I I МЫ у lllllI'M, Kill I.IM (11,111
В волшебной книге есть заданья, Для вас, ребята, испытанья, Как букву каждую найти, Из плена мрачного спасти.
(Взрослый берет большую книгу и «читает по ней».)
Как только буква прояснится, Так рухнет вмиг ее темница.
Итак, заданье к первой букве: Найдите общий звук в словах «Машина», «Музыка» и «Мак». Вы отгадали, или — как?.. Все верно — это буква М, Не испугаешь вас ничем!
(Взрослый выкладывает на песок букву М.)
Вторая буква, вам на страх, Есть сразу даже в трех словах: «Шары», и «Крыша», и «Столы». Ну как? Теперь узнали вы? Что ж, угадали букву Ы, Прекрасно знаете все вы!
(Взрослый выкладывает на песок букву Ы.)
А третья есть в словах: «Шалаш» И «Шуба», «Шапка», «Ералаш». Вы «зашипели» все так дружно, Что и подсказывать не нужно! Да, это буква Ш, конечно, Вы все сегодня так прилежны!
(Взрослый выкладывает на песок букву Ш.)
Ну, а четвертую сейчас Вы отгадаете за раз!
Слова здесь: «Кукла», «Лук» и «Кошка». Ну как? Подумайте немножко... Была задача нелегка, Но вы решили — буква К! (Взрослый выкладывает на песок букву К.) Ну а последнюю, друзья, Не отгадать никак нельзя: «Арбуз», «Акула», «Ананас» — Здесь буква спрятана от нас! Вы — молодцы все! Как всегда! Вы отгадали букву А!
(Взрослый выкладывает на песок букву А.)
Кого же мы расколдовали? Какое имя мы узнали?
(Дети складывают буквы в слово.)
Все верно! Это наша МЫШКА! Небось, дрожит еще трусишка!
(Взрослый ставит в песочницу фигурку мышки.)
В волшебной маленькой стране Теперь на праздник вышли все! Пошел такой веселый пир, Какого и не видел мир!
(Дети строят в песочнице страну, дом для мышки и других фигурок.)
А все, ребята, только вы! Вы мышку бедную спасли! И все животные, друзья, Вас полюбили навсегда!
Приложение 4
Алексей Густышкин Сказочные задания в форме стихотворных загадок
Отгадка закопана в песок. Ребенок проверяет себя, откапывая разгадку. Или «пишет» отгадку, вылепливая песочные буквы.
Если отгадал загадку, Вслух сказать не торопись. Ты, используя разгадку, За задание берись.
M
Кто колдует, заклинает, В ступе по ночам летает? У избы на курьих ножках Кто хозяйка? (Бабка-Ёжка)
Спрятал кто иглу в яйце,
А яйцо хранит в ларце?
Кто всех злее и тощей?
Кто не верит всем?
(Кощей)
Отгадал, не называй,
Вылепи (выкопай) и прочитай.
M
Леший Ёжке к дню рожденья
Сочинил стихотворенье.
В нем желал он счастья ей,
Быть мудрее и...
(добрей).
Что за слово Леший здесь не написал?
Вылепи из песка, если отгадал.
M
На розовом облачке феи Кружились и песенки пели, Даря вновь и вновь Всем мир и ... (любовь).
И, радуясь, дальше летели. Очень важный дар от фей Вслух не прочитался. Вылепи ты слово это, Если догадался.
M
Приложение 5
Приложение 6
Оценка индивидуального поведения
Каждому ребенку Вы произвольно присваиваете цвет, которым потом будете рисовать его график. Об этом делается пометка в графе «Цвет».
Протокол количественного анализа построен по принципу семантического дифференциала и состоит из 7 шкал, включающих в себя полярные качества.
Вам предлагается поставить оценку от 0 до 10 баллов.
Балл 5 показывает отсутствие явной выраженности качества. Баллы 0, 1 и 9, 10 задают систему отсчета, символизируют гипервыраженность качества, и поэтому обычно не выставляются.
