Применение комплекса упражнений, основанных на применении
мнемотехнических приемов для формирования лексического навыка учащихся:
На данном этапе урока деятельность учащихся экспериментальной и контрольной группы различается.
Учащихся контрольной группы просят открыть упражнение, содержащее текст песни (Рисунок 3), прочитать его, перевести и выполнить задание на расстановку строк песни в правильном порядке. Затем, учитель включает диск и вместе с детьми поет песню. Текст песни наполнен новыми словами по изучаемой теме.
Рисунок 3. Песня по теме урока «Время шоу!»
В конце занятия им задается домашнее задание в виде упражнения на закрепление понимания определений изучаемых понятий и тренеровки навыка написания изучаемых слов (Рисунок 4). Так же они должны подготовить новые слова к диктанту.
Рисунок 4. Домашнее задание.
Перед тем, как отпустить учеников, учитель инструктирует их о ходе следующего занятия. Учитель прощается с учениками. На данном этапе для учащихся контрольной группы урок окончен.
Вводная беседа
С учащимися экспериментальной группы учитель проводит короткую беседу о целесообразности зазубривания слов и спрашивает их, какими способами они запоминают слова. В конечном счете они соглашаются на том, что необычные способы запоминания гораздо лучше «обычной зубрежки». Данная беседа призвана ввести детей в процесс применения мнемотехнических приемов и настроить их на дальнейшую работу.
Работа с мнемокартами
Учащимся выдаются мнемокарты (приложение 1), содержащие изучаемую лексику. Учащимся дается время на их изучение. Затем, учитель даёт рекомендации к применению мнемотехники и доступно, простым языком объясняет аппарат ассоциативного запоминания с использованием опорных слов, фраз, предложений. Запоминание понятия через опорные фразы задействует аудиальнй канал восприятия.
Затем, учащимся предлагается взять понравившуюся мнемокарту (при этом рекомендуется проследить, чтобы мнемокарты разных учащихся не повторялись) и закрыть рукой текстовое поле так, чтобы видно было только изображение на мнемокарте и попробовать воспроизвести в памяти опорный текст. Отвечая по цепочке по одному разу, учащиеся должны повторить фразу как минимум три раза. Далее детей просят показать картинку их мнемокарты соседу справа, не показывая при этом опорный текст, чтобы он попробовал воспроизвести его по памяти. Данное упражнение следует повторить два раза для каждого учащегося. Данное упражнение направлено на тренировку визуальной памяти и задействования визуального канала восприятия.
После этого учащимся предлагается придумать простое движение, связанное с опорной фразой и отражающее её содержание. Если дети испытывают затруднение с придумыванием движения, то учитель предлагает им свой заранее подготовленный вариант. Учащиеся по очереди совершают движение, параллельно произнося опорную фразу. После этого, они должны воспроизвести опорную фразу соседа слева, угадав ее по движению, которое он совершает. Данное упражнение направлено на тренировку двигательной памяти, является специфической разминкой и задействует кинестетический канал восприятия.
И наконец, учащимся предлагается составить короткую историю, содержащую каждую из опорных фраз. В случае если учащиеся затрудняются составить историю, учитель предлагает им свой заранее подготовленный вариант истории. Учащиеся должны по очереди воспроизвести определенную часть истории в соответствии с той мнемокартой, которую они выбрали. В процессе воспроизведения они должны выполнять придуманное ими движение, связанное с опорным текстом на мнемокарте. Затем, учащиеся могут поменяться мнемокартами и повторить историю еще раз. Затем, кто то из детей может воспроизвести всю историю один, повторяя движения и опорную фразу. Данное упражнение имеет игровой характер, носит в себе элементы ролевой игры, а так же воздействует на все три канала восприятия.
В качестве домашнего задания учащимся предлагается повторить пару раз историю самостоятельно, опираясь на имеющиеся на руках мнемокарты и, по возможности, повторять движения. Дети информируются о ходе следующего урока. Учитель благодарит детей за внимание и прощается с ними. На этом этапе урок окончен.
