Упражнения на формирование автоматического
Осуществления конкурирующих действий.
Следующим принципиальным моментом формирования у ребёнка автоматических действий является умения разворачивать во времени и пространстве «главную кинетическую мелодию» для автоматического осуществления конкурирующих между собой действий с целью развития правильной реакции выбора. Для решения этих задач необходимо придерживаться единого алгоритмы, включающего следующие правила:
1. На первом этапе определённое заданное движение ребёнок (как эхо) должен повторить. Это должны быть двигательные акты мелкой мускулатуры: поднятый палец, высунутый язык, любое мимическое движение. Например, поднять средний палец, улыбнуться, поднять красный мяч, постучать три раза, согнуть большой палец, сделать два сильных один слабый удар, произнести «би-ба-бо». Количество заданий можно увеличить от 2 до 7.
2. На втором этапе ребёнок выполняет противоположное движение: «Я показываю тебе палец, а ты мне – ладонь или кулак Я говорю звук «Д», а ты – «Т». Я беру красный шарик, а ты - жёлтый»
3. На третьем этапе ребёнок выполняет самые сложные задания. Сначала они аналогичны друг другу. Например: что-то нужно произносить шёпотом (слова, цифры, считалки)и одновременно тихо хлопать в ладоши. А далее – говорим тихо, а хлопаем громко. Или размахиваемся плавно, медленно, а кидаем быстро и резко
Игровые приёмы тренировки
зрительно-пространственного восприятия:
- копирование различных фигур, букв и их сочетаний,
- воспроизведение их по памяти, различение фигур среди них,
- сравнение фигур
ПРОГРАММА
Для предшкольной подготовки леворуких детей 6 лет
Структура занятий 1 - 15.
1. Глазодвигательный репертуар
2. Артикуляционный праксис и межсистемные взаимодействия»
3. Механическая гимнастика для рук
4. Двигательная мелодия, ловкость, точность
5. Формирование пространственных представлений
6. Соматогностические и тактильно-кинестетические функции
7. Тактильно-кинестетические навыки
Структура занятий 16 - 32
1.Зрительное восприятие
2.Графические схемы и диктанты
3.Логико-грамматические «квазипространственные» речевые конструкции
4.Слуховой гнозис
5.Фонематический слух
6.Номинативная сторона речи
Занятие 1
Маркировка левой руки ребенка.
На нее можно надеть часы, браслет, колокольчик, красную тряпочку. Таким образом, левша получает прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством, т.к. оно строится вначале от его собственного тела, а уж потом превращается в абстрагированные пространственные представления. Теперь он знает, что «слева» — это «там, где красная ленточка, браслетик и т.д.». На это знание можно нанизывать обширный репертуар сведений о внешнем мире.
Цветок
Из положения стоя с опущенными руками легким движением поднимать руки в стороны и вверх, слегка поднимаясь на носочках («вырос цветок») — глубокий вдох носом; при этом слегка надуть животик как шарик. Медленно и нежно опускать руки вниз через стороны, встать на пятки («распустился цветок») — одновременный медленный выдох ртом как будто через трубочку.
Четыре направления.
Ребенок смотрит прямо перед собой. Идет отработка движений глаз по четырем основным направлениям – вверх, вниз, направо, налево – и четырем вспомогательным: по диагоналям, к себе (сведение глаз к центру) и от себя. На расстоянии вытянутой руки. Это упражнение можно провести, как слежение за передвигающимся предметом.
Поглаживания
Ребенок садится напротив взрослого с засученными по локоть рукавами. Взрослый проводит, например, жесткой зубной щеткой вперед-назад по внутренней стороне его руки от кисти и до локтевого сгиба. Затем берет мягкую пушистую кисточку и делает то же самое. Так на контрасте (мягкое -жесткое, ледяное - теплое, шершавое - гладкое, сухое - мокрое и т.д.) оптимизируется чувствительность рук.
Телу ребенка (его глаза закрыты) задают (руками взрослого) определенную позу и просят запомнить ее. Потом «снимают» эту позу и просят его воспроизвести то положение, которое было задано. В начале занятия эта конструкция должна быть более простой (поднятая рука). Затем постепенно усложняется (согнуться и поднять ногу; руки согнуты в локтях, мизинец и большой палец сложены «колечком», голова откинута назад, одна нога поднята и т.п.).
Глухая инструкция
«Посмотри, я принесла тебе интересную книжку с загадками, но в неё забыли положить инструкцию. Давай придумаем, что за загадки хотел предложить нам автор и как их решить. Ребенку предлагается наглядный материал: карточка, разделённая на две части. В меньшей изображены два предмета, различающиеся одним свойством (большая и маленькая чашка). В большей части карточки, разделённой по горизонтали на две части, изображены: в верхней части большой стул, а в нижней – свеча, шляпа, большой стул, книга, маленький стул. Ребёнок должен сформулировать цель задания: «Подобрать к большому стулу такое изображение, которое было бы в таких же отношениях, какие выражены на маленькой части карточки. Правильный ответ - маленькийстул.
Занятие 2