ПЕРВЫЙ КЛАСС Упражнения первого класса 3 страница

Battements tendus jetes — натянутые движения с броском. Они воспитывают натянутость ног в воздухе, развивают силу и легкость ног, и подвижность тазобедренного сустава (рис. 10).

Battement tendu jete изучают сначала в первой, потом в пятой позиции. Усвоив движение лицом к палке, его испол­няют держась за палку одной рукой. Движе­ниям рук, как и в battement tendu, придают выразительную окраску.

Battement tendu jete в сторону. Исходное положение — пятая позиция, правая нога впе­реди, левая рука лежит на палке, правая рука в подготовительном положении, поворот головы направо. На два вступительных ак­корда правая рука открывается на вторую позицию. На раз и работающая нога, одно­временно с поворотом головы en face, сколь­зящим броском открывается в сторону второй рис 10 позиции на высоту 25°. На два и работающая Battement нога скользящим броском закрывается в пя- tendu jete ую позицию йпёрёд: Ёытянутый подъем сокращается лишь тогда, когда нога, коснувшись пола вытянутыми пальцами, возвращается в исходное положение, подчеркивая выворот­ность пятой позиции. Движение повторяют, чередуя пятую позицию вперед и назад.

Battement tendu jete вперед. Исходное положение — вы­шеизложенное. На раз и работающая нога, сохраняя ров­ность бедер, скользящим броском открывается вперед на высоту 25°. На два и работающая нога скользящим броском закрывается в исходное положение, носок, коснувшись пола вытянутыми пальцами, подчеркивает возвращение в пятую позицию.

Battement tendu jete назад. Исходное положение — пятая позиция, правая нога сзади. На раз и работающая нога скользящим броском открывается назад на высоту 25°. На два и она скользящим броском закрывается в исходное по­ложение. Вытянутый подъем сокращается лишь тогда, когда носок, коснувшись пола вытянутыми пальцами, возвраща­ется в пятую позицию, подчеркивая при этом выворотность пятки в пятой позиции. На два заключительных аккорда правая рука закрыва­ется в подготовительное положение. Голова поворачивается направо.

Примечание. В battement tendu jete во всех направ­лениях работающая нога двигается в момент броска точно по прямой, фиксируя одну и ту же высоту в воздухе. Обе ноги все время сохраняют выворотность и натянутость, осо­бенно в момент броска. Корпус подтянут и спокоен, плечи и бедра ровные, особенно в battement tendu jete вперед и назад.

Музыкальный размер 2/4. Характер музыкального сопро­вождения очень четкий, бодрый.

Battement tendu jete исполняется в том же темпе, что и battement tendu.

BATTEMENT TENDU POUR LE PIED

Это упражнение развивает силу и эластичность подъема. Вначале его изучают лицом к палке, в первой, потом в пя­той позиции. Существует два вида упражнений: с опуска­нием пятки на пол и со сгибом подъема поднятой на воздух работающей ноги. Второй вид изучают не раньше, чем усвоен battement tendu jete.

1 Исходное положение — первая пози­ции на раз и работающая нога вытягивается по правилам battement tendu в сто­рону шорой позиции носком в пол так, чтобы носок приходился против пятки опорной ноги. На два и стопа работающей hoги опускается на пол сильным, но не резким движением. На три и пятка сильным движением отрывается от пола, под­нимаясь как можно выше, выгибая этим подъем. На четыре и движение заканчивается. В исходное положение по правилам bnttement tendu.

Примечание. Во время движения ноги должны быть натянуты и выворотны. Корпус подтянут; центр тяжести ни в коем случае не переходит с опорной на работающую ногу,
когда пятка опускается на пол. Усвоив движение, стопу опу­скают на пол по два раза и более, сохраняя при этом спо­койный и подтянутый корпус.

Музыкальный размер и характер музыкального сопро­вождения тот же, что и в battement tendu.