1. АГРЕССИВНОСТЬ — МИРОЛЮБИЕ. Шкала характеризует уровень внутренней и внешней агрессии ребенка. Если ребенок проявляет по отношению к другим разрушительные илизапугивающие действия: разрушает что-то сделанное детьми, толкает их, перебивает, кусается, обзывается, бросается песком, унижает — Вы можете поставить «X» (крест или точку) рядом
с одной из цифр: 2, 3, 4. Баллы 5 и 6 показывают ситуативнуюагрессивность: ребенок проявляет агрессивные действия только в ответ на обиду, агрессию и пр. Баллы 7 и 8 символизируют натуру миролюбивую, готовность уладить конфликт. Ребенок не всегда агрессивно реагирует на агрессивные действия окружающих. Крайнее проявление миролюбия: «бьют пощеке — подставь другую», страх конфликта, беззащитность.
2. ТРЕВОЖНОСТЬ — СПОКОЙСТВИЕ. Шкала отражает уровень внутреннего напряжения, тревожности ребенка. Если ребенок боится выполнять задание, нервничает, то поставит игрушку, то уберет, говорит, что у него ничего не получится, у него наблюдается тремор (дрожание рук, головы и пр.), во вре мя игры он может проявлять сильное волнение, высказывать различного рода опасения, Вы можете поставить знак «X» ря-
дом с одной из цифр: 2, 3. В процессе песочных игр он может вводить в сказочную страну враждебных персонажей. Даже когда проблема решена, он выражает сомнения по этому поводу. Эти дети очень чувствительны к своему персональному пространству, могут проявить неадекватную эмоциональную реакцию, если кто-то резко вторгается на их песочную территорию. Но обычно от сеанса к сеансу снижается уровень тревоги и усиливается уверенность в себе. Если участник группы спокоен и уверен, Вы можете поставить знак «X» рядом с цифрой 7 или 8. Однако гиперспокойствие — уже сродни эмоциональной тупости.
3. КОНФОРМИЗМ — ЛИДЕРСТВО. Шкала отражает тенденцию быть ведомым или лидером. Баллы 2, 3, 4 символизируют степень зависимости от мнения окружающих, тенденцию к подчинению, невыраженность собственного мнения, потребность в опеке, легкость отказа от своего желания или идеи и пр. Баллы 5 и 6 соответствуют ситуативному проявлению лидерских качеств: в зависимости от ситуации, задания, состояния, настроения, самочувствия. За этим иногда скрывается неформальный лидер. Баллы 7 и 8 отражают явную выраженность лидерских качеств: стремление быть первым, «пробивать» свои идеи, подчинять себе, желание, чтобы все слушали только его, и пр. Балл 9 или даже 10 можно поставить только в том случае, если Вы столкнулись с деспотом, упрямо, иногда истерично навязывающим свою волю Вам и другим.
4. ОТСТРАНЕННОСТЬ — ВОВЛЕЧЕННОСТЬ. Эта шкала показывает уровень мотивации по отношению к занятиям, его интерес к работе группы, ПАССИВНОСТЬ или АКТИВНОСТЬ участия в групповом процессе. Если ребенку неинтересно, он не участвует в групповой работе, просится домой, ноет, капризничает, не проявляет эмоциональной реакции, вял и безынициативен, то Вы можете поставить в этой шкале знак «X» рядом с одной из цифр: 2, 3 (в зависимости от выраженности качества). Такая реакция ребенка, если она не вызвана его болезнью, может говорить о том, что для него данный подход
или мало эффективен, или задания сложны, или это его личностная особенность.
