Мониторинг обеспеченности ПМПк специалистами, осуществляющими психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся, воспитанников
Специалисты | Количество ставок по штату | Фактическое замещение (наличие реальных физических лиц) | Необходимая потребность | |||||
Штатными работниками | Работниками по совместительству | |||||||
В образовательных учреждениях | В том числе в учреждениях специального образования | В образовательных учреждениях | В том числе в учреждениях специального образования | В образовательных учреждениях | В том числе в учреждениях специального образования | В образовательных учреждениях | В том числе в учреждениях специального образования | |
Педагог-психолог; учитель-дефектолог; учитель-логопед; социальный педагог; врач (указать специальность); медсестра; другие специальности (указать, какие); Итого: |
О порядке взаимодействия ПМПк с родителями (законными представителями) обучающего, воспитанника и с ПМПК
Договор
между образовательным учреждением (в лице руководителя образовательного учреждения) и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника образовательного учреждения о его психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении
Руководитель образовательного учреждения _____________________ _______________________ (указать фамилию, имя, отчество) подпись________________ М.П. | Руководители (законные представители) обучающегося, воспитанника (указать фамилию, имя, отчество ребенка и родителей (законных представителей), характер родственных отношений в соответствии с паспортными данными) подпись----------------------------- М.П. |
Информирует родителей (законных представителей ) обучающегося, воспитанника об условиях его психолого-медико-педагогического обследования и сопровождения специалистами ПМПк. | Выражают согласие (в случае несогласия договор не подписывается) на психолого-медико-педагогическое обследование и сопровождение обучающегося, воспитанника в соответствии с показаниями, в рамках профессиональной компетенции и этики специалистов ПМПк. |
Договор
о взаимодействии психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения
Настоящим договором закрепляются следующие взаимные обязательства ПМПК (указать уровень ПМПК: региональная, муниципальная, др.) и ПМПк образовательного
учреждения__________________________________________
(наименование образовательного учреждения)
ПМПк обязуется: 1. Направлять детей и подростков с отклонениями в развитии для обследования на ПМПК в следующих случаях: — при возникновении трудностей диагностики; — в спорных и конфликтных случаях; — при отсутствии в данном образовательном учреждении условий для оказания необходимой специализированной психолого-медико-педагогической помощи. 2. Информировать ПМПК соответствующего уровня: — о количестве детей в образовательном учреждении, нуждающихся в специализированной психолого-медико-педагогической помощи; — о характере отклонений в развитии детей, получающих специализированную психолого-медико-педагогическую помощь в рамках данного образовательного учреждения; — об эффективности реализации рекомендаций ПМПК. | ПМПК обязуется: 1. Проводить своевременное бесплатное обследование детей и подростков с отклонениями в развитии по направлению ПМПк образовательного учреждения, территориально относящегося к данной ПМПК, с последующим информированием ПМПк о результатах обследования. 2. Оказывать методическую помощь, обеспечивать обмен опытом между специалистами психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений, территориально относящихся к данной ПМПК. 3. Осуществлять динамический контроль за эффективностью реализации рекомендаций по отношению к детям, прошедшим обследование на ПМПК, при необходимости вносить коррективы в рекомендации. 4. Информировать родителей о всех имеющихся в стране возможностях оказания ребенку психолого-медико-педагогической помощи (с опорой на имеющиеся в РФ базы данных) в соответствии с выявленными отклонениями в развитии и индивидуальными особенностями ребенка. |
Руководитель Заведующий ПМПК
образовательного учреждения _______________(подпись)
_______________ (подпись) М.П.
Председатель ПМПк
_____________(подпись)
М.П.
Индивидуальная карта психолого-педагогического и логопедического обследования
Фамилия, имя ребенка |
Дата рождения |
Сведения о родителях или лицах, их заменяющих Мать (Ф.И.О., возраст, место работы и должность, состояние здоровья, вредные привычки) Отец (Ф.И.О., возраст, место работы и должность, состояние здоровья, вредные привычки) |
Заключение ПМПК |
Заключение оториноларинголога |
Заключение окулиста |
Заключение психиатра (невропатолога) |
Заключение терапевта |
Данные о раннем общем и речевом развитии ребенка (со слов родителей и/или по данным медицинской карты) |
1. Психолого-педагогическое обследование (Представленная форма «Индивидуальной карты» является примерной. Автор-составитель намеренно не включил в нее конкретные диагностические задания (пробы), т.к. их необходимый и достаточный набор определяется возрастными, индивидуально-типологическими и речевыми возможностями детей, в связи с чем каждый логопед устанавливает его самостоятельно). |
№ п/п | Разделы обследования | Первичное обследование |
1.1. | Зрительный гнозис | |
1.2. | Оптико-пространственный праксис | |
1.3. | Память | |
1.4. | Внимание | |
1.5. | Мышление | |
1.6. | Коммуникативная деятельность | |
1.7. | Познавательная активность | |
1.5. | Общая произвольная моторика | |
1.6. | Тонкие дифференцированные движения пальцев и кисти рук | |
2. Логопедическое обследование | ||
2.1. Импрессивная речь | ||
2.1.1. | Понимание интонационной и ритмико-мелодической структуры фразы | |
2.1.2. | Фонематический слух | |
2.1.3. | Фонематический анализ и синтез | |
2.1.4. | Понимание значения слов | |
2.1.5. | Понимание логико-грамматических конструкций | |
2.1.6. | Понимание смысла текста | |
2.2. Экспрессивная речь | ||
2.2.1. | Строение и функции артикуляционного аппарата | |
2.2.2. | Темпо-ритмическая и интонационно-мелодическая организация речи | |
2.2.3. | Произношение звуков | |
2.2.4. | Слоговая структура слова | |
2.2.5. | Словарный запас | |
2.2.6. | Грамматический строй речи | |
2.2.7. | Связная речь | |
Логопедическое заключение | ||
Перспективный план работы на учебный год | ||
Результаты коррекционной работы |
Педагогический профиль группы
(В «Педагогический профиль группы» здесь и далее не включены конкретные диагностические задания; наоборот, педагогам предоставлена возможность самостоятельно подбирать и использовать в процессе стартовой и итоговой диагностики детей те задания, которые наиболее полно отвечают их возрастным, индивидуально-типологическим особенностям и речевым возможностям).
