Лабораторные занятия для студентов очного отделения.

Лабораторное занятие № 1.

Тема: Психолого-педагогическая характеристика.

Психолого-педагогическое заключение

Задания и рекомендации к самостоятельной работе:

I. Внимательно ознакомьтесь с материалами Приложения к теме № 5 в источнике: Алмазова, О. В. Психолого-педагогическая диагностика [Текст] : учебное пособие: в 3 частях: / О. В. Алмазова; Урал. гос пед. ун-т. – Екатеринбург, 2004. - Часть 1: Теоретические основы.– 152 с. (С. 146-152).

II. Составьте краткий конспект в тетрадях для самостоятельной работы по курсу, придерживаясь следующего плана:

1) схема педагогической характеристики на ребёнка дошкольного возраста;

2) схема педагогической характеристики на ребёнка школьного возраста;

3) заключение педагога ПМПК;

4) технология составления заключения по результатам психологического обследования.

Литература для подготовки:

1). Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка [Текст]: Комплект рабочих материалов / под. общ. ред. М. М. Семаго. – М. : АРКТИ, 1999. – 136 с.

2). Семаго, Н. Я. Проблемные дети : основы диагностической и коррекционной работы психолога [Текст] / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – 3-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2003. - 208 с.

Литература для любознательных:

1. Кадырбаева, Д. Р. Психолого-педагогическая характеристика школьника [Текст] / Д. Р. Кадырбаева, И. Л. Энгельс // Вопросы психологии. - 1989. - № 4. – С. 45-51.

2. Психолого-медико-педагогическая консультация [Текст] : метод. рекомендации / науч. ред. Л. М. Шипицына. – 2-е изд., доп. - СПб. : Ин-т спец. педагог. и психол., 1999. - 202 с.

III. Содержание лабораторного занятия:

1. Анализ содержания, структуры психолого-педагогической характеристики и психолого-педагогического заключения на ребёнка преподавателем совместно со студентами.

2. Изучение и анализ психолого-педагогических характеристик и психолого-педагогических заключений на конкретных детей (на основе раздаточного материала) каждым студентом самостоятельно с оформлением письменного отчёта.

Примечание: характеристики и заключения на детей подобраны в соответствии с той специальностью, по которой обучается студент.

Отчётность: по пунктам I и III – в ходе лабораторного занятия; по пункту II – сдача на проверку тетради для самостоятельной работы по курсу в соответствии с назначенными преподавателем сроками.

Лабораторное занятие № 2.

Тема: Психологическая служба в общеобразовательных специальных (коррекционных) учреждениях

Задания и рекомендации к самостоятельной работе:

I. Внимательно ознакомьтесь с материалами Приложения 3 к теме 3.2 в источнике: Алмазова, О. В. Психолого-педагогическая диагностика [Текст] : учебное пособие: в 3 частях: / О. В. Алмазова; Урал. гос пед. ун-т. – Екатеринбург, 2004. – Часть 3: Психологическая служба образования. – 82 с. (С. 61-67).

Ответьте устно на следующие вопросы:

Ø Какими причинами обусловлена необходимость создания (выделения) службы специальной психологической помощи в образовании?

Ø Основная цель специальной службы психологической помощи в системе образования?

Ø Посредством каких задач решается основная цель специальной службы психологической помощи в системе образования?

Ø Какие организационные структуры являются опорными в специальной службе психологической помощи в системе образования?

Ø Какие специалисты составляют профессиональное кадровое обеспечение специальной службы психологической помощи в системе образования?

Ø Какие требования предъявляются к специалистам специальной службы психологической помощи в системе образования?

Ответьте, как Вы поняли, специальная служба психологической помощи предполагается только для системы специального образования или для системы образования вообще? Своё мнение обоснуйте и запишите в тетрадях для самостоятельной работы.

II. Внимательно прочитайте материалы о медико-педагогической комиссии (МПК) в книгах С.Д. Забрамной:

- Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] : учеб. для студентов дефектол. фак. пед. вузов и ун-тов / С. Д. Забрамная. – 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение: Владос, 1995. – 112 с.

- Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения: опыт работы по комплектованию вспомогательных школ [Текст] / сост. С. Д. Забрамная. – М.: Просвещение, 1988. – 96 с.

Затем ознакомьтесь с проектом «Типового положения» о психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) (Приложение 4 в источнике: Алмазова, О. В. Психолого-педагогическая диагностика [Текст] : учебное пособие: в 3 частях: / О. В. Алмазова; Урал. гос пед. ун-т. – Екатеринбург, 2004. – Часть 3: Психологическая служба образования. – 82 с. (С. 67-78).

На основе сопоставления информации составьте сравнительную таблицу (в тетрадях для самостоятельной работы).

Сходства и отличия целей, задач и содержания работы

ПМПК и МПК

ПМПК МПК
Общее
Различное

Вывод студента:

III. Прочитайте материалы о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения. Для контроля усвоения материала ответьте устно на следующие вопросы:

Ø При каких условиях может быть создан ПМПк?

Ø Какие специалисты входят в состав ПМПк?

Ø Какие обязанности у специалистов, входящих в состав ПМПк?

Ø Каким образом происходит обследование ребёнка специалистами ПМПк?

Ø Какая связь существует между ПМПК И ПМПк, каким образом она осуществляется?

Ø Какие требования предъявляются к коллегиальному заключению специалистов ПМПк?

После изучения всего документа, сформулируйте ответ на вопрос:

- Какова роль деятельности ПМПк в психолого-педагогическом сопровождении ребёнка?

Сформулированный ответ запишите в тетрадях для самостоятельной работы.

Отчётность: Сдача тетради для самостоятельной работы по курсу на проверку преподавателю. Любой из вопросов по теме, подготовленный студентами устно, может быть дан в письменном виде непосредственно по ходу проведения лабораторного занятия (возможно использование нескольких вопросов, данных для выполнения по вариантам или отдельными группами студентов).

Основная литература:

1). Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] : учеб. для студентов дефектол. фак. пед. вузов и ун-тов / С. Д. Забрамная. – 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение: Владос, 1995. – 112 с.

2). Психолого-медико-педагогическая консультация [Текст] : метод. рекомендации / науч. ред. Л. М. Шипицына. – 2-е изд., доп. - СПб. : Ин-т спец. педагог. и психол., 1999. - 202 с.

Также можно использовать литературу, указанную в источнике: Алмазова, О. В. Психолого-педагогическая диагностика [Текст] : учебное пособие: в 3 частях: / О. В. Алмазова; Урал. гос пед. ун-т. – Екатеринбург, 2004. – Часть 3: Психологическая служба образования. – 82 с. (С. 35).

Наши рекомендации