Общеобразовательная школа V вида №11 г. Иркутска

ДОКЛАД

на научно – практической конференции

«Проектная деятельность как средство формирования познавательно-творческих способностей учащихся»

Подготовила: учитель физики, информатики

Макиенко О.Г.

(I квалификационная категория)

г. Иркутск - 2014

В «Законе об образовании» в статье 2. «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» дано точное определение понятия образования это: «… единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». Данное определение четко ставит задачи перед школой.

В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счёт усвоения определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения учащихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащегося к самой познавательной деятельности.

«…Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» (ст. 2 «Закон об образовании»). Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого педагогического внимания. В образовательных учреждениях для детей, имеющих нарушения устной (звукопроизношение, словарь, грамматически строй, связная речь) и письменной речи (письмо и чтение), целенаправленная коррекционная работа осуществляется педагогами в рамках обучения и воспитания.

Под влиянием современных требований общества, в деятельность специальных (коррекционных) школ входят инновации в определении целей, задач, содержания, методов обучения, которые предполагают использование личностно ориентированных, современных технологий обучения, направленных на удовлетворение образовательных потребностей школьников с целью предоставления им полноценного адекватного образования вне зависимости от тяжести нарушения здоровья. И от того, как организовано взаимодействие каждого участника процесса обучения и воспитания, в значительной степени зависит конечный результат – высокая технологическая, социальная и личностная компетентность («Я – в социум»).

Действующая в настоящее время в нашей стране научно обоснованная система специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья решает как единые с общеобразовательной школой задачи, так и специфические. Особую значимость при этом имеет метод проектов, который способствует овладению школьниками практической деятельности на основе проектно-технологической цепочки от идеи до её реализации в модели, изделии (проекте труда). Главная особенность этого подхода состоит в активизации процесса обучения, посредством внедрения в познавательную деятельность учащихся с нарушением речи исследовательских, творческих заданий и одновременно формирование определенных личностных качеств.

В результате многолетнего педагогического проектирования на практике доказано, что проектное обучение даёт возможность поиска, воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными».

Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.

При анализе профессиональной деятельности на уроках педагоги часто сталкиваются со следующими проблемами:

- отсутствие у учащихся внутренней мотивации к деятельности или работа по шаблону (выполнение заданий ради оценки, отсутствие стремления к самопознанию, самосовершенствованию);

- невозможность применить теорию на практике (незнание, как использовать знания в своей жизни);

- наличие страха перед практической деятельностью.

Поэтому в первую очередь необходимо:

- Развивать интерес, «разбудить воображение» и активизировать познавательную деятельность;

- Научить разрабатывать идеи при помощи специальных упражнений и изготавливать изделия или услуги по удовлетворению потребностей человека;

- Воспитывать коммуникативные качества личности.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

«Подводные камни» проектного метода

1)Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить его процесс.

2) Главная опасность при выполнении исследовательского проекта — его превращение в реферат.

3) При организации системы проектов в школе не всегда удается обеспечить содержательное единство тем.

Остановимся на разборе самой технологии «Метод проектов».

Проект (от лат.рrojectus, букв.- брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план.

Следует остановиться и на общих подходах к этапам проекта:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах

6. Защита проектов.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Существуют несколько типов проектов:

- По доминирующему в проекте методу:

1. Исследовательские. 2. Информационные. 3. Творческие. 4. Игровые. 5. Практические.

- По количеству участников проектов, можно выделить проекты:

Личностные; парные; групповые.

- И наконец, по продолжительности проведения проекты могут быть:

краткосрочными; средней продолжительности; долгосрочные.

Стадии работы над проектом, то есть проект — это «пять П»: Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация. Шестое «П» проекта — его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации; список литературы в алфавитном порядке и т.д.

Требования к учебному проекту — совершенно особые – «исходи из ребёнка». Все темы должны быть посильны пониманию ученика. Чем меньше ребёнок – тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только незамысловатые проекты.

Выбор формы продукта проектной деятельности — важная организационная задача участников проекта.

Приведем перечень (далеко не полный!) возможных выходов проектной деятельности:

- Атрибуты несуществующего государства;

- Деньги несуществующего государства

- Бизнес-план;

- Видеофильм;

- Выставка;

- Газета;

- Журнал;

- Законопроект;

- Праздник

- Статья;

- Учебное пособие;

- Чертеж;

Виды презентаций проектов могут быть различными, например:

- Игра с залом.

- Научный доклад.

