Психологические особенности личности педагога профессиональной школы.
Психология личности педагога профессионального обучения.
Психологические особенности личности педагога профессиональной школы.
форма профессионально психологического профиля педагога.
1. Социально-психологическая направленность
Тип педагогической центрации: конформная, эгоцентрическая, гуманистическая, авторитарная, на интересах родителей, методическая.
2.Профессиональная компетентность
2.1.Педагогическая компетентность.
2.2.Психологическая компетентность.
2.3. Социально-коммуникативная компетентность: социально-коммуникативная адаптивность, стремление к согласию, нетерпимость к неопределенности, избегание неудач, фрустрационная толерантность.
3.Педагогически значимые качества
3.1 .Логическое мышление.
3.2.Творческий потенциал.
3.3. Эмпатия: сопереживание, действенная эмпатия.
3.4.Субъективный контроль: интернальность, экстернальность.
3.5. Социальный интеллект.
4.Педагогически нежелательные качества:
Авторитарность, демонстративность, педантичность.
Рассмотрим особенности социально-психологической направленности педагогов.
Устойчивое побуждение к деятельности по избранной профессии, стремление реализовать в ней себя, применить свои знания, способности отражает сформированность профессиональной направленности личности. Это сложное, интегративное качество. Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствования, профессиональные позиции личности. В них отражаются отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.
Педагогические способности – определенные психологические особенности личности, которые являются условием достижения его в роли педагога высоких результатов в обучении и воспитании студентов.
Как известно, среди свойств и особенностей личности, образующих структуру тех или иных специальных способностей, одни будут ведущими, другие – вспомогательными. В педагогических способностях ведущую роль играют коммуникативные свойства личности, и в первую очередь персептивные, т.е. относящиеся к сфере восприятия (из них важнейшее – наблюдательность). Они позволяют педагогу адекватно воспринимать психологию ученика, его психическое состояние в конкретном случае, правильно оценивать состояние коллектива учебной группы вообще и в данной педагогической ситуации в частности.
Составной частью коммуникативных свойств личности педагога можно считать готовность к эмпатии, т.е. к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию им. Необходимое условие этого – любовь к детям.
И наконец, третьим компонентом коммуникативных свойств личности педагога можно считать высокоразвитую потребность в социальном взаимодействии, которая проявляется в стремлении к передаче знаний, к общению с учащимися, в желании разумно организовать жизнь и деятельность студенческого коллектива. Успешная реализация потребности в социальном взаимодействии зависит от наличия у педагога педагогического такта.
Педагогические способности не только условие эффективной педагогической деятельности, но и во многом результат успешной работы педагога. Педагогические способности проявляются, формируются и развиваются в общей структуре психологических свойств, отношений и действий педагога.
Профессиограмма (от лат. Professio — специальность, Gramma — запись) — описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту. Включает в себя описание производственно-технических, социально-экономических условий трудовой деятельности, а также психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Различают два вида профессиограмм: профессиокарты и полные профессиограммы.
ПРОФЕССИОГРАММА ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - идеальная абстрактная модель личности учителя, в комплексе обобщающая (интегрирующая) ее самые существенные качества, необходимые для осуществления профессиональной деятельности, то есть для решения образовательно-воспитательных задач в любой педагогической системе (в любом образовательном учреждении).
Профессиограмма (пример)
Педагог профессионального обучения (Экономические дисциплины)
Содержание труда: Обучает студентов экономике и др. экономическим дисциплинам
Должен знать: Общетеоретические дисциплины, педагогику, методику преподавания экономики, практическую экономику.
Профессиональноважные качества:
Аккуратность, наблюдательность, способность быстро принимать решения, умение слушать, целеустремленность, коммуникативность, терпение, выдержка, эмоциональное уравновешенность
Описание профессии
Глядя на завтрашний день, преподаватель экономики, должн обучить, адаптировать будущее поколение к сегодняшней экономической ситуации и возможности ее изменения.