Деятельность школы по управлению качеством образования
Ключевым звеном в системе управления качеством образования является образовательное учреждение, обновляющее и развивающее содержание образования в соответствии с операционально поставленными целями, учитывающими потребности своей территории, потенциальные и реальные возможности педагогов и учащихся.
Приоритет образовательного учреждения определяется следующими обстоятельствами:
ü согласно Закону РФ «Об образовании» именно образовательное учреждение несет ответственность за качество образования своих выпускников;
ü традиционной является связь качества образования выпускника и учебного заведения;
ü образовательное учреждение имеет достаточную самостоятельность и может в конкретных условиях корректировать свою деятельность для достижения оптимального качества образования.
Закон РФ «Об образовании» определил, что под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.
Поэтому есть все основания оценку качества образования в общеобразовательном учреждении производить по следующим параметрам:
ü уровень достижения поставленных целей;
ü уровень выполнения требований государственных образовательных стандартов;
ü уровень реализации индивидуальных возможностей учащихся;
ü уровень удовлетворения образовательных запросов детей и родителей.
Выбор такой последовательности параметров преследует решение нескольких взаимосвязанных задач.
Хотя основные цели общеобразовательного учреждения определены Типовым положением, характерным для сегодняшнего этапа регионального образования является выбор рядом школ, гимназий, лицеев своих целей и приоритетов, определяющих специфику и направленность образовательного процесса и его результатов.
Анализ особенностей деятельности общеобразовательных учреждений показывает, что в самом общем виде выбор приоритетов связан с самоопределением учреждения в трех условно альтернативных путях развития:
ü школа знаний, умений и навыков;
ü школа развития;
ü школа подготовки к жизни.
Целеполагание
Основное требование к целеполаганию - его операциональность, возможность оценки продвижения общеобразовательного учреждения в выбранном направлении.
Постановка собственных целей является возможной, но не обязательной для коллектива, ибо можно опираться и на самые общие цели образовательной деятельности, определенные нормативными документами.
С точки зрения управления такое положение дел принципиально важно, ибо оно позволяет строить управление по целям; осуществлять сопоставление учреждений, ставящих совпадающие цели; организовывать специальную работу с теми учреждениями, которые не вышли на уровень организации целенаправленного образовательного процесса. При этом подразумевается, что цели общеобразовательного учреждения приводят к результатам выше тех, что определены стандартами (ГОС).
Если школа не преследует особых целей, то оценка ее деятельности производится в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, которые принимаются в нашей стране на законодательном уровне и устанавливают уровень государственных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся, принятым в качестве общественной нормы.
Ориентация только на уровень стандартов опасна вследствие минимальных требований, закладываемых в основу стандартов.
Есть необходимость при оценке качества образования школы оценивать то, насколько в образовательном процессе учитываются индивидуальные возможности учащихся, их склонности и интересы, созданы ли условия реализации потенциала ученика.