- Отчет исследовательской экспедиции.

- Пресс-конференция.

- Путешествие.

- Реклама.

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся

- Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

- Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обяза­тельное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ получен­ных результатов. При выполнении проекта должны использовать­ся методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

- Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet.

- Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

- Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных геро­ев с целью воссоздания различных социальных или деловых от­ношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное засе­дание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Классификация проектов по комплексности и характеру контактов:

По комплексности (предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов:

- Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом - учитель другой дисциплины. Монопроекты могут быть, например, литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными. Интеграция осуществляется лишь на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорками) в рамках классно-урочной системы.

- Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. Например, проект по теме "Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX - XXI вв." требует одновременно исторического, литературоведческого, культурологического, психологического и социологического подходов.

По характеру контактов проекты могут быть:

- внутриклассными

- внутришкольными

- региональными (в пределах одной страны)

- международными

Последние два типа проектов могут выполняться при помощи телекоммуникаций, поскольку требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet и, следовательно, задействования средств современных компьютерных технологий.

Классификация проектов по продолжительности

- Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока.

- Краткосрочные проекты требуют выделения нескольких уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп.

- Итоговые проекты. При выполнении итогового проекта возможно сочетание классных форм работы с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это, благодаря глубокому "погружению" в проект, делает работу по выполнению творческого проекта оптимальной формой организации проектной работы.

Кроме вышеперечисленной классификации проектов возможны и долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Такие проекты могут выполнятся по сложным и значимым темам в рамках ученических научных обществ. Весь цикл реализации годичного проекта - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

Персональные или групповые проекты?

Единой точки зрения на то, как должна быть организована работа над проектом - индивидуально или в группе, не существует. Одна из крупнейших современных исследователей учебных проектов Е.С. Полат (г. Москва), считает, что метод проектов эффективен лишь в сочетании с "технологией работы в группах сотрудничества". У каждой формы, групповой или индивидуальной, имеются свои преимущества и свои недостатки.

Преимущества персональных (индивидуальных) проектов

- план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;

- у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;

- учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии.

- формирование у учащегося важнейших обще учебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.

Недостатки персональных (индивидуальных) проектов

- не всегда один и тот же учащийся может выступать в роли разработчика, оформителя, автора презентации и т.д.;

- не развиваются навыки сотрудничества при работе на всех этапах выполнения проекта;

- не всегда можно применить более широкий спектр путей решения проблемы, идей, гипотез и т.д.

Преимущества групповых проектов

- в проектной группе формируются навыки сотрудничества.

- проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.

- на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе.

- в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Недостатки групповых проектов

- понижается чувство ответственности за конечный результат, в надежде на то, что если что-то не успел сделать один, то это доделает другой;

- учащийся приобретает односторонний опыт, т.к. выполняет только ему порученный участок работы;

- в результате приобретаемого коллективного метода работы над проектом, учащиеся тушуются перед возникающей необходимостью организации самостоятельной полноцикличной работы над какой-либо темой.

Технология осуществления проекта предусматривает три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На каждом этапе решаются определенные задачи, определяется характер деятельности учащихся и учителя.

С целью выделения системы действий учителями и учащимися были выделены следующие стадии разработки проекта

1. Разработка проектного задания

2. Выбор темы проекта

2.1 Выделение подтем проекта

2.2 Формирование творческих групп

2.3 Подготовка материалов к исследовательской работе

3. Разработка проекта

4. Оформление

5. Презентация

6. Рефлексия

Личный педагогический опыт позволяет сделать вывод о том, что при использовании данной методики в учебном процессе решаются важные дидактические задачи:

- занятия не ограничиваются приобретением учащимися определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся;

- учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. При этом школьники учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы;

- в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем, роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом;

- в проектной работе весь процесс ориентирован на учащегося;

- усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, должен представить всей группе результаты своей деятельности;

- совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело до конца, они должны задокументировать результаты своего труда, а именно: написать сообщение, собрать и обработать определенные данные, оформить альбом, коллаж, стенгазету и т.д.

Работа по методу проектов требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. В определенном смысле, учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля. Для этого он как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями. Ему предстоит стать генератором развития у ребенка познавательных интересов и творческого потенциала.

