WINK, Методика, объединившая в себе Шичиду и Домана
ПРОБЛЕМЫ ПЕРВОГО ГОДА
МИХАИЛ ФЕДОТОВ
ЕВГЕНИЯ ТРОПП
ПРЕДИСЛОВИЕ
Глава 1.
ВСТУПЛЕНИЕ
В своевременном развитии нуждаются все дети. В деревнях и в маленьких городах, на севере и на юге, в богатых и бедных семьях. Почему так получилось, что своевременное развитие сегодня называется РАННИМ, - это слишком долгая история, и мы не будем сейчас ее описывать. Мы совсем не убеждаем вас соглашаться с нашим подходом, мы только настаиваем, что вы сами должны ответить себе на вопрос, что такое своевременное развитие вашего ребенка и что такое запоздалое.
Может ли ошибаться большинство? История человечества - это именно история заблуждений большинства, а здесь вы должны спохватиться, потому что дело касается вашего ребенка. Нам кажется, что все дети нуждаются в изменении подхода к их развитию.
Вероятно, понятнее будет, если начинать говорить о возможных результатах раннего развития. А вот эту тему можно разделить на две части.
Во-первых, на личную успешность. Мы твердо убеждены, и этому масса примеров, что ребенок в любой сфере знаний и умений может достичь несравненно большего, если его рано учить ползать, висеть, читать, считать, думать. Нас самих, как родителей, больше всего интересует творческая потенция ребенка, но и о его личной успешности говорить вполне допустимо, ничего стыдного в этом нет. Строго говоря, нам все равно, из-за чего родители начинают своевременно заниматься с детьми, лишь бы они начинали. А что именно услышит каждый из родителей - это абсолютно его дело и право. Экономическая выгода раннего развития - прекрасно, творческая - замечательно, спортивные победы - превосходно. Пусть только не смотрят бессмысленный телевизор, а двигаются вперёд. По этому пути пошли уже тысячи детей, и ваши должны не отставать и не опаздывать, а вырасти конкурентоспособными.
В этой книге мы находимся ещё на «территории» первого года. Даже если вы недавно спохватились, и решили, что просто лежать в кровати ребёнку недостаточно, вы ещё никуда не опаздываете! Но к трём годам жизни нам вместе нужно успеть очень много, и мы вам обещаем, что вам предстоят интереснейшие годы!
Глава 2.
ПРАВОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ПОЛУШАРИЕ
(Может быть рано об этом читать?! – Об этом нужно читать за две недели до того, как выходишь замуж!)
И вот после многих нет недоумения знакомство с системой образования, принятой во многих школах Тайваня и Японии, прояснило, наконец, смысл того, чем занимается Глен Доман. Доман подошел «к делу» как практик: он и его сотрудники поняли, что частый показ карточек с информацией может научить ребенка математике и чтению, может передать ему нескончаемый запас энциклопедических сведений. И вот эта практическая часть, из-за ее трудоемкости, вызывает у многих родителей разочарование.
Много лет самоотверженных занятий с детьми по системам Домана… Было много моментов разочарования в этих беспрерывных показах карточек со словами, с красными точками, с тушканчиками и китайскими снегирями.
А суть занятий совсем не в получении конкретных сведений или даже не в умении читать! Когда мы тренируем бицепсы, то дело совсем не в том, сколько раз мы поднимем двух-или пятикилограммовые гантели. Можно вместо гантелей поднимать кирпичи или даже томики «Войны и мира». Суть в том, что мы тренируем мышцы рук, а в случае карточек Домана – мы тренируем мозг, а не обязательно выучиваем конкретные сведения о тушканчиках. Среди обязательных занятий в школах доктора Шичиды есть тренировка «глаз-мозг» по запоминанию ярких изображений. Мы столкнулись с результатами такой тренировки, разрабатывая сайт по минералам. Альбанит, халцедон, эльбаит, сапфир, анальцим, везувианит, флюорит, марказит… десятки нелепых названий и диковинных камней фантастических цветов. Но прежде чем прийти к выводу о бессмысленности такой учебы, выяснилось, что дети запомнили наизусть десятки камней и их зрительная память стала существенно лучше. В школах доктора Шичиды студенты заняты именно запоминанием мгновенно демонстрируемых слайдов, правда, это делается в расслабленном состоянии, под подобранную музыку, но целью является в первую очередь тренировка ПРАВОГО ПОЛУШАРИЯ МОЗГА (американцы называют его для простоты правым мозгом). Можно назвать это и тренировкой образного мышления, но мы это сочетание слов «образное мышление» привыкли пропускать мимо ушей, не придавая ему особого значения. А такая систематическая тренировка обязательно приведет к фантастическим результатам и в скорочтении, и в запоминании прочитанного, и в способности мгновенно совершать математические действия в уме, и в восприятии иностранных языков, и в развитии интуиции. ЕДИНСТВЕННОЕ УСЛОВИЕ – НИКАКОГО ПРИНУЖДЕНИЯ РЕБЕНКА! Принуждение, сводит на нет все результаты.