Если ребенок больше склонен наблюдать за процессом, чем участвовать, но, вместе с тем, Вы чувствуете его определенный интерес, можно поставить баллы 4, 5. Балл 6 отразит достаточную вовлеченность в процесс и ситуативную активность (активность проявляется, но немного осторожно). Если Вы видите, что ребенок очень активно участвует в работе группы, быстро подхватывает идеи, стремится многое делать сам, то можно поставить знак «X» около цифр 7 или 8. Активность или пассивность во многом зависит от состояния ребенка в данный момент. Даже самые активные и подвижные дети, когда заболевают или оказываются в непривычной обстановке, могут проявлять вялость и пассивность. А внешне замкнутые дети проявляют активность тогда, когда им интересно. Поэтому важно накапливать серию наблюдений в разные дни и в разных обстоятельствах. Шкала «отстраненность — вовлеченность» является одним из серьезных показателей эффективности Вашей работы. Если в начале курса сказкотерапии у ребенка были низкие показатели по этой шкале, а по мере Вашей работы они повышались — это означает, что Вы смогли увлечь ребенка и занятия пошли ему на пользу.
5. СТЕРЕОТИПНОСТЬ — КРЕАТИВНОСТЬ. Шкала отра
жает динамику развития у ребенка творческих процессов. В на
чале занятий некоторые дети могут иметь низкие оценки по
этой шкале. В ходе занятий по мере развития творческого мыш
ления и воображения результаты по этой шкале будут повы
шаться. Проявлением стереотипных действий могут считать
ся хорошо известные ребенку модели поведения, суждения,
идеи. Проявлением творческих действий (креативности) мо
гут считаться нестандартные, оригинальные предложения, ар
гументы, повороты сказочного сюжета, приводящие к успеш
ному результату.
6. ИНДИВИДУАЛИЗМ — СОТРУДНИЧЕСТВО. Шкала ис
следует коммуникативные навыки ребенка. Если он стремится
быть обособленным, неохотно участвует в совместной деятельности, предпочитает индивидуальные задания, проявляет враждебность при вовлечении его в общее дело или при покушении на его территорию, можно поставить баллы 2, 3. Если он тянется к другим, но все же неохотно сотрудничает — баллы 4 или 5.
Балл 6 покажет тенденцию к сотрудничеству, совместной деятельности. Баллы 7 и 8 — символизируют тенденцию к преимущественно групповому способу взаимодействия.
7. РИГИДНОСТЬ — ГИБКОСТЬ. Шкала отражает уровень психологической гибкости ребенка, умение переключаться с одного вида деятельности на другой, принимать новое, быть адекватным ситуации.
Когда ребенок чрезвычайно упрям, его не переубедить, зацикливается на одном, не принимает новое, изменения и пр. — мы можем поставить баллы 2 или 3. Ситуативному упрямству, негибкому поведению соответствуют баллы 4 или 5. Достаточная гибкость, высокая степень адаптации к изменяющимся условиям, способность переносить на новую ситуацию приобретенный опыт — соответствуют баллам 6, 7, 8 (в зависимости от степени выраженности признака). Отметки на шкалах соединяются ломаной линией. Эта линия — личностный профиль ребенка на данный момент времени. В данном протоколе у Вас будет несколько разноцветных ломаных линий.
