Межинституциональные связи СППС учреждения образования
Успех работы СППС учреждения образования в значительной степени зависит от установленных профессиональных и деловых контактов. Межведомственное взаимодействие поможет в конст-руктивном решении сложных задач. В пределах своей компетенции специалисты СППС обраща-ются в органы охраны детства, взаимодействуют с инспекцией и комиссией по делам несовершеннолетних, представляют законные интересы своих воспитанников в прокуратуре и суде.
Кроме этого, СППС взаимодействует с учреждениями здравоохранения, социальной защиты и культуры в рамках организации комплексной социально-психолого-педагогической и правовой помощи детям и их семьям, в том числе признанным нуждающимися в государственной защите.
Важное место занимает взаимодействие специалистов СППС учреждения образования с общественными объединениями и организациями. Сотрудничество с такими партнерами можно успешно использовать при организации социального воспитания детей и подростков.
В целях достижения системности, действенности и результативности социально-психолого-педагогического сопровождения процесса позитивной социализации несовершеннолетних СППС работает в тесном контакте с СППС других учреждений образования по принципу интеграции работы. Организационную и методическую помощь специалистам СППС учреждений образования призваны оказывать СПЦ. Взаимодействие СППС с СПЦ строится на основе особенностей региона и модели защиты детства.
10. Методические объединения специалистов СППС учреждения образования. Супервизия. В процессе деятельности СППС должна осуществляться личностная и профессиональная многоканальная самонастройка и саморегуляция ее специалистов с учетом возможных изменений социальной среды, культурных ценностей, развития науки и практики. Педагог-психолог, педагог социальный, педагог-организатор и другие специалисты СППС должны постоянно накапливать, апробировать, внедрять новый опыт, стараясь постоянно удерживать себя на «поле» профессиональных инноваций, контролировать себя с позиций соответствия-несоответствия требованиям реальной социально-культурной ситуации. Специалисты СППС должны располагать уровнем культуры, предполагающим достаточную мотивацию для направленного самообразования и профессионального самосовершенствования.
В этом плане наиболее действенной поддержкой является профильное методическое объе-динение специалистов, которое предоставляет возможность регулярного целенаправленного про-фессионального общения, практической взаимопомощи. Методическое объединение является ве-дущим элементом педагогического сообщества учрелсдения образования, района, региона и т. д.
Согласно Положению о методическом объединении педагогических работников, методические объединения создаются по учебным специальностям и основным направлениям деятельности уч-реждений образования, одним из которых является СППС. В методическом объединении при не-обходимости могут создаваться секции по родственным специальностям, отдельным направлени-ям (проблемам).
Принимаемые методическим объединением решения носят рекомендательный характер. Возглавлять методическое объединение должен наиболее подготовленный и авторитетный спе-циалист с учетом его профессиональных возможностей и личностных особенностей, имеющий соответствующее образование, квалификационную категорию и стаж работы в должности (так, методическим объединением психологов руководит педагог-психолог, методическим объединением педагогов социальных — педагог социальный, имеющие высшее специальное образование и наивысшую по отношению к членам методического объединения категорию).
Руководитель районного методического объединения утверждается приказом начальника районного управления (отдела) образования. При наличии в методическом объединении секций избираются и руководители секций.
Наиболее приемлемая периодичность встреч методических объединений — один раз в ме-сяц (по усмотрению — один раз в два месяца). Форма их проведения самая разнообразная: от об-суждения директивных документов, журнальных статей и новинок профессиональной литературы до круглых столов, мастер-классов и других интерактивных мероприятий, позволяющих изучать и анализировать практический опыт коллег, знакомить с новыми подходами и методиками, оказывать помощь начинающим. Хорошо, когда на такие методические встречи приглашаются компетентные специалисты из других отраслей, организаций и учреждений, имеющие отношение к решению социально-психолого-педагогических задач (врачи, юристы, представители общественных организаций и т. д.). Весьма полезной в этом плане может быть система консультаций представителей этой категории.
Целесообразно периодически проводить совместные методические объединения специали-стов СППС (например, педагогов-психологов и педагогов социальных, педагогов-организаторов и педагогов социальных, а то и сразу всех: педагогов-психологов, педагогов социальных, педагогов-организаторов, медработников и т. д.), где возможен коллективный поиск путей решения возни-кающих проблем.