Существуют разные уровни тренировки по запоминанию ярких изображений, они заключаются в попытке воспроизвести в уме увиденную картину, постепенно эта картина разворачивается, но естественно, эта часть тренировки происходит с закрытыми глазами. Отдельно в 300-х школах д-ра Шичиды работают над тренировкой памяти. И ЭТО ТОЛЬКО ЭЛЕМЕНТЫ ПОДХОДА К УЧЕБЕ, ОСНОВАННОГО НА обучении ПРАВОГО МОЗГА. Если представить себе ТРИАДЫ: ЛЕВЫЙ МОЗГ ОТВЕТСТВЕНЕН ЗА ЗНАНИЕ ЯЗЫКА, ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И АНАЛИЗ, А ПРАВЫЙ МОЗГ – ЗА ВООБРАЖЕНИЕ, ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ И ИНТУИЦИЮ, ТО МОЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО ВЕСЬ МИР ЗАНЯТ РАЗВИТИЕМ левой половины мозга ребенка, а правая не только «отдыхает», но и из-за неупотребления чахнет. Нужно еще сказать, что представления ведущих мировых специалистов по развитию мозга за последние 20–30 лет существенно изменились. Раньше считалось, что развитие мозга определено генетически, сейчас на смену пришла уверенность, что развитие мозга – это сочетание и опыта и генетического кода.
Существенно изменилось отношение к удельному весу в развитии мозга активности ребенка в первые три года жизни: раньше эти года не считались ключевыми. И дальше самое существенное открытие: РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ОПРЕДЕЛЕНО ТЕМ, насколько в первые три года два полушария снабжаются перекрестной «сетью проводов». Неиспользованные соединения, которые исчисляются единицей с множеством нолей, – исчезают. В три года таких временных связей несколько триллионов (нам не постичь умом это число), но это в два раза больше, чем у взрослого человека! Отсутствие стимуляции мозга в первые месяцы и годы жизни приводит к необратимому снижению потенциала мозга. Это не значит, что после трех или тридцати трех лет с человеком не нужно заниматься, но эффект снижается в десятки раз! А главное, что развитие мозга идет скачками, а раньше бытовало мнение, что мозг усложняется постепенно в течение всей жизни. Книги доктора Шичиды существуют на английском языке, хорошо бы увидеть их когда-нибудь в русском переводе. Потому что, как поется в известной песне, «зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей», но в обучении творческого полушария мы – увы – «не впереди планеты всей!»
Глава 3.
ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
(РАЗМЕЖЁВЫВАЕМСЯ С ПОПУТЧИКАМИ)
В этой главе мы хотим рассказать о вальдорфовской педагогической системе, которая иногда причисляется к системам РР, по сути дела таковой не являясь.
Вальдорфская педагогика - это часть созданного в начале XX века Рудольфом Штайнером антропософского учения, которое не очень совместимо с типом жизни, который ведём мы. Вальдорфская педагогика не может существовать вне идеологии антропософии. По вальдорфским канонам обучение ребенка чтению и письму, а тем более абстрактным дисциплинам следует начинать не раньше двенадцати лет, когда сформировался духовный и эмоциональный мир ребёнка.
