Приложение 2. Методика выявления особенностей мыслительных операций
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С УЧЕНИКОМ
Проблема | Учителям | Родителям | Ученику |
Отвлечения Небогатый словарный запас Сложности в запоминании информации | ü Давать установки: «Здесь стоит быть особенно внимательным», «Пока я считаю до 5, настраиваемся слушать, понимать, запоминать», а также «Обратите внимание», «Обведите в рамку, поставьте рядом с абзацем «!,?» и т.п. ü Давать отдельные короткие задания, постепенно увеличивая сложность и время выполнения ü Предлагать интересную для чтения литературу, пользуясь педагогическим авторитетом воспитанников ü Обратить внимание на ведущий тип запоминания информации ü Рекомендовать разбивать на смысловые части, пересказывать своими словами | ü Совместно с ребенком играть в развивающие игры, шахматы, головоломки ü Показывать на примерах плюсы развитой, грамотной речи ü Приводить комичные примеры неграмотности из литературы, анекдотов ü Стимулировать речевую активность ü Употреблять в речи синонимы общеупотребительных слов, объясняя их значение ü Играть в развивающие речь игры ü Помогать в работе с текстами, учить выделять главное ü Возможно обращение к репетитору по русскому языку и культуре речи ü Помогать упражнения, развивающие память | ü Выполнять интересные упражнения для развития внимательности ü Выделять в окружающих явлениях, предметах детали ü Ставить для себя цель и сроки перед выполнением задания ü При выполнении домашних заданий учитывать время переключения внимания и подстраиваться под свой мозговой ритм (30 минут работы-5-7 перерыв) ü Учить стихотворения и поэмы ü Читать познавательную и художественную литературу ü Читать тексты вслух, проговаривая слова, пересказывать их ü Обращаться к энциклопедиям и словарям за помощью ü Упражнения для развития памяти ü Придавать запоминаемому материалу эмоциональную окраску |
Приложение 1. Методика диагностики типа памяти
Тип памяти | Количество слов в ряду | Количество правильно воспроизведенных слов | Коэффициент памяти С = А/10 * 100% |
Слуховой | |||
Зрительный | |||
Моторно-слуховой | |||
Комбинированный |
У ребенка преобладает моторно-слуховой тип памяти
Приложение 2. Методика выявления особенностей мыслительных операций
Список слов-понятий | Сходства | Различия |
1.Стол-стул | Предмет мебели | На стуле сидят, а на столе ставят еду |
2.Корова-лошадь | Домашние животные | Корова дает молоко, а лошадь нужна для работы |
3.Трамвай-Автобус | Транспорт | Трамвай едет по рельсам, а автобус по дороге |
4.Озеро-река | - | Река течет, а озеро стоит |
5.Река-птица | - | - |
6.Дождь-снег | - | - |
7.Поезд-самолет | Нужны для перевозки пассажиров | Поезд едет по рельсам, а самолет в воздухе |
8.Ось-оса | - | - |
9.Обман-ошибка | - | - |
10.Яблоня-вишня | Деревья | С яблони собирают фрукты, а с вишни - ягоды |
11. Ботинок-карандаш | - | - |
12. Мальчик-человек | - | - |
13. Молоко-вода | - | - |
14. Ветер-соль | - | - |
15. Сани-телега | - | На санях ездят, а на телеге толкают |
16. Воробей-курица | Птицы | Курица – домашнее животное, воробей - дикое |
17. Дуб-береза | Деревья | Дуб толстый, а береза высокая |
18. Картина-портрет | - | - |