2. Исходное положение — пятая позиция. На раз и рабо­тающая нога скользящим броском открывается в сторону второй позиции на высоту 25°, по правилам battement tendu jete. На два и носок работающей ноги поднимается до пре­дела наверх, сокращая подъем; натянутая в колене нога сохраняет принятое положение. На три и носок сильным движением опускается вниз, выгибая подъем; положение ноги при этом не изменяется. На четыре и движение закан­чивается в пятую позицию назад, по правилам battement tendu jete. Упражнение продолжают, чередуя пятую позицию вперед и назад.

Примечание. Во время движения обе ноги предельно выворотны. Опорная нога натянута. Корпус подтянут и спо­коен, плечи и бедра ровные. Усвоив движение, его испол­няют по два раза и более.

Музыкальный размер и характер музыкального сопровож­дения тот же, что и в battement tendu jete.

BATTEMENT FRAPPE

Battement frappe— ударяющее движение, оно развивает силу ног, ловкость и подвижность колена.

Battement frappe изучают, стоя лицом к палке и начиная движение во вторую позицию, затем вперед и назад. Сначала в battement frappe работающая нога, вытягиваясь в любом направлении, быстро открывается, скользнув носком по полу. Усвоив движение, его исполняют держась за палку одной ру­кой: сначала носком в пол, потом — на высоту 45°.

Исходное положение — пятая позиция, правая нога впе­реди. Preparation — на два вступительных аккорда. На раз правая рука, приоткрываясь за тактом, поднимается через подготовительное положение в первую позицию, голова слегка наклоняется к левому плечу, взгляд направлен на кисть. На и положение сохраняется. На два работающая нога вытягивается по правилам battement tendu на вторую позицию, носком в пол, правая рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо. На и положение сохраняется.

Battement frappe вперед. На раз работающая нога, од­новременно с поворотом головы en face, сгибается, усиливая выворотность, и легким ударом обхватывает щиколотку (cou-de-pied впереди). На два положение сохраняется. На три работающая нога, сохраняя выворотность своей верхней час­ти, сильно* вытягивается вперед на высоту 45°. На четыре по­ложение сохраняется, и battement frappe вперед повторяется.

Battement frappe в сторону. На раз работающая нога сгибается, усиливая выворотность, и легким ударом обхва­тывает щиколотку (cou-de-pied впереди). На два положение сохраняется. На три правая нога, сохраняя выворотность своей верхней части, сильно вытягивается в сторону на вы­соту 45°. На четыре положение сохраняется. На раз второго такта работающая нога сгибается и легким ударом ставится на cou-de-pied сзади. На два положение сохраняется. На три работающая нога сильно вытягивается на высоту 45°. На четыре положение сохраняется. Упражнение повторяют, че­редуя cou-de-pied впереди и сзади.

Battement frappe назад. На раз работающая нога сги­бается и легким ударом ставится на cou-de-pied сзади. На два положение сохраняется. На три работающая нога, уси­ливая выворотность своей верхней части, сильно вытягива­ется назад на высоту 45°, при этом плечи и бедра сохраняют ровность. На четыре положение сохраняется, и battement frappe назад повторяется.

На два заключительных аккорда упражнение заканчива­ется в пятую позицию назад, правая рука закрывается в под­готовительное положение, голова поворачивается направо.

Примечание. В battement frappe во всех направле­ниях удар ноги (акцент) в воздухе, корпус при этом спокоен и подтянут, плечи и бедра ровные. Опорная нога предельно вытинута и выворотна. Сначала battement frappe изучают отдельно, не менее восьми раз в каждом направлении. Усвоив, его исполняют во всех направлениях, не менее четырех раз в каждом направлении.

Вначале музыкальный размер 4/4. Упражнение исполняют на один такт, как указано. Впоследствии музыкальный раз­мер 2/4. Упражнение исполняют на один такт, начиная bat-leinent frappe за тактом.

Пример. За тактом на одну восьмую нога ставится на enu-de-pied и тотчас же на раз быстро вытягивается в ука-ишном направлении. Две восьмых — положение сохраняется и т. д. В дальнейшем battement frappe исполняют на каждую четверть, акцентируя положение в воздухе на 45°. Характер музыкального сопровождения четкий, отрывистый (стак­като).

RELEVE НА ПОЛУПАЛЬЦЫ

Releve — приподнимание; releve на полупальцы — при­поднимание на полупальцы.