В вальдорфских садиках и школах уделяют огромное внимание развитию эмоционального мира малыша, его творческих способностей. Дети занимаются музыкой и системой ритмических упражнений под музыку. Много времени отдается занятию различными ремеслами: резьбой по дереву, скульптурой, керамикой, вышиванием, ткачеством. Большую роль в жизни вальдорфской школы занимают многочисленные театрализованные праздники, драматические и кукольные спектакли. Кукол для постановок делают особым способом, и только из натуральных материалов (это, кстати, одно из принципиальных требований: никакой химии и синтетики в жизни детей). Чистота продуктов, чистота мыслей, чистота еды, чистота воды- всё это звучит замечательно, но не имеет никакого отношения к той жизни, которую мы ведём в Петербурге или в Москве. Система проповедует оторванность от реального мира , и в какой-то степени это возможно только в условиях небольших сельскохозяйственных западных коммун.
Вальдорфские педагоги категорически против ранней стимуляции интеллекта ребенка будьте готовы к тому, что вам вряд ли удастся совместить посещение вальдорфского садика с домашними занятиями чтением или спортом.
A propos: КТО ПОМНИТ ФОРМУЛУ ОЗОНА?
Зима не является помехой для сна новорожденного на улице. Привыкните только все нововведения производить по капле. Положите в первый раз на пять минут, второй на десять или пятнадцать. Не нужно сразу укладывать ребенка на мороз на три часа, вы придете к этому скоро, но старайтесь совершать поменьше революционных действий и вводить новые вещи поэтапно!
Сон на морозе очень успокаивает детей. И если у вас есть возможность выставить коляску на балкон, то ребенок может спать там и по пять, и по семь часов в день. «На морозе» ребенок дышит озоном (см. учебник физики Перышкина, том Электричество), а в квартире такого счастья он лишен. Сон на морозе развивает легкие, а значит, мозг получает достаточное питание, и мы смело можем сказать, что эта тема тоже относится к Раннему Развитию.
Не закрывайте лицо малыша пеленкой или платком. Он может задохнуться. И вообще, если закрывать лицо, может, лучше спать в комнате? Если сильный мороз, намажьте лицо детским кремом, перед тем как выходить на улицу (балкон).
И, конечно же, не оставляйте малыша на улице на ночь.
Глава 4.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ КЛАСС С ПОЛИНОЙ БЕЛЛЕТТИ
Ребенку уже второй месяц, а мы еще практически не приобщаем его к мировой культуре! Ужасно стыдно! Не забывайте, что отец Моцарта устраивал своему новорожденному ежедневные фортепьянные концерты. Чем это кончилось вы, видимо, знаете! А вот что нам пишет по этому поводу итальянская мама Полина Беллетти.
МУЗЫКА В ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ ЖИЗНИ
Большинство выдающихся музыкальных педагогов теперь уже прошлого – увы! – двадцатого столетия (Сузуки, Эдвин Гордон, Андрэа Апостоли) пришли к выводу, что музыкальному языку надо обучать так же, как и родному. Для нас естественно разговаривать с новорожденным, даже если он еще не понимает точного смысла произносимых слов и вообще не в состоянии расчленить в своем сознании поток произносимой речи на отдельные слова. Мы улыбаемся малышу, обращаемся к нему с ласковым словом, и он улыбается нам в ответ, потому что улавливает наши интонации. Нам и в голову не приходит претендовать, чтобы наш новорожденный отвечал нам грамотно построенными фразами. Мы просто общаемся с ним и терпеливо ждем, когда спустя месяцы он произнесет свое первое слово, а затем и свои первые фразы. Однако когда речь заходит о музыке, почему-то считается, что существует какой-то определенный возраст, когда малыш «будет готов» познакомиться с миром музыки, а до этого он «слишком маленький!». Что будет, если и с речью мы поступим так же? Что будет, если мы постараемся не разговаривать при малыше, потому что он еще «не способен нас понять»? Наступит ли вообще в таких условиях момент, когда малыш заговорит?
