О воспитании и хороших манерах

Ничто не приобретается с таким трудом и ничто столь не важно, как хорошие манеры, которые не имеют ничего общего ни с натянутой церемонностью, ни с наглой развязностью, ни с нелепой застенчивостью. Некоторая доля сдержанности всегда бывает нужна, точно так же как совершенно необходима известная степень твердости, внешне же человеку всегда подобает быть скромным...

Во всем, что ты говоришь, следует быть чрезвычайно точным, ясным и определенным, иначе, вместо того чтобы развлечь других или что-то им сообщить, ты только утомишь их и затуманишь им головы. Нельзя также забывать и о том, как ты говоришь и какой у тебя голос: есть люди, которые ухитряются говорить, почти не раскрывая рта, их просто невозможно бывает понять; другие же говорят так быстро и так глотают при этом слова, что понять их не легче; одни привыкли говорить так громко, как будто перед ними глухой, другие – до того тихо, что вообще ничего не слышно.

Подобные привычки неуместны и неприятны, и избавить от них может лишь пристальное к себе внимание. По ним всегда легко узнать людей, не получивших должного воспитания.

Чем бы тебе ни приходилось заниматься, делай это как следует, делай тщательно, не кое-как... Добирайся до сути вещей. Все, сделанное наполовину, на мой взгляд, вовсе не сделано и вовсе не узнано. Даже хуже, ибо такое нередко может ввести в заблуждение.

(По Ф.Честерфилду)

Задание 2.Переведите абзац (время на подготовку – 3 мин., для ответа – 1 мин.).

ПИСЬМО (14 минут)

Задание 1. Напишите эссе на тему: «Многоликость мира искусства» (80 слов)

(время на подготовку – 13 мин., для проверки – 1 мин.).

БИЛЕТ № 19

АУДИРОВАНИЕ (7 минут)

Задание 1. Прослушайте текст №19 «Поэты о России»(время на прослушивание – 2 мин.).

Заполните таблицу (время на заполнение – 1 мин., для проверки – 1 мин.).

  верно неверно
Каждый народ имеет свои традиции, неписаные правила поведения, шкалу ценностей.    
Великие поэты и писатели очень много строк посвятили своей стране.    
Блок А.А. выразил свое понимание России, может быть, самое точное: «Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, Матушка-Русь»    
В наше время широкую известность получили строки Андрея Белого: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить, у ней особенная стать, в Россию можно только верить!»    

Задание 2.Перескажите основное содержание текста(время на подготовку – 2 мин., для ответа – 1 мин.).

ГОВОРЕНИЕ (10 минут)

Задание 1.Примите участие в дискуссиина тему: «Человечество должно, пока не поздно, вернуться к природе, жить в гармонии с ней» (время на подготовку – 2 мин., для ответа – 2 мин.).

Задание 2. Составьте монолог на тему:«Перспективы науки, которую вы избрали своей специальностью»

(время на подготовку – 5 мин., для ответа – 1 мин.).

ЧТЕНИЕ (9 минут)

Задание 1. Прочитайте текст(время на чтение текста «про себя» – 1 мин., вслух – 2 мин.).Составьте план к тексту (время на подготовку – 1 мин., для ответа – 1 мин.).

Темперамент и характер

Развитие навыков управления космическим кораблем во многом связано с особенностями темперамента человека. Космонавты с холерическим темпераментом быстро овладевали профессиональными навыками. Но в начале тренировок они допускали много ошибок, склонны были опережать события. Они лучше осваивали задания, включающие особые случаи полёта, чем обычные упражнения. В период предварительной подготовки они задавали массу вопросов, живо обсуждали детали задания. На учебном корабле они работали быстро. Их отчётные доклады были живыми, образными. Однако людям такого типа свойственны торопливость и недостаточная концентрация внимания. Ярким примером такого типа космонавтов является Леонид Леонов. Холерический темперамент и у Германа Титова. Навыки пилотирования он выработал быстро, ошибок допускал немного и в основном за счёт торопливости. Когда же навыки у него сформировались, он трудился весело и безошибочно.

Представителем сангвинического типа темперамента можно считать Ю. Гагарина. Во время тренировок и подготовки к полёту он показывал высокую точность при выполнении различных заданий.