Организуя творческую деятельность учащихся в процессе выполнения ими проектов, учитель обязательно должен учитывать, что:

а) работа над творческим заданием должна быть логическим продолжением процесса углубленного овладения учебным материалом;

б) информация, усваиваемая при разработке проекта, может быть понятна, если она опирается на ранее усвоенный программный материал;

в) темы учебных проектов должны иметь явно выраженную практическую направленность и социальную значимость и вызывать у школьников положительные эмоции.

Наиболее сложным для педагога является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие задачи, возникшие перед проектной группой, должен решать учитель, какие — сами учащиеся, а какие разрешимы через их сотрудничество? Очевидно, что степень самостоятельности зависит от множества факторов:

- возрастных и индивидуальных особенностей детей,

- их предыдущего опыта проектной деятельности,

- сложности темы проекта,

- характера отношений в группе и др.

Проблема в том, чтобы подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту участников проекта. Так, в начальной школе это может быть рисунок или композиция, выполненная руками детей и т. п. Не менее важно, чтобы тема проекта не навязывалась взрослыми. В крайнем случае допустим выбор одной из предложенных руководителем тем. Еще лучше, если к поиску темы подключаются родители или школа в виде заказа для выполнения проекта. Планирование, реализация и оценка проектов также должны осуществляться в первую очередь самими детьми. Не стоит забывать, что ученик подавляющую часть своего времени загружен традиционным классно-урочным обучением и обречен, играть лишь одну роль - исполнителя.

Учим оформлять исследования и их защищать, здесь используем индивидуальную работу с учащимися. Результаты детских исследований широко используются в процессе учебной и внеурочной деятельности – таким образом, дети имеют возможность убедиться в целесообразности проделанной работы.

В нашей школе в 2012-2013 учебном году был проведен педагогический совет по теме «Проектная деятельность в школе», где были рассмотрены теоретические вопросы, материалы из опыта работы по данной тематике. Было решено, более активно внедрять данную методику в педагогическую деятельность.

В начале 2013-2014 учебного года изучив интересы учащихся, совместив их с изучаемыми темами по календарно – тематическому планированию, планами воспитательных программ были выбраны проекты по разным направлениям: познавательные, творческие, информационные, социально-значимые.

У любого ребенка есть интересующий его предмет, тема, вопрос на который он с большим желанием готов создавать проект.

При подготовке проектной работы в течение учебного года учащиеся выполняют сложные комплексные задачи: выбирают нужную для целей проекта информацию из разных источников; анализируют, систематизируют и обобщают ее в соответствии с поставленной целью и задачами; интерпретируют ее и логично излагают, соблюдая культуру письменной речи.

Проект, как правило, бывает заключительным этапом работы над определенной темой. Например, в процессе работы над темой «Тренировка памяти» ученикам 8-го класса (руководитель проекта учитель русского языка Геращенко С.Е.) было предложено создать устный журнал. Учащиеся подобрали материалы о мнемонике, акронимах, упражнения для тренировки памяти для разных возрастов. Результатом проекта стала мультимедийная презентация.

В 6 классе при изучении темы по русскому языку «Профессиональные слова» учащиеся подготовили презентации, сообщения и входе урока были обобщены знания по данной теме.

При изучении математики в 5 классе в течение учебного года был реализован проект «Как хорошо уметь считать» (учитель математики Макиенко О.Г.), где учащиеся подбирали материал об умении быстрого счета, о существующих системах счисления, об истории счета вообще. В ходе проекта ученики 5 класса не только учились искать материал, компоновать его, но и создавать презентации.

На уроках иностранного языка(учитель Заграйская З.К.) проводятся мини – проекты, что способствует закреплению изученного материала, формированию устной иноязычной речи. Учащиеся 5-х классов со своими результатами работы по проекту «Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии» выступили перед младшими учениками.

Приглашением на чашку чая закончился проект по физике «За чашкой чая» (учитель физики Макиенко О.Г., классный руководитель 8 класса Т.И.). В ходе выполнения проекта учащиеся 8 класса закрепили свои знания по теме «Тепловые явления», а также рассказали о традициях чаепития в виде театрализованного представления.

На уроках истории под руководством учителя Ледневой Н.М. учащиеся принимают участие в проектах: «В пещере первобытного человека», «В средневековом замке» в ходе которого выполняют задания по группам: рисуют элементы одежды, орудия труда, оружие, сцены из жизни людей (добывание огня, собирательство, охота, рыцарские турниры и др.). Практический результат проекта: собрана картотека рисунков, дано описание внешнего вида первобытных людей, сделаны рисунки животных, жилища, орудия труда людей. Все учащиеся были разделены по интересам, то есть каждый ребёнок работал в той проектной группе, в которой чувствовал себя комфортнее, смог проявить свои способности: артистичность, оригинальность, индивидуальность. А также каждое выступление формировало умение ораторского и публичного выступления, а так же формировалась правильная устная речь.