Как ребенок, выросший в изоляции от человеческой речи, не заговорит никогда (вспомним известные науке случаи, когда дети во младенчестве были воспитаны дикими животными), так и при отсутствии музыкальных стимулов заложенные в каждом ребенке музыкальные задатки и способности не получат своего дальнейшего развития. Если бы маленький Моцарт родился в семье крестьянина и вместо уроков игры на клавесине проводил свои дни, помогая родителям по хозяйству, возможно, мир никогда бы не услышал ни 40-й симфонии, ни «Волшебной флейты», ни Реквиема.
Какие из всего этого мы можем сделать выводы? Во-первых, наш малыш должен слушать как можно больше музыки! С утра до вечера окружим нашего малыша волшебным миром звуков. Помните, что музыка обладает также большим терапевтическим воздействием, развивает эмоциональный мир даже самого маленького ребенка.
Но какую музыку должен слушать наш малыш? Это один из вопросов, которые родители задают чаще всего. Существует ли список идеальной для малыша музыки? Можно ли выбрать из всего существующего музыкального материала самую понятную и подходящую музыку для ребенка? Надо ли покупать записи классической музыки в специальной обработке для детей? Андрэа Апостоли, итальянский музыкальный педагог и последователь Гордона, говорит, что отбор только «детской музыки» может навредить ребенку. Поэтому наш второй принцип должен быть таков: слушать как можно более разнообразную музыку! Чем больше различной по характеру, жанру, ритму, тональности, по тембру и т.д. музыки наш малыш услышит, тем лучше! Поэтому будем ставить ему симфонии Моцарта и Шостаковича, вальсы Штрауса, английские или французские детские песенки, Всенощное бдение Рахманинова, джаз, китайскую народную музыку, русские пляски, Марш деревянных солдатиков, испанскую гитару, фуги Баха и многое-многое другое. Если умеете и вам нравится, пойте как можно больше вашему малышу.
Как мы будем слушать эту музыку? Можно просто включить кассету (диск, пластинку) в комнате малыша. Но можно устроить и активное слушание, совместив музыку с гимнастикой, массажем, просто ласками. Включите вашу любимую музыку, возьмите вашего новорожденного на ручки. Покачайте его под медленный отрывок, покружитесь с ним на руках под вальс, попрыгайте с ним на руках под что-нибудь живое и веселое, посгибайте его ручки-ножки под размеренную музыку, просто возьмите какую-либо игрушку и изобразите, как та «танцует». Другими словами, действуйте под музыку! Активное слушание – это третий залог развития музыкальных способностей вашего малыша.
И последнее, самое важное. Не нужно ждать никаких скорых результатов. Не нужно заставлять ребенка хлопать в такт музыке или требовать, чтобы он вам правильно проинтонировал детскую песенку (что, к счастью, в случае с новорожденным просто невозможно). Наступит момент, когда малыш превзойдет все ваши ожидания!
Глава 5.
Памперсы
Имеет ли проблема ночного горшка отношение к Раннему Развитию? Конечно, имеет! Но однозначных решений в этой маленькой главке вы не услышите. Идеально - научить ребенка в четыре-пять месяцев проситься на горшок, но удается это не всем родителям, а только тем же, кто учит в три месяца своего ребенка читать! Поэтому мы думаем, что можно учить проситься «на горшок», но особенно напрягаться не следует. Создайте себе привычку подержать ребенка над ванной после каждого кормления (и мы знаем кое-каких прекрасных мам, которым это удавалось), но не нужно ждать результата слишком подолгу. Получилось - отлично, не получилось - тоже не беда! Памперсы, конечно, являются очень полезным и удобным изобретением, но очень скоро, в год, когда ваш гениальный ребенок уже пытается разговаривать и рассматривает часами тематические альбомы, ему не очень ловко сидеть «обкаканным». А главное, что мы не верим, что компресс на мальчишеских гениталиях может быть безобидным! Поэтому очень постепенно и ненавязчиво вам эту проблему придется разрешать, и пробовать сажать интеллигентного товарища на горшок. В большинстве стран Европы дети носят памперсы до трёх лет. И во всех богатых странах Средиземного моря дети в три года на улицах сосут соску. Это основные показатели, по которым мы выгодно отличаемся от Запада!
Глава 6.
