "цветовым тоном". Т. в живописи называют также основной оттенок, обобщающий и подчиняющий себе все цвета произ­ведения и придающий цельность колориту.

Фактура (от лат. "изготовление, обработка") - в изобразительном искусстве - материальные осязаемые свойства поверхности произведе­ния.

Фон - любая часть изобразитель­ной или орнаментальной композиции по отношению к включенной в эту композицию, находящейся ''ближе" к зрителю и выделяющейся летали, фигуре.

Формат (от лат. "придаю форму") - линейные размеры (длина, ширина, высота) произведения. Ф. в изобразительном искусстве (в жи­вописи, графике. скульптуре) - один из элементов, определяющих ком­позиционное решение произведения.

Способности - психологические качества человека, которые нужны для успешной работы в области искусства. В осно­ве всех видов х. с. лежит общее свойство человеческой личности - эсте­тическое отношение к миру, благодаря которому зарождающиеся худо­жественные замыслы, требующие работы воображения, то есть создания образа, выражающего внутреннее идейно-эмоциональное содержание произведения в материале того или иного вида искусства. Решающее значение для проявления и развития х. с. часто имеет мотивационная сторона, наличие у человека глубокой и устойчивой потребности в ху­дожественном творчестве. X. с. взаимодействуют с о знаниями, умения­ми, навыками в данной области искусства и без последних не могут развиваться. Однако х. с. развиваются успешно, когда потребность челове­ка решить творческую задачу опережает имеющиеся у него на данный момент умения и навыки, и побуждает овладевать недостающими, в чем ему и оказывает помощь педагог.

Художник человек, профессионально работающий в области изобразительного искусства (живописец, график, прикладник и др.). Че­ловек, создающий художественное произведение в любой области ис­кусства.

Эстетика (от греч. "чувственно воспринимаемый") - наука о принципах художественного освоения мира человеком, об основных за­кономерностях преобразования явлений жизни в факты искусства.

Эстетическое воспитание - целенаправленная педагогическая работа, цель которой развивать с помощью искусства ценные духовно-нравственные качества у детей и молодых людей.

Эстетическое отношение - особое отношение человека к миру в целом и к отдельным явлениям жизни. Человек с развитым Э. о. воспри­нимает чувственный облик существ, предметов, явлений не как их внешнюю оболочку, а как выражение сути: состояния, характера, судь­бы, внутренней жизни, в чем то родственной его собственной. Его отли­чают чувства сопричастности к миру, отношение ко всему как к живому. Переживания такого рода представляют собой обязательное условие за­рождения полноценных и самостоятельных художественных замыслов.

Художникчеловек, профессионально работающий в области изобразительного искусства (живописец, график, прикладник и др.). Че­ловек, создающий художественное произведение в любой области ис­кусства.

Эстетика(от греч. "чувственно воспринимаемый") - наука о принципах художественного освоения мира человеком, об основных за­кономерностях преобразования явлений жизни в факты искусства.

Эстетическое воспитание - целенаправленная педагогическая работа, цель которой развивать с помощью искусства ценные духовно-нравственные качества у детей и молодых людей.

Эстетическое отношение - особое отношение человека к миру в целом и к отдельным явлениям жизни. Человек с развитым Э. о. воспри­нимает чувственный облик существ, предметов, явлений не как их внешнюю оболочку, а как выражение сути: состояния, характера, судь­бы, внутренней жизни, в чем то родственной его собственной. Его отли­чают чувства сопричастности к миру, отношение ко всему как к живому. Переживания такого рода представляют собой обязательное условие за­рождения полноценных и самостоятельных художественных замыслов.

Наши рекомендации