Флегматическим темпераментом среди космонавтов отличался А. Николаев. В процессе предварительной подготовки вопросов он задавал мало, но эти вопросы всегда касались существа, уточняли важные детали. Работал он спокойно, аккуратно, неторопливо, и его отчётный доклад был объективным, детальным, систематизированным. Неторопливость, сосредоточенность, чёткие, лаконичные доклады — всё это характеризовало его работу. Целеустремлённость, наблюдательность, серьёзность, склонность к обобщению полученного материала дали основание называть Николаева в отряде космонавтов «мудрым».

Меланхолики не могут быть космонавтами, поскольку представителям этой профессии приходится работать на пределе физических и психических возможностей.

(По В. Лебедеву)

Задание 2.Переведите абзац (время на подготовку – 3 мин., для ответа – 1 мин.).

ПИСЬМО (14 минут)

Задание 1. Напишите эссе на тему: «О выдающемся деятеле искусства (артисте, художнике, музыканте, писателе или композиторе)» (80 слов) (время на подготовку – 13 мин., для проверки – 1 мин.).

БИЛЕТ № 20

АУДИРОВАНИЕ (7 минут)

Задание 1. Прослушайте текст №20 «Экология культуры»(время на прослушивание – 2 мин.).

Заполните таблицу (время на заполнение – 1 мин., для проверки – 1 мин.).

верно неверно
Для жизни человека важна только экологическая среда.
Убить человека нравственно может несоблюдение экологии культурной.
Запас памятников культуры, крайне ограничен в мире.
Природа не может самостоятельно залечить раны, нанесённые ей извне.

Задание 2.Перескажите основное содержание текста(время на подготовку – 2 мин., для ответа – 1 мин.).

ГОВОРЕНИЕ (10 минут)

Задание 1.Примите участие в дискуссиина тему: «Что важнее талант или трудолюбие?»

(время на подготовку – 2 мин., для ответа – 2 мин.).

Задание 2. Составьте монолог на тему:«Потенциальные возможности телевидения»

(время на подготовку – 5 мин., для ответа – 1 мин.).

ЧТЕНИЕ (9 минут)

Задание 1. Прочитайте текст(время на чтение текста «про себя» – 1 мин., вслух – 2 мин.).Составьте план к тексту (время на подготовку – 1 мин., для ответа – 1 мин.).

Полезный диспут

В детстве каждый точно знал, что ему нужно. Девочки мечтали о профессии врача, учителя, мальчики хотели стать лётчиками и капитанами дальнего плавания… Но шло время, мечты менялись… И вот дети выросли. Заканчивают школу. Что же делать? Ждать выпуска, а потом пойти в любой вуз или колледж, на предприятие и уже там узнать о том, что представляет собой профессия, которую получишь? Или разобраться заранее?

Поразмыслив таким образом, столичные школьники решили провести диспут на тему «Твоя будущая профессия». На диспут пригласили известного писателя Валентина Рушкиса, чьё творчество непосредственно связано с этой темой.

Диспут заставил серьёзно задуматься о многом, особенно после выступления писателя: «Склонности к той или иной профессии у молодых людей выявляются, по моему мнению, обычно очень рано, примерно в пятом-шестом классе школы. Поэтому подчас ещё в довузовский период молодой человек приобретает некоторый профессиональный кругозор, получает общее представление о будущей работе. В этом случае у него, совсем ещё молодого по возрасту, появляется весьма импонирующая нам, окружающим, деловая взрослость, а это залог успешного освоения профессией.

Ведь избранной специальностью надо владеть в совершенстве, знать её до тонкостей, уметь всё делать своими руками. Когда механик на слух и безошибочно определяет характер и место неисправности в машине и уверенно устраняет неполадки, – это столь же красиво, изящно и эстетично, как и виртуозная игра на музыкальном инструменте.

Задание 2.Переведите абзац (время на подготовку – 3 мин., для ответа – 1 мин.).

ПИСЬМО (14 минут)

Задание 1. Напишите эссе на тему: «О современном театре» (80 слов)

(время на подготовку – 13 мин., для проверки – 1 мин.).