Таким образом, был проведен констатирующий срез, а также разработан и апробирован на практике комплекс упражнений, основанный на мнемотехнических приемах и направленный на эффективное формирование англоязычного вокабуляра у учащихся пятого класса общеобразовательной школы с углубленным изучением английского языка.
Контрольный эксперимент
Поскольку основным показателем, характеризующим эффективность эксперимента, была выделена оценка уровеня сформированности лексического навыка у учащихся пятого класса общеобразовательной школы с углубленным изучением английского языка, был проведен контрольный эксперимент.
Целью проведения контрольного эксперимента являлась оценка уровеня сформированности лексического навыка у учащихся пятого класса общеобразовательной школы с углубленным изучением английского языка, был проведен контрольный эксперимент после использования комплекса упражнений, основанных на мнемотехнических приемах.
Контрольный эксперимент проводился в форме урока проверки знаний. Урок проводился для обеих групп одновременно.
Для объективной оценки учащимся были предложены несколько заданий, позволяющих оценить каждый аспект сформированности лексического навыка. Задания включали в себя чтение короткого отрывка текста (рисунок 5) на знание правил произношения слов, диктант на знание правил написания слов и задание (рисунок 6) на умение применять изученную лексику в определенном языковом контексте с учетом правил написания изучаемых слов. На выполнение заданий каждому учащемуся выделялось 30 минут от урока.
Рисунок 5. Текст для контрольного чтения.
Рисунок 6. Контрольное задание.
В начале урока учащимся экспериментальной группы было предложено совместно повторить историю с опорными фразами, а у учащихся контрольной группы была осуществлена проверка домашнего задания. После этого детям из обеих групп давалось время в течение двух минут на повторение лексики. Затем, учащиеся писали диктант и приступали к выполнению задания. Параллельно с этим они по очереди приглашались к учительскому столу для осуществления контрольного чтения. Результаты контрольного чтения оценивались исходя из количества общих ошибок при чтении и количестве правильно\не правильно произнесенных изучаемых слов. В конце урока учащиеся сдавали свои работы.
Затем происходила проверка работ, подсчет и анализ количества верных ответов. Полученные результаты можно выразить в процентах и отразить в виде диаграммы:
Диаграмма 1. Средний показатель оценки сформированности лексического навыка по каждому из типов заданий в экспериментальной и контрольной группах.
Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что лексический навык сформирован в обеих группах, что подчеркивает эффективность методики применяемой в используемом нами УМК. Однако, мы можем отметить показатель уровня сформированности лексического навыка в экспериментальной группе выше, чем в контрольной относительно всех оцениваемых нами параметров.
После проведения контрольного эксперимента, можно сделать вывод о том, что, разработанный комплекс упражнений, основанный на мнемотехнических приемах, явился позитивным средством формирования y учащихся пятых классов англоязычного вокабуляра. Эти упражнения могут быть использованы как дополниельное средство обучения в рамках программ различных УМК.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
1. В ВКР была проведена опытно-экспериментальная работа предусматривающая проверку эффективности комплекса упражнений, основанных на мнемотехнических приемах, направленных на повышении уровня сформированности англоязычного вокабуляра у учащихся пятого класса общеобразовательной школы с углубленным изучением английского языка.
2. На констатирующем этапе была произведена оценка уровня сформированности лексического навыка у учащихся пятого класса в экспериментальной и контрольной группах. Проведенное на констатирующем этапе тестирование показало, что англоязычный вокабуляр на заданную тему не сформирован. Результаты констатирующего среза позволили нам произвести деление на экспериментальную и контрольную группы.
3. Формирующий эксперимент был направлен на повышение уровня сформированности лексического навыка посредством проведения уроков по теме «Время шоу!» c внедрением разработанного комплекса упражнений основанных на мнемотехнических приемах. Нами был разработан и апробирован комплекс мнемотехнических упражнений, направленный на повышение уровня сформированности англоязычного вокабуляра у учащихся пятого класса на уроках английского языка в условиях общеобразовательной школы с углубленным изучением английского языка.