Уроки обществознания, как и уроки истории, позволяют усиливать ученическую активность, позволяющую формировать навыки социального партнерства. На проектах по обществознанию создают атрибуты своего государства, денежные знаки и защищают их значимость.

Социально-значимые проекты проводятся в начальной школе:

- Проект «Профессия моих родителей» (учитель 2 «б» класса Р.М. Чурило) в действии выглядел следующим образом:

- индивидуальные экскурсии родителей с детьми по заданию учителя (наблюдение за работой родителей, фотографирование и др.);

- коллективное составление списка профессий родителей;

- отчет об экскурсии, обмен мнениями в присутствии всех участников проекта;

- аналитическая деятельность учащихся (составление особенностей профессий родителей: «Чем занимаются мои родители на работе?»);

- творческая деятельность учащихся (составление альбома с рисунками составление альбома с мини сочинениями; изготовление мультимедийных презентаций);

- публичная деятельность учащихся (выступление перед учащимися начальной школы на уроках по развитию речи, презентация проекта).

Конечно, что при выполнении данного проекта не обойтись без помощи родителей и что, радует, родители принимают активное участие в работе по проекту.

С 1 по 3 класс почти все проектные работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. А уже в 3-4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору. Учащиеся, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика. По выбранной теме дети собирают все интересные сведения. После сбора информации идёт работа над исследованиями. Затем отбираются среди собранных сведений только лишь пригодные к работе. Другими словами, сбор сведений происходит не только для исследования, но и для реализации интересов детей:

Проект «Красная книга», «Профессия моих - 2 «б» класс (Чурило Р.М.)

Проект «Что такое витамины» - 3 класс (Ивченко Т.Д.)

Проект «Полезные ископаемые Иркутской области» - 4 класс (Власова Г.Н.)

Проект «Мои домашние животные» - 1 классы – «Шмыгун А.П., Евстратено Е.В.) и многие другие проекты.

Включаем школьников в проектную деятельность постепенно, начиная с 1 класса. Работа по программе УМК “Школа России” предполагает исследовательскую деятельность на всех уроках. Вначале – доступные исследования, выполняемые на уроках обучения грамоте, окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимые во внеурочное время и оформление результатов исследований в виде творческих работ:

Проект «Подарки своими руками», мини-спектакль «Кто найдет колечо», «Осеннние поделки» и многое другое.

В 1 классе в урочное и внеурочное время учим выбирать тему исследования, определять, как ребёнок будет работать индивидуально или в группе. Вначале первоклассник способен работать только индивидуально, но постепенно приучаем детей к работе по группам. Часто работая в группе, дети не могут договориться, прийти к единому мнению и такая группа распадается. Наша задача - научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. Данная инновационная деятельность приучает ребят слушать других, взвешивать и оценивать аргументы собеседников; способствует формулированию своих взглядов, позиции в обстановке оживленного обмена мнениями; способствует отрешаться от своих эмоций, личных взаимоотношений с участниками обсуждения, отбрасывать эмоционально заряженные доводы и т.д.

Защита уже созданных проектов в начальной школе показала, что дети начальных классов коррекционной школы могут донести (благодаря умелой поддержки взрослых) до слушателей замысел своей работы.

Изучение народных традиции на уроках истории, окружающего мира, литературы, развития речи, классных часах и во внеурочной деятельности помогло провести в течение года большой творческий проект «Мы – русские!»:

- «Осенины»

- «Рождественские посиделки»

- «Масленица»

В течение 2-х недель учащиеся нашей школы были вовлечены в создание проекта «Белая олимпиада». Каждый день заполнялся пьедестал почета олимпиады. Младшие школьники организовали выставку рисунков «Сочи – 2014».

Самый большой проект - Фестиваль «Школа – наш дом», где все участники образовательного процесса принимают участие, проводится ежегодно. Каждый вправе выбрать форму представления себя на общем фестивале: концертный номер, творческая работа, рисунки, успехи в обучении и многое другое.