БИЛЕТ № 21

АУДИРОВАНИЕ (7 минут)

Задание 1. Прослушайте текст №21 «Особенный мир Шагала»(время на прослушивание – 2 мин.).

Заполните таблицу (время на заполнение – 1 мин., для проверки – 1 мин.).

верно неверно
Марк Захарович Шагал – уроженец Петербурга.
Особенностью картин Шагала является его «сверхреальность».
Фантазия художника ограничена миром быта.
В картинах Шагала всегда присутствует большая правда.

Задание 2.Перескажите основное содержание текста(время на подготовку – 2 мин., для ответа – 1 мин.).

ГОВОРЕНИЕ (10 минут)

Задание 1.Примите участие в дискуссиина тему: «Опасны ли машины для человека? В чем заключается эта опасность?» (время на подготовку – 2 мин., для ответа – 2 мин.).

Задание 2. Составьте монолог на тему:«Проблемы высшего образования»

(время на подготовку – 5 мин., для ответа – 1 мин.).

ЧТЕНИЕ (9 минут)

Задание 1. Прочитайте текст(время на чтение текста «про себя» – 1 мин., вслух – 2 мин.).Составьте план к тексту (время на подготовку – 1 мин., для ответа – 1 мин.).

Ты вступаешь в жизнь…

«Что я сам по себе? Каков мой путь? Где приложить всё, что во мне заложено?» Без этой беспокойной жажды познания самого себя и при­менения всего, на что именно способен… не было бы прогресса, не было бы открытий научных, географических, художествен­ных — да никаких вообще! — не было бы музыки, и поэзии, и любви тоже не было бы. Где бы и в чём бы ни искал человек счастья, находит он его именно в возможности полностью осуществить свои способно­сти, в ощущении своей нужности людям.

Ты вступаешь в жизнь, чтобы утвердиться в ней, сказать своё слово. Ты начинаешь постигать ис­тину, что только труд человека и ничто иное — его след на земле. Для тебя наступает та пора, что как первая проба на взрос­лость. Хочется иметь свои принципы. И счастлив тот, у кого они созвучны времени.

Ты вступаешь в жизнь, входишь в мир своей профессии. Присмотрись, кто раньше тебя пересёк те перекрёстки, которые тебе ещё только предстоят. Есть у твоих старших друзей нечто особое. И знаешь что? Они уже нашли путь к мастерству, овладели профессиональным опытом. Они охотно поделятся с тобой этим достоянием.

Будь всегда рядом с теми, кто неравнодушен к свежей мысли в избранной профессии. Иди на вершину опыта за наставником, за единомышленниками. На этом восхождении они передадут тебе своё умение и знания, увлекут перспективой высоты, откуда намного виднее, на что способен человек.

Задание 2.Переведите абзац (время на подготовку – 3 мин., для ответа – 1 мин.).

ПИСЬМО (14 минут)

Задание 1. Напишите эссе на тему: «Основные темы современного кинематографа» (80 слов)

(время на подготовку – 13 мин., для проверки – 1 мин.).

БИЛЕТ № 22

АУДИРОВАНИЕ (7 минут)

Задание 1. Прослушайте текст №22 «Валентин Серов»(время на прослушивание – 2 мин.).

Заполните таблицу (время на заполнение – 1 мин., для проверки – 1 мин.).

верно неверно
Родители В. Серова не интересовались искусством.
Серов с отличием окончил Академию художеств.
На всероссийской выставке его работы имели большой успех.
В. Серова считали совестью русских художников.

Задание 2.Перескажите основное содержание текста(время на подготовку – 2 мин., для ответа – 1 мин.).

ГОВОРЕНИЕ (10 минут)

Задание 1.Примите участие в дискуссиина тему: «Ваш любимый вид искусства. Почему?»

(время на подготовку – 2 мин., для ответа – 2 мин.).

Задание 2. Составьте монолог на тему:«Профессия и характер»

(время на подготовку – 5 мин., для ответа – 1 мин.).

ЧТЕНИЕ (9 минут)

Задание 1. Прочитайте текст(время на чтение текста «про себя» – 1 мин., вслух – 2 мин.).Составьте план к тексту (время на подготовку – 1 мин., для ответа – 1 мин.).

Наши рекомендации