Технико-тактическая подготовка. Цель обучения на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства ‑ обеспечить возможность эффективного применения широкого спектра
Цель обучения на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства ‑ обеспечить возможность эффективного применения широкого спектра двигательных действий в соревновательных условиях.
Приоритетные задачи обучения: закрепить навык владения техникой приемов и действий; расширить диапазон вариативности техники приемов и действий для их целесообразного выполнения в разнообразных соревновательных условиях. Завершить индивидуализацию техники приемов и действий в соответствии с достигнутой степенью развития индивидуальных способностей; обеспечить, в случае необходимости, перестройку техники приемов и действий и их дальнейшее совершенствование на основе развития двигательных качеств.
На этапе спортивного совершенствования система движений, освоенная на предыдущем этапе, еще не обладает устойчивостью к различным неблагоприятным факторам (утомление, изменение внешних условий и т. д.). Поэтому перед спортсменом стоит задача упрочить сформировавшуюся программу двигательных действий как основу навыка и вместе с тем увеличить их вариативность, т. е. возможность приспособления действия к различным изменениям внешних условий.
Методика закрепления и совершенствования. В начале этапа преимущественно решается задача по закреплению образованного навыка. По мере того, как рациональная система движений закрепляется, определяются характерные черты навыка ‑ автоматизация и стабилизация действия. Действия относительно стандартного типа закрепляются методами стандартно-повторного упражнения.
По мере упрочения навыка повторение действия может происходить в различных сочетаниях его с другими и при меняющихся внешних условиях. Действия вариативного типа совершенствуются методами повторно-переменного упражнения, где относительно стандартное воспроизведение технического приема сочетается вначале с ограниченным, а затем все более широким изменением условий действий. Закрепление навыка происходит в единстве с дальнейшим совершенствованием деталей техники в процессе целостного воспроизведения действия.
На этом этапе особенно важно обеспечить рациональное сочетание методов стандартного и вариативного упражнения. При попытке варьировать действие без прочного закрепления навыка в основном варианте нередко наблюдается отрицательный перенос навыка, что затрудняет процесс совершенствования деталей техники.
Вариативность приема достигается его многократным воспроизведением в самых различных условиях, когда оно должно выполняться с изменениями деталей кинематической, динамической и ритмической характеристик движений. Это происходит при усложнении внешних условий, в которых выполняется действие, при изменениях в физическом и психическом состоянии занимающихся, а также при возрастающих физических усилиях.
Этап закрепления и совершенствования двигательного действия характеризуется органическим слиянием процессов совершенствования техники и развития физических качеств, обеспечивающих максимальную эффективность действия.
Перестройка техники двигательного действия. Необходимость перестройки техники движений возникает, главным образом, в том случае, если освоенные формы движения перестают соответствовать возросшим функциональным возможностям организма. В этом случае перестройка техники приема не сопровождается коренной ломкой навыка, если его программа достаточно подвижна и пластична. Тем не менее, процесс даже частичной перестройки техники движений вызывает определенные трудности в связи с необходимостью преодоления отрицательного переноса привычных координаций.
Методика перестройки техники предполагает использование всех методов и приемов обучения. Особое внимание при этом уделяется облегчению условий выполнения действий быстроты и координации в упражнениях, частично или полностью воспроизводящих структуру приемов.
При нерационально закрепленных способах выполнения движений (сформированных вследствие неквалифицированного обучения или под влиянием ошибочных представлений об эффективной структуре движения) перестройка навыка достаточно проблематична.
Содержание технико-тактической подготовки
Основной задачей совершенствования технико-тактической подготовки на этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства является стабилизация и надежность реализации технических и тактических действий в экстремальных условиях соревновательных ситуаций. Решение этой задачи базируется на основе построения индивидуальных планов подготовки с учетом специализированной направленности в области соревновательной деятельности, где особое внимание следует уделить моделированию соревновательных ситуаций и различным тактическим способам ведения поединка или исполнения комплексов ката.