Взаимосвязь психического развития и игры.

На четвертом году жизни происходят значительные изменения в познавательной сфере детей. С одной стороны, их знания становятся более четкими. Они быстро ориентируются в сенсорных характеристиках предметного мира, достаточно легко объединяют предметы не только по внешнему виду, но и по назначению. С другой стороны, в этом возрасте детей привлекают и «загадочные» явления, растет интерес к сказкам, стихам.

Дети начинают более тонко воспринимать отношение, настроение людей, подражают их интонациям. Они становятся любознательнее, активнее в поисках, ответах на интересующие вопросы, обогащается речь, развивается наглядно-образное мышление и воображение.

Поведение носит преднамеренный характер: дети начинают ставить цель и действовать в соответствии с ней в быту, в игре. На легко отвлекаются в силу неустойчивости внимания. Взрослый для ребенка – источник знаний об окружающем.

Компоненты:

1. Обогащение реального опыта детей в активной деятельности.

Детей знакомят с трудом окружающих людей (повара, шофера, медсестры) и его результатами, а также с трудом, за которым нельзя установить непосредственного наблюдения (работа летчика). Они узнают о животных и их детенышах. Почти все приобретенные знания детей можно отразить в играх.

Надо заострять внимание на личных качествах других людей, вызывать к ним уважение, симпатию, желание подражать.

Желательно помимо наблюдений предусмотреть встречи с обслуживающим персоналом в повседневной жизни.

Важно, чтобы дети были активными участниками (подать отвертку шоферу). Для того, чтобы детям было легче понять содержание труда профессий, за которыми дети не имеют возможности наблюдать (машинист тепловоза, капитан теплохода) воспитатель читает познавательный рассказ, показывает картину.

Важно не только показывать действия и результат труда, но и объяснять, что люди вступают в содержательное общение (разговаривают, спорят, советуются, помогают).

Желательно в повседневной жизни создавать специальные ситуации, побуждающие дошкольников вступать во взаимоотношения с окружающими (например, зимой в сильный мороз, выяснить у врача, можно ли идти на прогулку). Можно привлечь к беседе людей, с трудом которых детей знакомят, чтобы они подарили детям определенные специфические предметы для игры (например, шофер – игрушечные предметы для игры).

Главная задача – нацелить детей на возможность переноса полученных знаний в игру.

2.Обучающие игры.

В этих играх детей нацеливают на освоение выразительных жестов, движений, мимики, как способов общения людей в процессе совместной деятельности.

v Игры с телефоном. Для формирования навыков речевого диалога. Воспитатель советует, о чем можно спросить, что сказать.

v Занятия разных видов (физические, музыкальные), на которых дети усваивают некоторые способы ролевого поведения. Например, ОРУ имитационного характера, подвижные игры с сюжетным содержанием («кот и мыши»).

v Дети с помощью воспитателя разыгрывают знакомые сказки, народные песенки, потешки, сценки, используя фигурки и игрушки плоского театра, следовательно, развивается творческое воображение, выразительная интонация, мимика, речевые диалоги.

v Игры имитационного характера (например, обыгрывание «мойдодыра» - показать, как убежало одеяло, улетела простыня).

v Совместные игры воспитателя с одним или подгруппой детей, в которых взрослый передает игровой опыт. Взрослый не только должен разговаривать, но и старается вызвать на разговор детей, добиться максимальной активности от них, для чего предлагает игровую проблемную ситуацию. (Что-то моя дочка кашляет, что мне делать?) или игру-загадку, в которой ребенку нужно самостоятельно подобрать предмет-заместитель или воображаемый предмет.

Главное - обучающие игры нельзя отождествлять образом, в нужно всячески поощрять в детях самостоятельность, инициативу, творчество.

3. Организация предметно-игровой среды.

Правильная организация – это разумное сочетание игрушек, предметов-заместителей, воображаемых предметов, ролевых атрибутов.

- дети хорошо осваивают принцип замещения, поэтому в группу можно занести разнообразные предметы (бросовый и природный материал: кусочки поролона, мех, кубики, шнурки…).

- надо подводить детей к тому, что некоторые предметы-заместители можно легко преобразовать (бумагу разорвать, смять, свернуть, нарисовать на ней…). Надо поощрять свободно использовать предметы-заместители.

- можно использовать элементы оформления игровых эпизодов, изображенных на съемных панно-картинах (например, уголок кухни с краном).

- для того, чтобы ребенок осознал роль и взялся ее выполнять помогают предметы, детали одежды, характерные для отображаемых людей (бусы, фартук, юбка – для мамы).

- изменение игровой среды способствует преодолению стандартности и стереотипности детских игр. Этому помогает внесение новых игрушек или уменьшение их количества, заставляющие прибегать детей к использованию заместителей или воображаемых предметов.

-для объединения детей в играх со сверстниками помогают крупные игрушки (объемный макет груз машины из фанеры, надувной бассейн, фанерный макет автобуса).

- для побуждения разговоров с воображаемым собеседником можно использовать большую телефонную будку с окнами и игрушечным телефоном.

Главное при организации игровой среды: нужно учитывать знания детей об окружающем, исходя из чего, использовать разные по тематике игрушки.

4.Активизация общения воспитателя с детьми в процессе игры.

а) Нужно направлять внимание детей осознание принятых ролей.

Приемы:

- обращение к детям в предполагаемой роли (например, «Ты шофер? Не довезешь меня?)».

- Напоминание о литературном герое;

-показ образца игры другим детям,

- проблемная ситуация (как врач должен обращаться к больному),

- помощь воспитателя в словесном обозначении игровой задачи («если бы ты сказал…»)

б) нужно поощрять объединению детей в игре.

Приемы:

- совет воспитателя в какой-либо подходящей роли подключаться к игре сверстника.

-обращение внимания всех детей на удачную деятельность одной из игровых пар,

-включение воспитателя в игру для объединения детей.

в) Нужно стремиться к более выразительной передачи роли.

Приемы:

-подсказки о поведении людей разных профессий,

-напоминание детям о разных фактах из его жизни,

-поощрение проявлений творчества,

-напоминание об инсценировках, в которых участвовал ребенок (как выразительно ты изображал…).

Главное - дети должны побуждаться к самостоятельному решению игровых задач. Взрослый лишь активизирует опыт и знания наводящими вопросами, советами.

К четвертому году жизни дети должны проявлять инициативу при определении замысла, при постановке игровых задач, в некоторых случаях они должны отказываться от советов воспитателя. Это свидетельствует о том, что игра становится более самостоятельной деятельностью.

Наши рекомендации