Внеурочная деятельность учащихся
Психолого-педагогическая характеристика
коллектива 7 «А» класса
СОШ №16 г. Гомеля
Составил студент-практикант V курса
биологического факультета
Место практики: СОШ №16
Сроки практики: с 12.09.11г. по 22.10.11г.
Я, ФИО, проходил педагогическую практику в СОШ №16 в период с 12.09.11 г. по 22.10.11 г. Данная психолого-педагогическая характеристика составлена на коллектив 7 «А» класса.
За период практики с целью изучения классного коллектива я использовал следующие методы:
1) Беседы с учащимися класса, классным руководителем, учителями-предметниками, библиотекарем, психологом, социальным педагогом.
2) Наблюдение за учащимися во время уроков, перемен, классных часов, внеклассных мероприятий и т.д.
3) Некоторые психологические методики, а также результаты проведения различных психологических тестов, полученных у социального педагога и психолога.
4) Анализ продуктов учебной деятельности учащихся
5) Изучение документации (классного журнала, читательских формуляров и т.д.).
I. Общие данные о классе и уровне развития ученического коллектива
Нынешний 7 «А» класс был сформирован в 2009 году из 4 «А» и 4 «Б» класса, а также в пятом классе в коллектив пришли еще несколько человек. В классе 20 мальчиков и 8 девочек. Возрастной состав класса 12-13 лет. В классе есть дети с хроническими заболеваниями в количестве 12 человек.
Степень обученности класса составляет около 50%. В классе нет отличников, однако потенциально ими могут стать Храпунова Владислава и Грицкевич Виктория. В классе имеются 10 хорошистов. (Грицкевич В., Ермаков В., Кулажко А., Позднякова В., Приступчик А., Соколов А., Сподобаева А., Сыч А., Таранда Ю., Храпунова В.) В классе есть потенциал в отношении учебы, если учащиеся проявят усидчивость, аккуратность, прилежания в отношении отдельных предметов. (Гуров А., Захаренко К., Подзерун Т., Стецките Е.)
В классе есть ядро, которое возглавляет на протяжении учебы в классе Грицкевич В., Позднякова В., Сподобаева А. При составлении социометрии выяснилось – в классе нет изгоев, однако выделить и явных лидеров также не удалось.
В настоящее время основными задачами класса являются: формирование единого классного коллектива, а также правильная организация учебы в коллективе, так как данный классный коллектив окончательно еще не сформировался. На это указывают психологические тестирования, проводимые психологом в 5-6 классе.
Большинство учащихся проживает в полных семьях (19 учащихся). В классе есть 2 многодетные семьи (Приступчик А., Сосновский Н.), неполных семей в классе 9 (Грицкевич В., Ермаков В., Мохон Д., Позднякова В., Приступчик А., Семенюк В., Сологубов С., Эрисов В., Кулажко А). Малообеспеченных семей нет.
С 5ого класса классным руководителем является Романова Татьяна Ивановна (учитель истории). Это одна из авторитетных и влиятельных педагогов в школе, возглавляет профсоюзный комитет школы. Ее уважают как коллеги, так и руководство школы. К классному руководителю учащиеся относятся с уважением. Для Татьяны Ивановны характерно доброжелательное отношение к учащимся в сочетании с высокой требовательностью. В своей работе классный руководитель применяет различные виды деятельности по организации и воспитанию классного коллектива: участие в общешкольных мероприятиях, познавательные беседы, викторины, игры, экскурсии, походы и др.
К моменту написания психолого-педагогической характеристики уровень развития классного коллектива – средний, на что указывают недостаточно хорошие межличностные отношения учащихся класса. Наблюдаются конфликтные ситуации между учащимися. В целом на уроках и, особенно на переменах наблюдается чрезмерная активность учащихся что зачастую и приводит к конфликтам. Учитывая, что более 2/3 классного коллектива мальчики – конфликты, порой, заканчиваются драками. Класс стоит на внутришкольном учете как потенциально конфликтный.
II. Структура класса
Актив учащихся класса:
Староста – Грицкевич Виктория
Редколлегия: Ермаков Владимир, Сподобаева Анастасия.
Культорганизаторы: Позднякова Валерия, Грицкевич Виктория, Сподобаева Анастасия.
Ответственная за питание: Таранда Юлия.
Актив класса оказывает огромную поддержку классному руководителю. Татьяна Ивановна может поручить активу класса задание любой сложности. Эти ребята активны как в учебе, так и в общественных делах.
Грицкевич Виктория – девочка достаточно серьезная для своего возраста. Всегда поступает обдуманно. Ответственно относится к обязанностям старосты класса. Учится хорошо, дисциплину не нарушает. С Викторией общается весь класс. Однако по данным социометрии старосту нельзя назвать явным лидером, но на общем фоне ее авторитет достаточно велик.
Ермаков Владимир – очень активный мальчик, показывает достаточно высокие результаты в учебе, спортивных и внутришкольных мероприятиях. С радостью и энтузиазмом берется за порученную работу.
Сподобаева Анастасия – умная девочка, любит показать свои знания, часто выкрикивает, иногда не дает возможности ответить другим учащимся. Все поручения классного руководителя старательно выполняет.
Позднякова Валерия – одна из самых активных учащихся класса. От нее всегда исходит масса идей по проведению внеклассных мероприятий, видимо, поэтому Татьяна Ивановна назначила ее ответственной за организацию культурной жизни класса.