4. Проведенная опытно-экспериментальная работа показала, что уровень сформированности лексического навыка у эксперементальной группы учащихся пятого класса значительно выше за счет предложенного комплекса мнемотехнических упражнений относительно уровня данного показателя в контрольной группе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальной является проблема формирования англоязычного вокабуляра у учащихся пятого класса на уроках английского языка в условиях общеобразовательной школы с углубленным изучением английского языка. Очень важным является умение понимать иноязычную речь, а также умение грамотно построить речевое высказывание. В этой связи особую актуальность приобретает поиск и обоснование эффективных способов формирования языкового вокабуляра. Нами раскрыта роль лексического навыка в процессе обучения английскому языку, представлена общая характеристика составляющих лексического навыка.
В нашей выпускной квалификационной работе была предпринята попытка исследования проблемы «Применение мнемотехнических приемов для формирования англоязычного вокабуляра у учащихся пятого класса на уроках английского языка в условиях общеобразовательной школы с углубленным изучением английского языка» на основе теоретических аспектов, подкрепленных опытно-экспериментальным исследованием. Цель нашей выпускной квалификационной работы достигнута, мы дали теоретическое обоснование необходимости разработанного комплекса упражнений, основанных на мнемотехнических приемах для более успешного формирования англоязычного вокабуляра у учащихся пятого класса на уроках английского языка в условиях общеобразовательной школы с углубленным изучением английского языка.
В ходе нашей выпускной квалификационной работе мы решили намеченные задачи: основы применения мнемотехнических приемов для формирования англоязычного вокабуляра у учащихся пятого класса на уроках английского языка в условиях общеобразовательной школы с углубленным изучением английского языка, раскрыли методическое обеспечение и процесс формирования англоязычного вокабуляра у учащихся пятого класса на уроках английского языка в условиях общеобразовательной школы с углубленным изучением английского языка, разработали специальный комплекс упражнений, основанный на мнемотехнических приемах направленный на основы формирование англоязычного вокабуляра у учащихся пятого класса на уроках английского языка в условиях общеобразовательной школы с углубленным изучением английского языка, провели опытно-экспериментальную работу в аспекте рассмотрения проблемы и обобщили ее результаты.
Так, в главе 1 «Теоретико-методические основы применения мнемотехнических приемов для формирования англоязычного вокабуляра у учащихся пятого класса на уроках английского языка в условиях общеобразовательной школы с углубленным изучением английского языка» основное внимание уделено определению понятия англоязычного вокабуляра и его связи с понятием лексического навыка, рассматривались психологические и возрастные особенности учащихся пятого класса, было дано определение мнемотехники и мнемотехнических приемов, дана подробная классификация данных приемов.
Педагогический эксперимент проводился в естественных условиях, в несколько этапов. На первом этапе основной задачей являлось определение уровня сформированности коммуникативной компетенции у детей. Результаты, полученные в обеих группах, были проанализированы и представлены в диаграмме.
Нами был разработан и апробирован на практике комплекс упражнений, основанных на мнемотехнических приемах, направленный на формирование англоязычного вокабуляра. Полученные результаты контрольного эксперимента свидетельствуют о том, что показатели сформированности лексического навыка относительно заданной темы в контрольной группе значительно ниже, чем в экспериментальной.
Таким образом, во второй главе нашей выпускной квалификационной работы мы доказали, что процесс формирования англоязычного вокабуляра у учащихся пятых классов на занятиях по английскому языку будет целенаправленным и эффективным при условии использования разработанного комплекса мнемотехнических упражнений.
Результат нашей выпускной квалификационной работы заключается в разработанном комплексе упражнений, основанных на мнемотехнических приемах, который позволит повысить уровень сформированности англоязычного вокабуляра у учащихся пятого класса на занятиях по английскому языку в условиях общеобразовательной школы с углубленным изучением английского языка.
Таким образом, цель ВКР достигнута. Задачи выполнены. Гипотеза доказана. Результаты ВКР могут найти применение при работе учителем английского языка в процессе формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста. Разработанный комплекс упражнений, основанных на мнемотехнических приемах является эффективно педагогической технологией для формирования англоязычного вокабуляра у учащихся пятых классов на уроках английского языка в условиях общеобразовательной школы с углубленным изучением английского языка.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Андреева И. В. Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении учащихся начальной школы : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : СПб., 2004.- 152 c.
