Аннотация рабочей программы дисциплины. «Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании»

«Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании»

1. Цели и задачи освоения дисциплины:изучение дисциплины «Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании» предполагает достижение следующих целей:

- сформировать понимание методологических основ и теоретических принципов культурно-исторической теории и теории деятельности;

- изучить содержание основных исследований в области психологии образования в рамках культурно-исторического и деятельностного подхода в образовании.

- изучить содержание основных образовательных практик, построенных на основе культурно-исторического и деятельностного подхода в образовании.

Задачи изучения дисциплины:

- понимание студентами методологических основ и теоретических принципов культурно-исторической теории и теории деятельности;

- формирование у студентов представлений об исследовательской и экспертной деятельности в рамках теоретических принципов культурно-исторической теории и теории деятельности;

- формирование умения анализировать образовательную практику с позиций культурно-исторического и деятельностного подхода.4. определение связи теоретических положений психологии с практикой;

- развитие профессионального мышления студентов.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина входит в базовую часть цикла профессиональных дисциплин.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурные компетенции (ОК):

- способность изучать объекты и процессы с точки зрения анализа социоэкономических и культурно-исторических условий их происхождения (ОК-1);

- владение методологией культурно-исторического и деятельностного подходов (ОК-2);

- способность принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре (ОК-4);

профессиональные компетенциями (ПК):

- способность выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1);

- готовность использовать инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа (ПКГШ-5);

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- методологические основы и теоретические принципы культурно-исторической теории и теории деятельности.

- содержание основных исследований в области психологии образования в рамках культурно-исторического и деятельностного подхода в образовании.

- содержание основных образовательных практик, построенных на основе культурно-исторического и деятельностного подхода в образовании.

уметь:

- анализировать образовательную практику с позиций культурно-исторического и деятельностного подхода;

владеть:

- понятийным аппаратом культурно-исторического и деятельностного подхода, корректно и аргументировано обосновывать конкретные положения этих подходов в психологии образования.

- основами экспериментальной деятельности в образовании на основе культурно-исторического и деятельностного.

- основами экспертной деятельности в образовании на основе культурно-исторического и деятельностного.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов).

5. Основные разделы дисциплины:

1. Методологические основы и основные теоретические положения культурно-исторической теории Л.С.Выготского.

Тема 2. Методологические основы и основные теоретические положения теории деятельности А.Н.Леонтьева.

Тема 3. Теоретические основания развивающего образования.

Тема 4. Развивающее образование в дошкольном детстве (А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, Н.Н.Поддьяков, Е.Е.Кравцова, Г.Г.Кравцов, Н.Е.Веракса, В.Т.Кудрявцев).

Тема 5. Развивающее образование в школе (П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков).

Тема 6. Современные интерпретации культурно-исторической парадигмы в мировой психологии (Дж.Верч, М.Коул, Л.Хольцман, Е.Бодрова).

6. Автор – кандидат психологических наук, доцент ОИК ПСОБ Шиян И.Б.

Наши рекомендации