Работа методического объединения планируется его руководителем на текущий учебный год и отражается в годовом плане работы, который утверждается начальником управления (отдела) образования.
Кроме Положения о районном методическом объединении и нормативных документов, регламентирующих методическую деятельность в учреждениях образования Республики Бела-русь, а также приказов управления (отдела) образования о создании данного методического объе-динения и назначении на должность его руководителя, методическое объединение должно иметь: данные о членах методического объединения (количественный и качественный состав), учет по-сещения заседаний методических объединений его членами, анализ работы методического объе-динения за прошедший год.
Контролирует работу методического объединения специалист управления (отдела) образо-вания, ответственный за организацию и проведение в районе методической работы.
Действенную методическую помощь руководителям методических объединений призваны оказы-вать методисты отделов координации методической работы (учебно-методических кабинетов) институтов повышения квалификации. На данном этапе развития СППС дальнейшее повышение профессионализма ее специалистов не будет эффективным без внедрения системы супервизорст-ва. Супервизия — процесс, при котором происходит профессиональное становление и развитие супервизируемого под патронатом супервизора, компетентного и опытного специалиста. Чтобы стать супервизором, наиболее опытный, профессионально активный специалист должен пройти специальную курсовую подготовку и получить соответствующий сертификат.
Суть супервизорских отношений в том, что более опытный и компетентный специалист не передает свои знания напрямую по принципу «делай как я», а создает комфортные условия для профессионального роста начинающего специалиста на основе естественной, искренней и дейст-венной связи с супервизором, как с «кем-то» значимым, способным поддержать, подстраховать, помочь найти правильное решение.
11. Функционирование СППС учреждения образования с учетом особенностей социума.СППС — это посредник между государством и личностью. От того, в каком регионе, в какой ме-стности находится учреждение образования, в котором функционирует СППС, от условий жизни и контингента, с которым будут работать педагог социальный и педагог-психолог, напрямую зависят содержание и методы этой работы. Разумеется, что социум столичного города и сельской местности будут предъявлять разные требования к работе СППС.
Специфика работы СППС учреждения образования сельского региона определяется той ролью, которую учреждение образования играет в жизни села, требованиями, предъявляемыми сельским сообществом, особым механизмом решения воспитательных и социальных проблем, основанным на традициях сельской общинной жизни.
СППС учреждения образования села призвана стать своеобразным центром единения разрознен-ных сил села в решении сложнейших задач социального воспитания, социального обустройства села, обеспечения преемственности крестьянских традиций, духовных заповедей сельского мира. Заботой о воспитании души должна быть продиктована необходимость проведения семейных ве-черов и посиделок, участия в сельских праздниках труда и организации социально значимой дея-тельности и других мероприятий.
Очевидным является тот факт, что сельская семья должна получать в необходимом объеме квалифицированную социально-педагогическую и психологическую помощь, которая в большинстве случаев должна быть направлена не только на ребенка, испытывающего затруднения в социализа-ции, но и на проведение с ним коррекционной работы. Специфика сельской социальной среды, ее педагогические возможности должны учитываться при организации работы с семьей, оказании влияния на педагогические установки родителей и психологический микроклимат семьи.
Сегодня назрела необходимость создать в сельском социуме силами СППС действенную систему ранней профилактики семейного неблагополучия, выявления семей, испытывающих затруднения в воспитании детей, наладить механизм оперативного реагирования на возникающие проблемы и несостоятельность семьи.
Социально-педагогическая и психологическая работа на селе — один из самых сложных участков социальной и психолого-педагогической работы, требующий от специалиста не только качественной профессиональной подготовки и соответствующих личностных качеств, но и проникновенного знания особенностей жизни села, его характерных региональных традиций, укладов, культуры.