Таранда Юлия – спокойная девочка, ничем не отличающаяся от других одноклассников. Добросовестно относится к своим обязанностям. В учебе не имеет высоких результатов.
Актив класса прилагает все усилия для сплочения коллектива: от них исходят предложения по проведению внеклассных мероприятий, экскурсий. Большинство учащихся поддерживают предложения членов актива, однако участвует во всех мероприятиях, как правило, только часть из них. Из беседы с учащимися я узнал, что лишь часть классного коллектива стремится к общению с активом, однако в целом отношение к активу дружеское и доброжелательное.
Результаты социометрии говорят о том, что в классе нет явных лидеров. К числу учащихся, набравших минимальный перевес в классе, относятся: Грицкевич Виктория, Соколов Андрей, Сподобаева Анастасия, Позднякова Валерия, Мельник Игорь, Приступчик Анастасия, Подзерун Тимофей. Видно, что многие «популярные» учащиеся входят в актив класса, и тем ни менее явных лидеров выделить невозможно. В классе нет изгоев.
Индекс групповой сплоченности классного коллектива равен 0,55, что говорит о средней степени сплоченности класса.
Весь класс разбит на «малые группы», в основном на 3-5 человек. Разделение на группы идет по принципу, кто с кем сидит на уроках. В группу может включаться несколько соседних парт. Какой-то определенной положительной или отрицательной направленности у групп не наблюдается. Деление скорее происходит по привычке в соответствии с рассадкой класса. Взаимоотношение между группами равное, не наблюдается ни «войны», ни «альянса» между группами. И в целом идет постоянное изменение состава групп. Все это указывает на еще не сформировавшийся классный коллектив – ребята продолжают поиски оптимальной компании, в которой им будет хорошо и комфортно.
Результаты методики «Наши отношения», предоставленной психологом, показали, что большинство учащихся склоняется к мнению, что «в классе часто возникают ссоры, однако конфликтным класс назвать нельзя». Хотя на самом деле в классе порой возникают конфликты, иногда даже драки между мальчиками. Взаимопомощь в классном коллективе, в большинстве случаев, оказывается только тогда, когда о помощи просит конкретный ученик.
III. Содержание и характер деятельности учащихся как средство воспитания и развития коллектива
Учебная деятельность
Средний балл успеваемости по классу равен 6,1. Он ничем не отличается от среднего балла за прошлый учебный год.
В классе нет отличников, однако потенциально ими могут стать Храпунова Владислава и Грицкевич Виктория. В классе имеются 10 хорошистов. (Грицкевич В., Ермаков В., Кулажко А., Позднякова В., Приступчик А., Соколов А., Сподобаева А., Сыч А., Таранда Ю., Храпунова В.) В классе есть потенциал в отношении учебы, если учащиеся проявят усидчивость, аккуратность, прилежания в отношении отдельных предметов. (Гуров А., Захаренко К., Подзерун Т., Стецките Е.). Данные ребята обладают определенным авторитетом в классном коллективе.
К слабоуспевающим учащимся можно отнести Семенюка Владислава, Сосновского Максима, Гнатюка Ивана, Павлючека Александра, Казакова Александра, Германовича Олега, Голестян Размик. У Семенюка В., Сосновского М. и Гнатюка И. имеются определенные медицинские показания, поэтому они отстают в учебе от одноклассников. Для Павлючека А., Казакова А., Германовича О, Голестяна Р. характерно нежелание к повышению уровня успеваемости. Эти ребята отличаются безразличием к учебе и систематически нарушают дисциплину в классе. Посещая различные уроки в этом классе, я увидел, что с этой группой ребят учителя часто занимаются по отдельной программе, уделяют им повышенное внимание. Однако неуспеваемость никак не сказывается на отношении к ребятам одноклассников.
Огромное влияние на успеваемость класса оказывает классный руководитель. Татьяна Ивановна постоянно следит за текущими оценками учащихся, регулярно выставляет оценки в дневники, давая тем самым родителям возможность контролировать успеваемости их детей.
Учащиеся класса с охотой посещают факультативы по биологии, истории, географии.
Результаты анкетирования показали, что на выполнение домашнего задания у учащихся, в среднем, уходит 2 часа. Заставляют их учиться родители, дедушки и бабушки, в школе – учителя. Мешают учебному процессу – лень, отсутствие интереса, нехватка времени, а зачастую, и друзья.
Изучив в библиотеке читательские формуляры учащихся класса, я убедился в том, что ребята очень мало читают. Если и берут книги в библиотеке, то только те, которые изучают по школьной программе. В беседе с учащимися на данную тему, ребята сказали, что больше интересуются современными журналами, телевизором и компьютером, чем художественной литературой.
Внеурочная деятельность учащихся
Учащиеся класса с радостью посещают кружки по танцам и пению, спортивные секции по баскетболу, футболу, хоккею. Двое учащихся класса занимаются в детской школе искусств по классу фортепьяно.
Ребята изучаемого класса очень часто ходят на экскурсии, посещают выставки, театр. В период практики состоялась поездка в жлобинский аквапарк. Подобный подход благоприятно сказывается на взаимоотношениях внутри коллектива.
В свободное от учебы время учащиеся любят слушать музыку, смотреть телевизор, играть за компьютером и просто гулять с друзьями на улице.
В общем, психологический климат в классе благоприятен. Ребята дружат со многими учащимися параллельных классов, часто организовывают совместные внеклассные мероприятия (в основном экскурсии и походы).