Releve на полупальцы развивает силу ног и подготов­ляет исполнение упражнений на полупальцах в последую­щих классах.

Releves на полупальцы изучают лицом к палке на пер­вой, второй и пятой позициях.

Исходное положение — первая позиция. Руки сво'бодно лежат на палке. Корпус подтянут, колени сильно вытянуты. На раз и, два и ноги, сохраняя выворотность и натянутость, постепенно отделяются пятками от пола, тем самым выги­бая подъем. Подниматься следует как можно выше, усиливая при этом под­тянутость корпуса. На три и, четыре и первая позиция на полупальцах со­храняется. На раз и, два и следую­щего такта пятки постепенно опуска­ются на пол, сохраняя ноги натяну­тыми и выворотными, и releve закан­чивается в первую позицию. На три и, четыре и первая позиция сохраняется.

В releve на полупальцы на второй позиции центр тяжести корпуса равномерно распределяется на обе ноги.

В releve на полупальцы в пятой позиции ноги предельно вы-воротны и плотно прилегают одна к другой (рис. 12).

Примечание. В releves на полупальцы во всех пози­циях ступни распределяются на полу равномерно; упор на большой палец недопустим.

На середине зала releve на полупальцы исполняют по тем же правилам. Руки могут принимать различные поло­жения, сохраняя правильные позиции.

Музыкальный размер 4/4. Движение исполняют на два такта. Впоследствии медленный подъем на полупальцы че­редуется с быстрым: на две четверти поднимаются на полу­пальцы, на две четверти опускаются в исходное положение.

Усвоив releve на полупальцы, его иногда соединяют в од­ном упражнении с demi plie.

PETIT BATTEMENT

Petits battements — маленькие батманы развивают живость и подвижность колена.

Petit battement сначала исполняют лицом к палке, за­тем— держась за палку одной рукой.

Исходное положение — пятая позиция. Правая нога впе­реди.

Preparation, на раз правая рука, приоткрываясь за тактом, поднимается через подготовительное положение в первую позицию, голова слегка наклоняется к левому плечу, взгляд направлен на кисть руки. На и правая рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается на­право, работающая нога вытягивается по правилам batte­ment tendu на вторую позицию носком в пол. На два - правая нога, усиливая выворотность, сгибается на cou-de-pied впе­ред, правая рука сохраняет вторую позицию.

На три работающая нога, одновременно с поворотом го­ловы en face, слегка разгибается в направлении второй подгибается. На раз нога, сгибаясь, возвращается на cou-de-pied вперед. На и снова разгибается в направлении второй пози­ций и на два сгибается на cou-de-pied сзади. Petit battement исполняют равномерно, чередуя cou-de-pied впереди и сзади до конца музыкальной фразы не менее чем на восемь тактов.

В конце упражнения на первый заключительный аккорд работающая нога открывается на вторую позицию носком в пол, на второй, аккорд — закрывается в пятую позицию, опускается в подготовительное положение, голова поворачивается направо.

Примечание. В petit battement верхняя часть рабочей ноги до колена предельно выворотна и неподвижна, нижняя от колена до конца пальцев, сгибаясь и разгибаясь, пкцентирует положение cou-de-pied впереди и сзади, при этом подъем и пальцы сильно вытянуты. Опорная нога вытянута и выворотна. Корпус подтянутый и спокойный. Нога, открытая на вторую позицию, и рука, положенная на пилку, сохраняют принятое положение.

Музыкальный размер 2/4. Характер музыкального приложения четкий, живой. Вначале каждое движение испол­няется на один такт: на и работающая нога разгибается, на раз сгибается, на и два положение сохраняется, на и нога разгибается и т. д. Такой ритм помогает правильно усвоить I'on-de-pied впереди и сзади. Впоследствии petit battement исполняют на каждую четверть равномерно, по мере усвое­ния, чередуя petit battement с остановками и в ровном ритме.

GRAND PLIE :

Grand plie — большое приседание — так же, как и demi plie, развивает силу и эластичность мышц ног.

Сначала grand plie изучают лицом к палке, в первой позиции. На первый такт ноги, следуя правилам demi plie, огибаются в голеностопном суставе до предела, позволяю­щего удерживать пятки на полу, затем они постепенно отделяются пятками от пола: приседание продолжается до пдедела, при усиленной выворотности обеих ног, со­храняя корпус прямым и подтянутым. На второй - такт, не задерживаясь, усиливая выворотность, ноги начинают мед­ленно вытягиваться, не ослабляя мышц; при этом усилива­ется подтянутость корпуса. Пятки как можно резче опускаются на пол, и grand plie заканчивается через demi plie в исходное положение.

Примечание. Grand plie изучают в следующем по­рядке: первая, вторая, третья, пятая позиции и, как наибо­лее трудная, последняя— четвертая позиция.

В grand plie на второй и четвертой позициях центр тя­жести корпуса равномерно распределяется на обе ноги. Пятки отделяются от пола и опускаются обратно постепенно, без рывка. Важно, чтобы они как можно дольше не отде­лялись от пола и как можно быстрее опускались на него.

Положение стопы на полу ровное, упор на большой палец недопу­стим.

Усвоив grand plie лицом к палке его исполняют, держась за палку одной рукой.

Исходное положение — первая позиция, левая рука на палке, пра­вая в подготовительном. На два вступительных аккорда правая рука открывается на вторую позицию. С началом grand plie правая рука и голова, в повороте направо, опускаются, взгляд следует за кистью руки. Когда ноги, сгибаясь, достигают предельной точки внизу, рука принимает подготовительное положение. С возвращением ног в demi plie рука поднимается в первую позицию, голова наклоняется налево, взгляд направлен на кисть руки. В конце grand plie рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо, взгляд следует за кистью руки.

Смена позиций в grand plie исполняется через battement tendu, сначала на два аккорда, потом — в затакте следую­щего приседания.

Grand plie на середине зала исполняется по тем же пра­вилам. Обе руки сопровождают движение во всех позициях, за исключением четвертой, где руки сохраняют принятое вначале положение (рис. 13).

Музыкальный размер 4/4. Характер музыкального сопро­вождения плавный, связный.

Впоследствии упражнение исполняют на один такт 4/4: первая и вторая четверть — приседание, третья и четвер­тая — окончание.

BATTEMENT FONDU

Battements fondus — тающие, текучие батманы — сложнее предыдущих упражнений. Они развивают эластичность и силу ног, сообщают мягкость и плавность движениям.

Battement fondu изучают сначала лицом к палке на вто­рую позицию, потом назад; battement fondu вперед изучают держась за палку одной рукой. Впоследствии battement fondu во всех направлениях исполняют держась за палку одной рукой. Сначала battement fondu изучают носком в пол, по усвоении — открывая ногу на высоту 45°.

Hal lenient fondu вперед. Исходное положение — пятая ипшция, правая нога впереди, левая рука на палке, правая рука — в подготовительном положении, поворот головы направо.

Preparation на два вступительных аккорда. Правая рука открывается на вторую позицию, правая нога вытягивается пи нторую позицию носком в пол.

Па раз и обе ноги сгибаются постепенно, усиливая вы-моротность: работающая — в направлении условного cou-de-picd, опорная — начиная demi plie. На два и работающая тип принимает положение условного cou-de-pied, опорная нога достигает предельного сгиба голеностопного сустава и demi plie; корпус остается прямым и подтянутым. На три и, четыре и обе ноги, не задерживаясь, постепенно вытягива­ются, сохраняя выворотность, причем работающая нога от­крывается вперед на высоту 45°. Battement fondu вперед по­вторяется (рис. 14).

Battement fondu в сторону. На раз и обе ноги сгибаются постепенно, усиливая выворотность: работающая — в направ­лении условного cou-de-pied, опорная — начиная demi plie. I la два и работающая нога принимает положение условного cou-de-pied, опорная нога достигает предельного сгиба голе­ностопного сустава в demi plie. На три и, четыре и обе ноги постепенно вытягиваются, сохраняя выворотность, причем работающая нога открывается на вторую позицию на 45°. Battement fondu повторяется, но теперь работающая нога егибается в направлении cou-de-pied сзади и, заканчивая движение, опять открывается на вторую позицию на 45°. Battement fondu, повторяясь, чередует cou-de-pied впереди и сзади.

Battement fondu назад. На раз и обе ноги сгибаются по­степенно, усиливая выворотность: работающая — в направ­лении cou-de-pied сза­ди, опорная — начиная demi plie. На два и работающая нога при­нимает положение cou-de-pied сзади, опорная нога достигает пре­дельного сгиба голено­стопного сустава в de­mi plie. На три и, че­тыре и обе ноги посте­пенно вытягиваются, причем работающая нога, усиливая выво-

ротность верха ноги, не нарушая ровности бедер, открыва-вгой нааад на высоту 45°.

На два заключительных аккорда battement fondu закан­чивается в пятую позицию назад, правая рука закрывается в подготовительное положение, голова поворачивается на­право.

Примечание. Сначала battement fondu изучают в каждом направлении отдельно не более четырех раз под­ряд. Затем переходят к battement fondu во всех направле­ниях, но не менее чем по два движения в каждом.

В дальнейшем в исполнение battement fondu включается движение рук.

С началом battement fondu правая рука постепенно опу­скается, приходя в подготовительное положение в момент demi plie опорной ноги, голова в повороте направо слегка наклоняется, взгляд следует за кистью руки. С окончанием battement fondu правая рука также постепенно открывается через первую позицию (голова наклоняется налево) на вто­рую позицию (голова поворачивается направо).

По усвоении battement fondu исполняют непосредственно из пятой позиции: во время demi plie опорной ноги работаю­щая нога поднимается на условное cou-de-pied, правая рука, слегка приоткрываясь за тактом, открывается через подго­товительное положение и первую позицию на вторую пози­цию, тогда как работающая нога, заканчивая движение, от­крывается на 45°.

Как правило, движение рук приходится на начало упраж­нения и иногда на середину его.

Следует battements fondus сочетать с battements frappes. Плавные, мягкие battements fondus и резкие, отрывистые battements frappes тренируют мускулы для контрастно со­четаемых движений.

Музыкальный ритм 4/4. Характер музыкального сопро­вождения плавный. Battements fondus исполняют на один такт равномерно. Сочетая их с battements frappes, сохраняют общую линию мелодии, меняя лишь ритмический рисунок внутри такта, оттеняя характер каждого из этих упражнений.

BATTEMENT TENDU JETE PIQUE

Battements tendus jetes piques - натянутые движения с колющим броском — упражняют самостоятельное и свобод­ное движение ноги в натянутом состоянии.

Исходное положение — пятая позиция.

На и работающая нога скользящим броском открывается в сторону на высоту 25°; на раз, не задерживаясь, каеавтся пола, как бы кольнув его носком (pique); на и — отлетает на ту же высоту; на два — скользящим броском закрывается и пятую позицию.

Battement tendu jete pique изучают во всех направле­ниях, постепенно увеличивая количество piques. В дальней­шем battement tendu jete pique чередуют с battement tendu

Примечание. Работающая нога в battement tendu jete pique натянута и самостоятельна, опорная нога натя­нута, корпус подтянут и спокоен.

Музыкальный размер и характер музыкального сопропождения тот же, что в battement tendu jete.

TEMPS RELEVE PAR TERRE

Temps releve par terre — упражнение, сочетающие подъем на опорной ноге с полукругом, который описывает по полу носок работающей ноги. Вначале temps полняется как preparation перед rond de jnmbe par terre en dehors и en de-dnns.

Temps releve par terre en dehors.

Исходное положение — первая позиция.

en dehors
 

На раз demi plie в первой позиции, правая рука, приоткрываясь за тактом, шкрывается в подготовительное поло­жение. На и работающая нога, не за­держиваясь, вытягивается скользящим лиижением вперед, правая рука подни­ми ется в первую позицию, голова слегка наклоняется к левому плечу На два ра­ботающая нога, сохраняя выворотность, скользя носком натянутой ноги, описы-ияет полукруг в сторону второй пози­ции, левая нога вытягивается, правая рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо. На и положение сохраняется. Затем temps re-I("v6 par terre en dehors повторяется (рис. 15).