Особенности работы СППС в сельском социуме:
• работа в условиях жесткого социального контроля, на виду у всей сельской общест-венности (оценка идет не только как специалиста в той или иной области знаний, но и как труже-ника, семьянина, просто человека, отсюда требования — высокие моральные качества, нравствен-ные ориентиры, авторитет и уважение в социуме);
• искусство общения с сельской аудиторией (сложные взаимоотношения на фоне ка-жущейся простоты отношений, отсюда требования — хорошо владеть умениями уважительно и доступно вести беседу, убеждать, не бояться вступить в спор, выступить публично с учетом про-свещенности и эрудированности жителей, разнородности сельского сообщества, знания особенностей местной жизни, обладая широтой собственных познаний и интересов);
• учет сезонности жизни села (посевная, уборочная и т. п. страда), готовность к вы-полнению своих профессиональных обязанностей в нерабочее время (т. е. оказание профессио-нальной помощи в любое время и в любом месте — на работе, дома, в магазине, отсюда требова-ния — в сельской местности нужны универсальные специалисты СППС, многопрофильные, спо-собные совмещать в одном лице разные направления работы, например социальный педагог — юрист, психолог — психотерапевт и т. д.).
12. Работа СППС учреждения образования по реализации Декрета Президента Рес-публики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»
Реализация Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18
«О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» преду-сматривает создание на местах региональной модели защиты детства.
Составляющими такой модели являются:
• выявление и учет детей, находящихся в социально опасном положении;
• реализация планов помощи детям (индивидуальных программ учреждения образо-вания по социально-педагогической реабилитации детей), признанным находящимися в социально опасном положении, и улучшение функций семьи;
• формирование механизмов межведомственного взаимодействия в работе по выведе-нию семьи из социально опасного положения, профилактике вытеснения из нее ребенка, детской безнадзорности и правонарушений, жестокого обращения с ребенком;
• признание детей нуждающимися в государственной защите по решению органа опе-ки и попечительства либо комиссии по делам несовершеннолетних;
• утверждение руководителем местного исполнительного и распорядительного органа межведомственного плана защиты прав и законных интересов ребенка, признанного нуждающим-ся в государственной защите;
• помещение ребенка на срок до шести месяцев на государственное обеспечение, реа-лизация в течение этого срока плана защиты прав и законных интересов ребенка;
• социальный патронат семьи, объединение всех имеющихся в регионе ресурсов по выведению семьи из социально опасного положения.
Координацию этой работы призваны осуществлять исполкомы (областные, городские, рай-онные и т. д.) и Комиссии по делам несовершеннолетних.
Существенная роль в обеспечении реализации Декрета принадлежит социально-педагогической и психологической службе учреждения образования. Именно она организует в учреждении образо-вания работу по выявлению детей, нуждающихся в помощи и защите государства, на качественно ином уровне.
Примерное содержание этой работы заключается в следующем:
• тщательное изучение и комплексная оценка положения детей в каждой семье (через всеобуч, преемственность и интеграцию, в работе СППС других учреждений образования, рейды; во взаимодействии с общественностью, ИДН, поликлиниками, ЖЭСами и др.) с целью выявления детей, нуждающихся в помощи и защите;
• подготовка информации для признания детей находящимися в социально опасном положении (советом профилактики или педагогическим советом учреждения образования);
• подготовка и реализация планов помощи несовершеннолетним, признанным нахо-дящимися в социально опасном положении, которые утверждаются руководителем учреждения образования. В работе с детьми и их семьями важно участие классных руководителей, специали-стов СППС, работников ИДН, специалистов других ведомств, а также родителей;
• подготовка ходатайств в ИДН или исполком о необходимости признания детей нуж-дающимися в государственной защите, а также проектов планов защиты прав и законных интере-сов несовершеннолетних;
• реализация соответствующих пунктов планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, признанных нуждающимися в государственной защите, и общий контроль их выполнения.
В решении многочисленных вопросов социальной реабилитации семьи и детей, находя-щихся в социально опасном положении, очень важно определить ответственность и конкретные функции учреждений и организаций региона. СППС — основное звено в реализации новой моде-ли защиты детей в неблагополучных семьях. Чем согласованнее и эффективнее будет межведом-ственная работа с семьей, тем успешнее будут ее результаты.
В работе по выявлению и учету детей, находящихся в социально опасном положении, необходимо руководствоваться Инструкцией о порядке выявления детей, нуждающихся в государственной за-щите, утвержденной постановлением Министерства образования от 5 мая 2007 г. № 30; Положе-нием о порядке признания детей нуждающимися в государственной защите, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2006 г. № 1728 и приказом Министерства образования от 8 мая 2007 г, № 270 «О совершенствовании работы с детьми, находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите».