Подготовка и проведение учебных занятий
Методические указания
По оформлению отчета по педагогической практике
(учебно-ознакомительная практика аспирантов 2-го года)
Практика включает следующие разделы:
1. Титульный лист.
2. Цели и задачи практики.
3. Календарный план практики.
4. Подготовка и проведение учебных занятий.
5. Дополнительные задания.
6. Выводы.
7. Приложения:
6.1. Типовые планы учебных занятий.
6.2. Учебно-методические материалы для подготовки к занятиям.
6.3. Контрольно-измерительные материалы.
6.4. Подготовленные аспирантом учебно-методические и контрольно-измерительные материалы.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский технологический университет» МИТХТ |
УТВЕРЖДАЮ
Директор Института
тонких химических технологий
Маслов Михаил Александрович | ||||||||
доктор хим. наук, профессор | ||||||||
(фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание) | ||||||||
« | » | г. | ||||||
ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
В 2016/17 УЧЕБНОМ ГОДУ
Нгуен Ван Хуи | |||||||||
(фамилия, имя, отчество аспиранта) | |||||||||
специальность | 05.17.04 «Технология органических веществ» | ||||||||
год обучения | 2-ой | ||||||||
кафедра прохождения практики | Кафедра образовательных технологий и систем(ОТиС) | ||||||||
преподаватель кафедры прохождения практики | Соломонов Валерий Александрович | ||||||||
зав. кафедрой, кандидат химических наук, доцент | |||||||||
(фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание) | |||||||||
сроки прохождения практики с | по | ||||||||
№ п/п | Форма проведения педагогической практики | Количество часов | Оценка | Подпись преподавателя |
Учебно-ознакомительная практика |
Выпускающая кафедра ТНХСиИЖТ
Аспирант Нгуен В.Х./ ____________________ /
Научный руководитель Пешнев Б.В. / ______________________/
Зав. кафедрой Третьяков В.Ф. / ______________________ /
Пояснения по оформлению титульного листа.
1. Форма титульного листа согласуется с управлением аспирантуры и может ежегодно изменяться.
2. Место проведения и форма проведения педагогической практики определяются рабочим учебным планом текущего учебного года.
3. Сроки прохождения практики вписываются преподавателем при выставлении оценки. Возможны варианты прохождения практики в разные сроки в течение учебного года в соответствии с индивидуальным планом аспиранта.
4. Как правило, оценка за прохождения практики выставляется дифференцированная. В качестве исключения по согласованию с управлением аспирантуры может выставляться оценка «зачтено».
Цели и задачи практики
Целью учебно-ознакомительной практики является подготовка аспиранта к самостоятельной научно-педагогической деятельности в области химии и смежных наук по программам высшего образования.
Основные задачи учебно-ознакомительной практики аспирантов:
o получение знаний о культуре умственного труда и особенностях проведения основных типов учебных занятий: лекций, семинаров, практических и лабораторных работ, различных видов контрольных мероприятий;
o получение знаний о планировании учебной работы и самоорганизации студентов в ходе самостоятельной работы;
o знакомство с основной учебно-методической документацией: рабочие программы, планы занятий, методические указания, задания для самостоятельной работы и др.;
o получение навыков подготовки к учебному занятию с применением современных информационных технологий;
o получение опыта проведения учебных занятий в форме семинаров в ходе изучения студентами 1-го курса учебной дисциплины «Обучение в высшей школе» с использованием активных и интерактивных образовательных технологий;
o получение навыков проведения различных форм текущего контроля и оценивания учебной работы студентов.
В результате прохождения практики у аспирантов, обучающихся по направлению 04.06.01 «Химические науки», формируются элементы следующих компетенций:
а) универсальные компетенции:
o способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);
o готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках (УК-4);
o способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-5).
б) общепрофессиональные компетенции:
o готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-3).
В таблице 1 представлены владения, формируемые в ходе практики при освоении общепрофессиональной компетенции ОПК-3.
Таблица 1. Формирование готовности к преподавательской деятельности в ходе учебно-ознакомительной практики
ОПК-3 | Готовность к преподавательской деятельности |
Владеть: | Методикой проведения семинарских занятий |
Традиционными и современными образовательными технологиями, в том числе интерактивными и дистанционными | |
Средствами и приемами педагогической коммуникации | |
Технологией проектирования учебного процесса на уровне отдельного учебного занятия | |
Способами организации и контроля самостоятельной учебной работы | |
Разработкой учебных и учебно-методических материалов, включая материалы для проведения текущего, промежуточного и итогового контроля | |
Оформлением отчетной документации о ходе учебного процесса, в том числе в электронном виде |
В результате прохождения практики у аспирантов, обучающихся по направлению 06.06.01 «Биологические науки», формируются элементы следующих компетенций:
а) универсальные компетенции:
o способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);
o готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках (УК-4);
o способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-5).
б) общепрофессиональные компетенции:
o готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-2).
В таблице 1 представлены владения, формируемые в ходе практики при освоении общепрофессиональной компетенции ОПК-2.