Успешность создания и реализации проекта предполагает наличие неослабевающего интереса детей к выбранной теме, а для этого нужен оптимальный набор приемов и методов работы с детьми над темой проекта, т. к. для ребенка с ограниченными возможностями здоровья очень важно определить правильное соотношение самостоятельной работы и деятельности под руководством взрослого. Любой исследовательский проект должен быть защищен. Учащиеся выступают со своими проектами в классах на уроках и классных часах, перед родителями на родительских собраниях.

Исследовательская работа с учащимися по предмету является трудным, но в тоже время очень интересным и увлекательным занятием. Все работы независимо от их качества необходимо похвалить, чтобы у детей возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. Победа ученика – это радость учителя, работавшего с ним. С ростом ученика растёт и сам учитель. Поэтому вести такую работу среди учащихся можно и необходимо.

В результате использования метода проектов уменьшилось количество учащихся с низкой познавательной активностью на 10% и увеличилось с высокой познавательной активностью на 13% , повысилось качество обученности с 28 до 36% по всей школе.

По результатам анкетирования отмечается повышенный интерес к изучению предметов, к развитию творческих способностей (конкурс «Каждый талантлив по своему» количество участников повысилось на 50%, при чем ежегодно выступают разные обучающиеся), Процент участников посиделок и «Масленицы» составил 70%, а та же более 45% родителей приняли участие в данных мероприятиях.

Так же отмечается активное участие во всероссийских конкурсах, что является результатом повышения познавательного интереса обучающихся.

Название конкурса Количество участников
Русский медвежонок
КИТ
Кенгуру
Золотое Руно
Пегас
Гелиантус
ЧиП

Результаты конкурсов говорят, что наши дети занимают не последние места и % выполнения работ высок:

Итоги конкурса «Русский медвежонок»

Класс Фамилия, имя Баллы Место в регионе % выполнения
Гусельникова Ксюша 432-452(из 6366)
  Ананьев Толя 509-550(из 6366)
  Горбунов Даниил 985-1040 (из 6366)
Таратун Виталий 2019-2099 (из 6233)
Никанорова Мария 2214-2328 (из 4338)

Итоги конкурса «Гелиантус»

Класс Фамилия, имя Баллы Место в районе % выполнения
Мазуров Владимир 66 (из 166)

Итоги конкурса «КИТ»

Класс Фамилия, имя Баллы Место в районе % выполнения
Осипова Арина 235 (из 557)  
  Гусельникова Ксения 235( из 557)  
  Аврамчик Егор 295 (из 557)  
Нардшин Даниил 391 (из802)  
  Семенов Дмитрий 445(из802)  
  Судаков Слава 445(из 802)  
Жуков Василий 365 (из 450)  
Макарова Екатерина 181 (из 473)  
  Грубская Елена 283 (из 473)  

Вывод:Внедрение исследовательской работы в учебный процесс дало положительные результаты. Участвуя в ней, школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрывают себя как личность в новом качестве. Повышение мотивации, значимости своего труда вызывает положительные эмоции, связанные с процессом обучения. Овладение исследовательскими умениями и навыками является предпосылкой формирования у школьника познавательного отношения к миру, целостных представлений о мире, интереса и потребности к «открытию тайн» мира. Владение элементарными навыками исследовательской деятельности облегчает и помогает школьникам чувствовать себя уверенно в любых нестандартных ситуациях. Это позволит учащимся адаптироваться в различных жизненных ситуациях, так как проектную деятельность можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся.

Итак, используя инновационные технологии, мы получаем нового выпускника начальной и основной школы, имеющего навыки самостоятельной познавательной деятельности, умеющего пользоваться знаниями, применять их в жизненных ситуациях, а также контролировать и оценивать свою деятельность. Мы получаем свободную, творческую адаптивную личность, способную включаться в коммуникативную деятельность, развивающую важные личностные качества: контактность, терпеливость и терпимость, партнерство, умение защищать свою позицию.

Коррекционная школа должна быть обращена лицом к ребенку, должна обеспечивать реальные условия его обучения и развития, создать для всех детей единую систему общения, адаптации и социализации. Все это поможет максимально раскрыть возможности детей, дать им более широкое образование.

Метод проектов помогает учащимся приобретать разнообразные знания и навыки. Кроме того, метод проектов позволяет решить проблемы уровневой и профильной дифференциации и гармонично сочетать в обучении интересы личности и общества, формировать интерес учащихся к обучению, знакомя их с той областью знаний и умений, которая способствует их становлению как будущих специалистов и граждан современного общества. Метод проектов определяется как совместная деятельность ученика и учителя, которая направлена на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе выполнения проекта.

Наши рекомендации