Самостоятельная работа учащихся. Дети лепят козу. Во время работы звучит французская народная «Пастушья песня».
Дети лепят козу. Во время работы звучит французская народная «Пастушья песня».
Итоги урока.
4.1. Закрепление нового материала.
У. Ребята, назовите виды декоративно-прикладного искусства, а также произведения скульптуры малой пластики мастеров, которые вы анализировали в процессе беседы.
4.2. Выставка и анализ творческих работ учащихся.
5. Домашнее задание:предварительная работа.
У. Посетите выставку художников-живописцев (по возможности), найдите литературу о них, в том числе и вашей местности. Попробуйте сделать гуашью или акварелью зарисовки уголка природы.
У р о к 4. ИСКУССТВО ЖИВОПИСИ
Цели:
—расширить представления учеников о творчестве художника-живописца;
—знакомить с выразительными средствами живописи;
—воспитывать эстетическое восприятие.
Виды деятельности: беседа об изображении в живописи прекрасного; рассказ учителя о творчестве художника-живописца, художественных материалах, необходимых для создания картин; рассмотрение произведений изобразительного искусства и их анализ; самостоятельная деятельность; анализ работ.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование.
Для учителя. Произведения искусств для анализа:
1. Литературные — А. Фет, «Осень»; Ф. Тютчев, «Есть в осени первоначальной...».
2. Произведения изобразительного искусства — репродукции картин: И. Левитан, «Золотая осень»; В. Борисов-Мусатов, «Осенняя песня»; Е. Лось, «Вечером над озером»; Д. Веласкес, «Инфанта Маргарита»; В. Серов, «Девочка с персиками»; С. Катков, «Зимой в деревне».
3. Музыкальные — русская народная песня «Осень, осень, гости недель восемь».
Наглядные пособия: методические таблицы, примерные образцы рисунков.
Для учащихся: альбомы, карандаши, резинки, краски.
Оформление классной доски;
С левой стороны (на подставке) — литературные произведения.
С правой стороны — репродукции картин.
По центру в верхней части — тема урока.
В нижней части (на подставке) — выставка каталогов с репродукциями картин художников.
Литература.
Изобразительное искусство в начальных классах : пособие для учителя / Б. П. Юсов, Н. Д. Минц, Г. С. Лепский [и др.] ; под ред. Б. П. Юсова, Н. Д. Минц. 2-е изд., перераб. идоп. Мн., 1992.
План урока
Организационный момент.
1.1.Проверка готовности класса к уроку.
1.2.Связь с предыдущим материалом.
2. Объяснение нового учебного материала.
2.1.Беседа о живописи.
2.2. Анализ произведений изобразительного искусства.
Самостоятельная работа учащихся.
Итоги урока.
4.1.Закрепление нового материала.
4.2. Выставка и анализ творческих работ учащихся.
5. Домашнее задание:предварительная работа.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
1.1.Проверка готовности класса к уроку.
1.2.Связь с предыдущим материалом.
2. Объяснение нового учебного материала.
2.1. Беседа о живописи.
У. Приходилось ли вам, ребята, бывать в музеях, на выставках, в галереях искусств?
Д. Да. Чаще летом.
У. Что вы там видели?
Д. Художественные произведения разных жанров.
У. Какие картины вам понравились?
Д. Больше всего пейзажи, натюрморты и другие, выполненные маслом и акварелью.
У. Все то, что вы видели, — произведения изобразительного искусства. Некоторые из них пишутся красками. Краски бывают масляные, акварельные, гуашевые ит. д. Их наносят на какую-нибудь поверхность (полотно, картон, бумагу и т. д.). С помощью красок можно создать художественные образы. Это называется живописью.
— Главное выразительное средство живописи — цвет. Он бывает основной и составной. Основные: красный, желтый, синий. Составные: фиолетовый, оранжевый, зеленый.
— Также есть ахроматические цвета (от греческого « хрома» — «цвет») — нецветные. Это черный, белый и серый, который получается при смешивании черного с белым. Необходимый для живописи цвет художник обычно получает на палитре, а затем наносит на полотно. При написании картины соблюдают цветовой
порядок — колорит. Колорит — это соотношение красок по тону, насыщенности. По характеру цветовых сочетаний он может быть теплым и холодным, веселым и грустным, спокойным и напряженным, светлым и темным.
2.2. Анализ произведения изобразительного искусства.
У. Рассмотрим репродукцию картины С. Каткова «Зимой в деревне». Определим ее колорит. Изображение построено на сочетании оранжевого, желтого иоттенков синего цвета. Какие цвета называются теплыми?
Д. Желтый, красный, оранжевый и их оттенки.
У. А какие цвета можно назвать холодными?
Д. Синий, фиолетовый, голубой и их оттенки.
У. Обычно в жизни за каждым предметом или объектом в нашем сознании закрепляется какой-нибудь определенный цвет (волк — серый, небо — голубое, трава — зеленая). Такой цвет называется предметным.
— Чем является для художника-живописца цвет?
Д. Это главное средство выразительности, язык живописи.