Обработка результатов. 1. Обработка полученных результатов наблюдений требует большой осторожности и такта. Важно помнить о ситуативных причинах, влияющих на поведение ребенка; например, незнакомая обстановка, недомогание, плохое настроение, перенесенное из предыдущей ситуации дома или в группе детского сада, настроение ведущего, его состояние, которое не всегда может отследить сам ведущий. 2. Важно отделить личностные качества (те, которые проявляются достаточно часто в различных ситуациях) от ситуативных проявлений поведения. Это можно сделать, сравнив несколько личностных профилей протокола. Если Вы видите, что
отметки по какой-либо одной шкале из занятия в занятие сохраняются, то можно предположить, что данное качество у ребенка устойчиво. Это личностное качество; оно будет проявляться не только на Ваших занятиях, но и в других ситуациях, куда включен ребенок (дома, в группе д/с, в гостях и т.д.). 3. Если Вы все же поставили оценки 0, 1 и 9, 10, уделите этим качествам особое внимание. Такая отметка означает явную выраженность качества. Если такие отметки по одной и той же шкале повторяются из занятия в занятие, то на этих детей нужно обратить особое внимание. Например, подобрать такие сказочные ситуации и задания, в которых ребенок сможет проявить себя иначе. Можно поместить такого ребенка в группу детей с противоположными или средними отметками по этой шкале. Важно обращать внимание ребенка или подсказывать ему альтернативные способы поведения (можно подобрать сказки, где действуют герои с альтернативными формами поведения и успешно разрешают сложные ситуации, проявляя недостающие ребенку качества). Если эти дети явно дестабилизируют работу группы — порекомендуйте им (и их родителям) индивидуальные занятия. 4. Сравнение личностных профилей покажет динамику внутренних изменений ребенка. Вы можете проследить, как из занятия в занятие меняются оценки по качествам. Есть дети, имеющие поступательную динамику внутренних изменений. У них личностный профиль изменяется плавно из занятия в занятие. Есть дети, у которых на протяжении нескольких занятий будет наблюдаться одинаковый личностный профиль. И только на энном занятии произойдут изменения (может быть, даже скачок). 5. Повышение показателей по всем шкалам (пожалуй, кроме резкого возрастания показателей по шкале «конформизм-лидерство») является критерием успешности Вашей работы.
Стиль ситуативной коммуникации
Стиль ситуативной коммуникации (ССК) отражает общий характер взаимодействия вокруг песочницы. В зависимости от того, каким образом вели себя участники группы по отношению друг к другу, мы выделяем такие ССК, как сотрудничество, конфронтация, ассимиляция, «параллельная игра», «борьба за территорию». Если ни один из выделенных стилей не отражает наблюдаемое Вами, можно вписать Ваше определение ССК в графу «другое».
Сотрудничество
Если в песочнице все участники группы слушали друг друга, тот, кто предлагал свою идею, был выслушан; члены группы уважали друг друга, мы можем говорить о СОТРУДНИЧЕСТВЕ.
Конфронтация
Если в группу попали два или более лидера, наблюдалось открытое или скрытое противостояние, напряжение, даже разразился конфликт — группа спонтанно разделилась на подгруппы — скорее всего, Вы наблюдаете стиль КОНФРОНТАЦИИ.
Ассимиляция
Если мы видим песочную картину с единым центром, предложения участников группы как будто объединились в одну общую идею, территории членов группы не выделены, размыты, все подчинены одной идее и царит полное взаимопонимание — это стиль АССИМИЛЯЦИИ.
«Параллельная игра»
В этом случае на песочной картине можно увидеть несколь-ко «параллельных миров» — автономных стран, которые друг другу не мешают. Иногда между ними есть средства коммуникации (дороги, мосты, проходы), а иногда они отсутствуют вообще. Бывает, что два члена группы находятся между собой в конфронтации, а другой (или двое других) спокойно строят свои сказочные страны. Если Вы наблюдаете именно это — можно отметить два стиля ситуативной коммуникации: конфронтация и «параллельная игра». Иногда тот, кто ведет «параллельную игру», потихоньку может захватывать территории спорящих.
«Борьба за территорию»
В этом случае участники группы прежде всего стремятся захватить территории друг друга. Они уже не выясняют друг у друга «кто самее», как в случае конфронтации. Идет борьба за власть и территорию, сопровождающаяся агрессивными вспышками и конфликтами.
Что делать дальше?
Важно, чтобы наблюдение за ССК в одной группе заняло не менее 3—5 сеансов. Если все это время ССК сохранялся, можно говорить о его устойчивости, неситуативности.