Temps releve par terre en dedans. Исходное положение — первая позиция.

На раз demi plie в первой позиции, правая рука, приот­крываясь за тактом, закрывается в подготовительное поло­жение. На и работающая нога вытягивается скользящим движением назад, правая рука поднимается в первую пози­цию, голова слегка наклоняется к левому плечу. На два работающая нога (усиливая выворотность), скользя натя­нутым носком, описывает полукруг в сторону второй пози­ции, опорная нога вытягивается, правая рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо. На и положение сохраняется. Затем temps releve par terre en de­dans повторяется (рис. 16).

В дальнейшем финальное и в temps releve par terre слу­жит затактом к началу rond de jambe par terre. В этом слу­чае работающая нога, начиная rond de jambe par terre en dehors, скользит носком по полу со второй позиции назад. Начиная rond de jambe par terre en dedans, работающая нога скользит носком по полу со второй позиции вперед.

В конце года temps releve par terre исполняют с rond de jambe par terre в начале и в середине упражнения.

Музыкальный размер 2/4. Характер музыкального сопро­вождения тот же, что и в rond de jambe par terre.

BATTEMENT DOUBLE FRAPPE

В battement double frappe — движении с двойным уда­ром — сочетаются petit battement с battement frappe. Его ис­полняют по правилам этих упражнений. Оно также разви­вает подвижность и ловкость ног.

Исходное положение — пятая позиция; preparation тот же, что и в battement frappe.

На раз работающая нога, сгибаясь, обхватывает щико­лотку" (cou-de-pied впереди). На и два она переносится по правилам petit battement на cou-de-pied назад. На и три нога вытягивается по правилам battement frappe на вторую позицию носком в пол. На и четыре положение сохраняется. На и раз нога, сгибаясь, ставится на cou-de-pied назад. На и два переносится на cou-de-pied вперед. На ы три вытяги­вается ha вторую позицию носком в пол. На и четыре поло­жение сохраняется и т. д.

Усвоив battement double frappe на вторую позицию, пе­реходят к изучению battement double frappe во всех направ­лениях.

Нога со второй позиции, сгибаясь, ставится на cou-de-pied назад, переносится на cou-de-pied вперед и вытягивается вперед. Сгибаясь, ставится на cou-de-pied вперед, переносится назад, вытягивается в сторону. Снова ставится на сои-ik'-pied вперед, переносится назад и вытягивается назад. Сгибается назад, переносится на cou-de-pied вперед и вытя­гивается в сторону и т. д.

Battement double frappe исполняют в любых направле­ниях и в различных вариантах.

Примечание. При исполнении battement double frappe, особенно во всех направлениях, корпус сохраняет полное спокойствие и остается подтянутым, опорная нога натянута и выворотна, верх работающей ноги выворотен и неподвижен.

Усвоив battement double frappe носком в пол, переходят к battement double frappe, в котором нога открывается на высоту 45°. Правила те же, что в battement frappe на 45°.

Первоначально музыкальный размер 2/4. Характер музы­кального сопровождения четкий, ртрывистый. Battement do­uble frappe исполняется на два такта, затем — на один такт. Наэтом случае движение исполняют восьмыми, четвертая носьмая — остановка, впоследствии начиная движение за тактом на две восьмых.

BATTEMENT RELEVE LENT НА 90°

Battement releve lent — медленное поднимание ноги на 90° — развивает силу и легкость ног в танцевальном шаге. Battement releve lent на 90° вперед. Исходное положе­ние,— пятая позиция.

На два вступительных аккорда правая рука, приоткры-иаясь за тактом, открывается на вторую позицию.

Работающая нога скользящим движением вытягивается нмеред и, не задерживаясь на полу, выворотная и натянутая, медленно поднимается точно по прямой на нысоту 90°, корпус подтянут, опорная нога натянута и выворотна. Натянутая нога фиксирует высоту, после чего медленно опускается и, коснувшись пола вытянутыми пальцами, скользящим движением возвра­щается в пятую позицию (рис. 17).

