Упражнение для глазомоторной координации
«Попади мячиком (стрелой) в цель: далекую - близкую, большую -маленькую».
Где предмет?
Ребенку предлагают определить место нахождения одного предмета относительно другого. Цель: отработка понимания значений предлогов. Цветок «в вазе», «под вазой», «перед вазой», «на вазе»? Сначала ребенок называет место предмета, затем сам кладет предмет и называет его место, далее «инструктирует другого ребенка (педагога) куда надо положить предмет. Педагог выполняет ошибочные действия, которые ребенок должен заметить.
Исправь ошибки
Детям предлагают исправить речевые ошибки:
- на звуковые замены: «На потолке горела яркая рампа;
- пропуск букв, слогов, слов: - «Будем сегоня танцеват и веселиц»;
- логико-грамматические замены: - «Внизу над ними расстилалась пустыня, В ответ я кивнул рукой»
- смысловые замены: «Солнце ласково касилось до моей руки!»
Занятие 8
Массаж
Медленные наклоны головы (вперед - назад, влево - вправо); вращение головой при максимально расслабленной шее. Покачивать головой как «китайский болванчик». «Вкручивать» голову в шею
Все вышеописанные движения глаз сочетаются с одновременным, аналогичным движением языка в ту же сторону, что и глаза, затем - в противоположную.
Рыбки разговаривают
а) Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук). Руки на поясе.
б) Сжать большим и указательным пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
в) Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения раздавался характерный звук «поцелуя».
План комнаты.
Ребенку предлагают расставить мебель в кукольной комнате по плану. Усложнение – составить план комнаты, в которой проходят занятия.
Разговор без слов.
Изобразить вместе с ребенком только телом «быстро— быстрее», «быстро—медленно», «навстречу и встретились», «одновременно и один раньше (позже) другого», «в противоположном направлении», «вырос и уменьшился»? Если ребенок может все это сделать, нарисовать вместе с ним все эти процессы в альбоме,
Назови причину и следствие
Объяснить ребёнку, что у всего того, что происходит в мире, есть причина и следствие, т.е. всегда есть ответ на вопрос: «Почему так бывает?
Попросить ребёнка назвать причину :
- Наводнения (пример ответа: таяние снега, разлив реки;
- Гололёда;
- Почки распустились;
- Живот болит;
- Мама сердится;
- Пылесос работает и т.д.
Важно показать ребёнку разнообразие последствий из одного и того же события.
Занятие 9
Упражнение «4 фазы.
Цель: организация правильного дыхания (формирование базовых компонентов произвольной саморегуляции).
1. Вдох:
- распустить мышцы живота, начать вдох, опустить диафрагму вниз, выдвигая живот вперед;
- наполнить среднюю часть легких, расширяя грудную клетку с помощью межреберных мышц;
- приподнять грудину и ключицы, наполнить воздухом верхушки легких.
2. Пауза.
3. Выдох:
- приподнять диафрагму вверх и втянуть живот;
- опустить ребра, используя группу межреберных мышц;
- опустить грудину и ключицы, выпуская воздух из верхушек легких.
4. Пауза.
Вначале каждый из этапов может длиться 2-3 секунды, а потом до 7 сек. (повторять 3-5 раз).
Восточный танец.
Руки над головой сложены в замок. Дотянуться левым ушком до левой руки, затем правым - до правой: изобразить «восточный танец».
Уточка.
Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
Придумай орнамент
Ребенку предлагается составить несложный орнамент из нескольких элементов (аппликация), а затем зарисовать. В результате ребенка нужно подвести к уровню, когда он сможет выполнять эти узоры не пофрагментарно - штрих за штрихом, а плавно, соблюдая двигательную мелодию.
Учитель
Ребенка ставят в позицию учителя, который руководит складыванием разрезных картинок.
Вначале, складывая с левшой разрезные картинки или рисуя, необходимо подсказать ему, с чего следует начать, задать алгоритм деятельности.Проговорить, как это удобнее сделать, особенно при наличии большого количества фрагментов.