Наиболее деструктивный ССК — «борьба за территорию». В этом случае наиболее сложно «умерить страсти». Чаще всего члены группы плохо совместимы друг с другом. Если в группе есть явный зачинщик конфликта, имеет смысл поработать с ним (и с его родителями) индивидуально. Чтобы перейти от борьбы к сотрудничеству, от Вас потребуется очень много терпения и мастерства. Может быть, лучше даже Вам стать одним из членов группы, задать тон позитивной коммуникации и посмотреть, насколько чутко участники группы реагируют на Ваше присутствие. Если они продолжают бороться, группу
можно расформировать и рекомендовать всем ее участникам индивидуальные занятия. Параллельно индивидуальным занятиям этих детей можно включать в другие группы, исследуя ССК. Если и в других группах ребенок покажет деструктивное поведение — с ним пока нужно заниматься только индивидуально. Сначала он может создавать песочные картины один (как в классической индивидуальной форме). Потом Вы можете строить совместные картины, проживая модели позитивной коммуникации. Только после этого его можно присоединять к детским группам.
Если Вы наблюдаете устойчивую конфронтацию, не нужно торопиться приписывать участникам группы недостаточную степень развития коммуникативных навыков или расформировывать группу. Противостояние часто является следствием наличия в группе нескольких лидеров, которые бессознательно делят сферы влияния. Иногда, после определенных трений, лидеры заключают перемирие и начинают довольно успешно сотрудничать друг с другом. Если этого не произошло спонтанно за 6—8 сеансов, им необходимо помочь. Можно дать им общее задание: поставить на картину фигурку существа, нуждающегося в помощи, или фигурку злодея, от которого нужно спасать сказочный мир и пр. Основное условие: не ругаться, помогать вместе, иначе — ничего не получится. Когда ситуация разрешается, важно отметить, что именно их сотрудничество стало залогом успеха.
Таким образом, конфронтация предполагает обучение участников группы навыкам сотрудничества на примере проживания, разрешения конкретных сказочных ситуаций.
Сотрудничество и ассимиляция отражают либо хорошо сформированные навыки позитивной коммуникации, либо высокую степень совместимости, сплоченности группы. Обычно эти ССК можно наблюдать в зрелых группах, к этому приходят через серию занятий.
В случае «параллельной игры» важно стимулировать у участников группы желание узнать мир соседа, строить комму-
никации между территориями. Но делать это нужно осторожно. Часто дети сами, постепенно узнавая друг друга, превращают «параллельную игру» в общую. В любом случае насильно, против желания ребенка, внедряться на его кусочек сказочной страны не стоит. Имеет смысл подольше понаблюдать за естественной динамикой развития взаимодействия в песочнице. Длительная изоляция миров друг от друга (более 8 сеансов) может говорить о шизоидных нарушениях. Если только один или два участника группы обособляют свои миры, это может отражать стремление к дополнительной безопасности, уязвимость, ранимость. Однако при достаточной степени доверия в группе они идут на взаимодействие. Так же, как и в случае конфронтации, участникам этой группы можно предложить совместное задание.
Если Вам повезло — Вы сразу же столкнулись с позитивными ССК (сотрудничество, ассимиляция), можно проигрывать с группой на песке известные художественные, психокор-рекционные и дидактические сказки, различные жизненные ситуации и пр. Все это способствует значительному расширению репертуара поведенческих моделей, накоплению жизненного опыта и развитию познавательной сферы личности.
Содержание
Об авторах.............................................................................. 4
От авторов.............................................................................. 5
Введение................................................................................. 7
ГЛАВА 1. Песочные уроки (обучающие игры на песке)... 12
ГЛАВА 2. Песочная энциклопедия (познавательные игры
на песке) .......................................................................... 35
ГЛАВА 3. Тайны нашей души (проективные игры на песке) 48
Приложение 1. Моделирование игр-сказок на песке......... 59
Приложение 2. Начало игры. Стихотворные разминки..... 62
Приложение 3. Секрет колдовства (обучающая игра)....... 63
Приложение 4. Сказочные задания в форме стихотворных
загадок.............................................................................. 68
Приложение 5. Протокол групповой игры......................... 70
Приложение 6. Оценка индивидуального поведения......... 71