Таблица 1. Формирование готовности к преподавательской деятельности в ходе учебно-ознакомительной практики
ОПК-2 | Готовность к преподавательской деятельности |
Владеть: | Методикой проведения семинарских занятий |
Традиционными и современными образовательными технологиями, в том числе интерактивными и дистанционными | |
Средствами и приемами педагогической коммуникации | |
Технологией проектирования учебного процесса на уровне отдельного учебного занятия | |
Способами организации и контроля самостоятельной учебной работы | |
Разработкой учебных и учебно-методических материалов, включая материалы для проведения текущего, промежуточного и итогового контроля | |
Оформлением отчетной документации о ходе учебного процесса, в том числе в электронном виде |
В результате прохождения практики у аспирантов, обучающихся по направлению 18.06.01 «Химическая технология», формируются элементы следующих компетенций:
а) универсальные компетенции:
o способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);
o готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках (УК-4);
o способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-6).
б) общепрофессиональные компетенции:
o готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-6).
В таблице 1 представлены владения, формируемые в ходе практики при освоении общепрофессиональной компетенции ОПК-6.
Таблица 1. Формирование готовности к преподавательской деятельности в ходе учебно-ознакомительной практики
ОПК-6 | Готовность к преподавательской деятельности |
Владеть: | Методикой проведения семинарских занятий |
Традиционными и современными образовательными технологиями, в том числе интерактивными и дистанционными | |
Средствами и приемами педагогической коммуникации | |
Технологией проектирования учебного процесса на уровне отдельного учебного занятия | |
Способами организации и контроля самостоятельной учебной работы | |
Разработкой учебных и учебно-методических материалов, включая материалы для проведения текущего, промежуточного и итогового контроля | |
Оформлением отчетной документации о ходе учебного процесса, в том числе в электронном виде |
Пояснения к оформлению раздела «Цели и задачи практики".
1. Цели и задачи практики берутся из рабочей программы практики, которая пересматривается ежегодно с учетом итогов прохождения практики в предыдущем учебном году.
2. Аспирантами, содержание этого раздела, как правило, не изменяется. Учитывается только специфика направления подготовки (разные индексы у общепрофессиональных компетенций)
Календарный план прохождения практики.
Рабочие неде-ли семестра | Перечень вопросов, рассматриваемых на занятии |
Ознакомительный цикл занятий | |
1: | Семинарских занятий по дисциплине нет. Распределение аспирантов по учебным группам: |
2: | Лекции: |
3: | Практические занятия: |
4: | Самостоятельная работа студентов: |
5: | Контрольные мероприятия: |
6: | Контрольная работа: |
7: | Защита домашних заданий: |
8: | Подведение итогов: |
Тренинговый цикл занятий | |
9: | Семинарских занятий по дисциплине нет. Распределение аспирантов по учебным группам |
10: | Лекции: |
11: | Практические занятия: |
12: | Самостоятельная работа студентов: |
13: | Контрольные мероприятия: |
14: | Контрольная работа: |
15: | Защита домашних заданий: |
16: | Подведение итогов: |
17: | Зачет |
Пояснения к оформлению раздела «Календарный план прохождения практики".
1. После каждого занятия аспирант вносит записи в таблицу после двоеточия. Таблица может разрываться и продолжаться на следующей странице. При заполнении граф могут использоваться типовые планы проведения занятий.
2. В первом столбце указывается дата проведения занятия.
3. Во втором столбце указываются:
a. Коды учебных групп.
b. Перечень учебных вопросов, которые рассматривались на каждом занятии, включая контрольные мероприятия. В тренинговом цикле дополнительно выделяются учебные вопросы, в проведении которых участвовал сам аспирант.
Подготовка и проведение учебных занятий
Пояснения к оформлению раздела «Подготовка и проведение учебных занятий":
1. Материал раздела излагается в свободном форме.
2. В разделе приводится подробный план изложения учебных вопросов, выбранных аспирантом совместно с преподавателем для проведения занятий в тренинговом цикле (не обязательно целого занятия, могут быть отдельные учебные вопросы на 10-30 минут). В плане указываются формы обратной связи со студентами во время занятия, задания для самостоятельной работы, использование активных и интерактивных форм проведения занятий, применение информационных технологий (если их использование возможно технически и обосновано методически).
3. Перечисляются учебно-методические материалы, которые планируется использовать (или были использованы) во время проведения занятия. Отдельно указываются учебно-методические материалы, разработанные самим аспирантом. Эти материалы включаются в приложения к отчету в электронном виде.
Дополнительные задания
Пояснения к оформлению раздела «Дополнительные задания":
1. Дополнительные задания выдаются преподавателем кафедры ОТиС, курирующим учебно-ознакомительную практику аспиранта. Задания, как правило, должны быть связаны с организацией, подготовкой и проведением занятий. Например, проведение тестирования и обработка тестов.
2. Раздел вводится по усмотрению преподавателя.
Выводы
Пояснения к оформлению раздела «Выводы":
1. В выводах отражается выполнение задач и освоение компетенций, сформулированных в разделе 1. Указываются конкретные примеры учебной деятельности, иллюстрирующие выполнение общих задач и освоение компетенций.
2. Выводы согласуются с преподавателем.
Приложения
Пояснения к оформлению раздела «Приложения":
1. Приложения к отчету остаются на кафедре прохождения практики (ОТиС).
2. Аспиранты в разделе «Приложения» просто перечисляют материалы, вошедшие в приложения и дают отсылку на место их хранения. Количество приложений может быть разным в отчетах разных аспирантов.