Двигательная деятельность и гигиеническое воспитание
№ | Фамилия, имя ребенка | Диагностические задания | ||||
п/п | ||||||
Познавательная деятельность
№ | Фамилия, имя ребенка | Диагностические задания | ||||
п/п | ||||||
Речевая деятельность
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Диагностические задания | ||||
Игровая деятельность
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Диагностические задания | ||||
Художественно-творческая деятельность
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Диагностические задания | ||||
Предметно-практическая деятельность
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Диагностические задания | ||||
Речевой профиль группы
Звукопроизношение
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Звуки речи | ||||||||||||||||||||
Гласные | Свистящие | Шипящие | Сонорные | J | Звонкие-глухие | Твердые-мягкие | ||||||||||||||||
Здесь и далее цифрами обозначены: 1 - изолированное произношение звука, 2 ---- произношение звука в слогах, словах, 3 — произношение звука во фразе.
Фонематические процессы
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Фонематическое восприятие | Фонематический анализ и синтез | ||
Слоговая структура слова
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Классы слов по слоговой сложности | ||||||||||||||||||||||||||
а | б | а | б | а | б | а | б | а | б | а | б | а | б | а | б | а | б | а | б | а | б | а | б | а | б | |||
Условные обозначения:
1— двухсложные слова из двух открытых слогов (мама, уха);
2— трехсложные слова из открытых слогов (панама, пионы);
3— односложные слова (мак, лев);
4— двухсложные слова с одним закрытым слогом (каток, Алик);
5— двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (тыква, утка);
6— двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (компот, Павлик);
7— трехсложные слова с закрытым слогом (котенок, пулемет);
8— трехсложные слова со стечением согласных (конфеты, калитка);
9— трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (памятник, маятник);
10— трехсложные слова с двумя стечениями (винтовка, морковка);
11— односложные слова со стечением согласных в начале и в конце (кнут, клей);
12— двухсложные слова с двумя стечениями (кнопка, клетка);
13— четырехсложные слова из открытых слогов (паутина, батарея);
а — отраженное повторение;
б — самостоятельное называние слова с опорой на картинку.
Словарный запас
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Диагностические задания | |||
Грамматический строй речи
№ п\п | Фамилия, имя ребенка | Диагностические задания | |||||
Связная речь
№ п\п | Фамилия, имя ребенка | Диагностические задания | |||
Примерные темы консультаций логопеда для педагогов ДОУ
1. Причины и виды отклонений в речевом развитии детей до школьного возраста
2. Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков
3. Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста
4. Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста
5. Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста
6. Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы в процессе групповых (подгрупповых) занятий
7. Использование коррекционно-развивающего потенциала специфически детских видов деятельности
8. Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии
9. Физическое воспитание дошкольников с нарушениями речевого развития
10. Приемы педагогической коррекции внеречевых процессов детей
11. Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей
Примерные темы консультаций для родителей
1. Почему ребенок говорит неправильно?
2. Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения
2. Обогащаем словарь детей
3. Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников
4. Развитие связной речи детей в семье
5. Играем пальчиками и развиваем речь
6. Совершенствуем внимание и память ребенка
7. Игровая школа мышления
8. Речевая подготовка детей к школе в семье
Список рекомендуемого оборудования логопедического кабинета
(Инструктивное письмо Министерства образования РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 № 2 (Приложение 5) - Вестник образования. 2001. № 2).
1. Настенное зеркало для логопедических занятий (50x100) — 1 шт.
2. Зеркало для индивидуальной работы (8x12) — 8 шт.
3. Логопедические зонды, шпатели
4. Разрезная азбука (настенная) — 1 шт.
5. Кассы букв (индивидуальные) — 8 шт.
6. Учебно-методические пособия
7. Настольные игры, игрушки, конструкторы
8. Умывальник — 1 шт.
9. Классная лоска — 1 шт.
10. Шкафы для пособий — 2-3 шт.
11. Стол канцелярский — 1 шт.
12. Стулья — 5 шт.
13. Комплект «парта — стул» — 8 шт.
14. Песочные часы — 1 шт.
15. Секундомер — 1 шт.
16. Метроном — 1 шт.
17. Магнитофон — 1 шт.
18. Проигрыватель — 1 шт.
19. Набор пластинок
20. Диапроектор (или фильмоскоп) — 1 шт.
21. Кодоскоп — 1 шт.
22. Экран — 1 шт.
23. Видеомагнитофон — 1 шт.
24. Компьютер — 1 шт.
25. Дискеты