бЭБИСИТТЕРЫ
Кстати, какого возраста должны быть ваши бебиситтеры? Мы привыкли видеть в этой роли положительных женщин и некурящих старушек, а вот за границей на эту должность всегда приглашают молодых девушек, еще чаще девчонок-школьниц. Понятно, что вы не возьмете себе в дом случайного малознакомого человека, но в принципе девочка 10–12ти лет вполне справляется со всеми проблемами, которые могут возникнуть во время вашего отсутствия. Это не совет брать совсем юных нянь, но не сомневайтесь, что в 10–12 лет все старшие сестры Аленушки на свете справляются со своими 3–4-месячными братцами и сестренками.
Важно заметить, что в Канаде по закону нельзя оставлять детей одних дома, если им меньше 12 лет! Но зато арабки-мусульманки выходят замуж в 13, и даже наша Госдума, кажется, недавно разрешила выходить замуж в 14! Это для раздумья, кого приглашать себе в няньки: если выбирать между канадками, арабками и Госдумой, то мы бы выбрали Госдуму!
НАШ ОПЫТ. Лучшей няньке, которую я знал, в пору ее бебиситтерского расцвета было 5 лет. И эта юная Мэри Поппинс оставалась и на час, и на два со своим младшим братом, которого она называла «девочка в игре». Сейчас этой леди уже далеко за двадцать, она родила своего собственного сына, но вот не знаю, называет ли она его по привычке «девочкой в игре». Мы вспомнили о ней, потому что за четыре недели до своих предполагаемых родов она дежурила микропедиатором в роддоме и у нее началось неожиданное сильнейшее кровоотечение. До родильного зала был всего один коридор, и ребенка удалось спасти, вчера он даже в свои три месяца смог перевернуться со спины на живот. Но сама история должна служить предостережением любительницам рожать дома.
МНЕНИЕ МАТЕРИ С УЛИЦЫ ВЕРЕЙСКОГО: Госдума с дикими ссорами все-таки закон провалила, и в четырнадцать лет выходить замуж будут только наши правнучки! А вы знаете, кстати, что во французском языке, который страшно борется с англицизмами, появился глагол «бебисите»: же бебисит, тю бебисит, ну бебеситон и т.д. Но я против того, чтобы писать, что сестрица Аленушка была бебиситтером братца Иванушки, почему не писать, что она его просто нянчила?!
Глава 7.
ШИЧИДА, ИЛИ ДОМАН ?
(ЛЕГЧЕ ЛИ ВЫПОЛНЯТЬ СИСТЕМУ доктора ШИЧИДЫ)
Методика Домана ставит во главу угла интеллектуальное и физическое развитие. Она базируется на наблюдении, что способности детей улучшаются, если показывать им карточки, давать слушать музыку и иностранные языки, проводить упражнения на развитие тонкой моторики и вестибулярного аппарата. Система подразумевает домашнее обучение. Она построена на многократном показе детям карточек и картинок, на многократном повторении упражнений. Для системы Домана очень важно раннее начало. Например, он считал, что показывать карточки с точками ребенку, который умеет считать бессмысленно, поскольку ребенок начнет считать точки, вместо того, чтобы визуально запоминать картинку.
Методика Шичиды - это методика Домана в сочетании с техниками ускоренного обучения (Бузан, Роуз, Лазанов и т. д.). Методика фокусируется на развитии правого полушария мозга, ответственного, по мнению Шичиды, за развитие фотографической памяти, интуиции, феноменальных математических способностей, и т. д. Шичида верил, что развитие этих способностей невозможно после шести лет. В ходе занятий, Шичида такде установил, что развитие правого моза прекращается тем раньше, чем больше ребенок испытывает негативных эмоций, таких как стресс, страх, или скука. Таким образом, занятия по системе Шичиды подразумевают в первую очередь теплые отношения между родителями и детьми. Занятия там организованы в форме игры. Шичида считал, что правое полушарие способно мгновенно и с первого раза запомнить любую картинку, поэтому вместо многократного повторения информации он концентрируется на развитии способностей к обучению и тренировке фотографической памяти.
WINK, Методика, объединившая в себе Шичиду и Домана