Battement releve lent на 90° в сторону. Работающая нога скользящим движением
нытягивается на вторую позицию носком и пол и, не задерживаясь, выворотная и
шпяпутая, сохраняя точное направление второй позиции, медленно поднимается на relevi ien высоту 90°. Натянутая нога фиксирует вперрд

высоту, после чего медленно опу­скается и, коснувшись пола вытяну­тыми пальцами, скользящим движе­нием возвращается в пятую позицию. Battement releve lent в сторону по­вторяется, чередуя окончание в пятую позицию вперед и назад (рис. 18).

Battement releve lent на 90° назад. Работающая нога скользящим движе­нием вытягивается назад и, не задер­живаясь на полу, выворотная и на­тянутая, медленно поднимается точно по прямой на высоту 90°, корпус, со­храняя ровность плеч и бедер, слегка направляется вперед. Зафиксировав высоту, работающая нога начинает медленно опускаться. Корпус, выпрямляясь, возвращается в исходное положение с окончанием reieve в пятой позиции. (рис. 19).

На два заключительных аккорда правая рука опускается в подготовительное положение, голова поворачивается на­право.

Примечание. Battement releve lent начинают изучать в сторону лицом к- палке, затем так же назад. Battement releve lent вперед изучают последним, держась за палку одной рукой. Сначала battement releve lent исполняют раз­дельно не менее четырех раз в каждом направлении; в даль­нейшем—не менее двух раз подряд: вперед, в сторону, назад и в сторону.

Необходимо следить затем, чтобы рука, открытая на вторую позицию, и рука, лежащая на палке, сохраняли пра­вильное положение, так как они имеют тенденцию сме­щаться, особенно в battement releve lent назад. Опорная нога сохраняет натянутость и выворотность. Корпус подтянут, особенно при неизбежном наклоне в battement releve lent назад. Голова сначала сохраняет по­ложение en face, затем battement re­leve lent вперед и назад исполняется с поворотом головы в сторону рабо­тающей ноги. В battement releve lent в сторону остается положение головы en face.

Подъем работающей ноги может превышать 90°, если это позволяют физические данные исполнителя.

Музыкальный размер 4/4. Ха­рактер музыкального сопровождения

мягкий, связный. Упражнение исполняют на два такта: три •и-1ncpin первого такта нога поднимается, четвертая четверть и игрими четверть второго такта — нога фиксирует высоту, ||)и четверти второго такта нога опускается в пятую позицию. 11j>11 музыкальном размере 3Д упражнение исполняется на ikk'cmii тактов. Три такта нога поднимается, четвертый и пя­тый такты —нога фиксирует высоту, три такта нога опу-екается в исходное положение.

ROND DE JAMBE EN L'AIR

Ronds de jambe en l'air — круги ногой в воздухе — вос­питывают подвижность и ловкость ноги от колена до паль­цев. Эти упражнения, как и ronds de jambe gar terre, испол­няют en dehors и en dedans.

Подготовительное упражненщ к rond de jambe en l'air. Исходное положение — пятая позиция, правая нога впереди, корпус подтянут, руки свободно положены на палку.

На первый вступительный аккорд — положение сохраня­ется, на второй — работающая нога вытягивается в сторону, носком на пол.

На раз и работающая нога, выворотная и натянутая, под­нимается на высоту 45°. На два и, усиливая выворотность, она сгибается, направляясь носком к середине икры опорной моги. На три и работающая нога, не нарушая выворотности и высоты 45°, вытягивается на вторую позицию и на четыре опускается вытянутым носком на пол. Упражнение повто­ряется от четырех до восьми раз, заканчиваясь на два за­ключительных аккорда в пятую позицию назад. Rond de jambe en l'air вначале изучают также лицом к палке, пере­ходя затем к его исполнению держась за палку одной рукой.

Rond de jambe en l'air en dehors. Исходное положение — пятая позиция, правая нога впереди. Два вступительных аккорда. На раз правая рука, приот­крываясь за тактом, поднимается в первую позицию, голова слегка на­клоняется к левому плечу, взгляд на­правлен на кисть. На и работающая нога вытягивается на вторую позицию носком в пол, правая рука открыва­ется на вторую позицию, голова по-норачивается направо. На два рабо­тающая нога поднимается на вторую

Наши рекомендации