2. Гарибян С.А. Школа памяти. Суперактивация памяти через возрождение эмоций.- СПб, 1993. 77 с.
3. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012.
4. Мнемотехника (техника запоминания на основе визуального мышления): учебно-методическое пособие / М.А. Зиганов, В.А. Козаренко М., Образование, 2002, - 272с.
5. Зяблицева М.А Мнемотехника: Секреты суперпамяти: М.: Эксмо;: 2009. - 145с.
6. Йейтс Фрэнсис Искусство памяти. СПб.: Фонд поддержки науки и образования "Университетская книга",1997 .- 480с.
7. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано»-- М.: 2007. -168с. // http://mnemonikon.ru/lib.htm
8. Кондаков И. Психологический словарь, 2000 г. (формат.chm.) //http://psychology.academic.ru/6277/_about_-_Психологический_словарь_(И.М.Кондаков)
9. Лингвистика и методика преподавания иностранных языков. Периодический сборник статей. Выпуск 3 Электронное научное издание. – М.: Институт языкознания РАН. 2011. – 419 с. // http://iling-ran.ru/main/publications/for_lang
10. Печкова Р. Х. Применение мнемоники при обучении английскому языку. Методическое пособие, Каратун 2014 г.// http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2014/04/07/primenenie-mnemoniki-pri-obuchenii
11. Солсо Р. Когнитивная психология. СПб.: Питер, 2002.- 592 с.
12. Тер-Минасова С. Г. Война и мир языков и культур: вопросы теории и практики межъязыковой и межкультурной коммуникации: учеб. пособие. М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007.- 286 с.
13. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. - СПб.: Лань,1999. - 528 с.
14. Петроченко Л. А. О формировании словарного запаса учащихся (на материале английского языка). // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2013. 2 (2)- с. 70- 75.
15. Cambridge Advanced Learner's Dictionary, 4th Edition, ISBN 9781107619500, DATE PUBLISHED June 2013, CEF LEVEL B2 High Intermediate - C2 High Advanced
16. Robert M. Schwartz, Taffy E. Raphael Concept of Definition: A Key to Improving Students' Vocabulary, The Reading Teacher, Vol. 39, No. 2 (Nov., 1985), pp. 198-205, Published by: Wiley on behalf of the International Reading Association, page count: 8
17. Веселова Татьяна Николаевна, Особенности обучения кинестиков на уроках иностранного языка как средство повышения профессиональной компетенции учителя и повышения качества образования, http://festival.1september.ru/articles/584979/
18. Дзюба Д.И. Кинестетический стиль, 2007, http://enrucafe.blogspot.de/2010/05/blog-post_27.html
19. Хачатурова Т.В. Обогащение лексического запаса младших школьников на основе использования лингвистических словарей, Дисс. …ертация на соискание ученой степеникандидата педагогических наук, Майкоп – 2007
20. А.Ребер Оксфордский толковый словарь по психологии, 2002 г.
21. Буза А.Г, Психофизиологические особенности восприятия учебной информации, курсовая работа, Красноярск, 2012
22. Сумцова О.В. Причины использования англицизмов в русском молодежном сленге [Текст] / О.В. Сумцова // Молодой ученый. — 2012. — № 4. — С. 247—250.
23. Кадрилеева Лилия Николаевна, педагог-психолог, статья Возрастные психологические особенности пятиклассников, 2010, http://go2alfaland.ru
24. Евреинова И. А., Заимствования в русском языке, «Slavia», 1965, № 3
25. Мазова Г.С. Возрастные психологические особенности пятиклассников, 2011, http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2011/11/10/vozrastnye-psikhologicheskie-osobennosti
26. Мкртчян М.А. Анализ коллективных учебных занятий // Анализ современного урока: подходы, схемы, модели: учебно-методическое пособие / составитель Н.Ф. Ильина. Красноярск. 2009. С. 38-40.
27. Макарова И.В., Психология Конспект лекций, учебное пособие, М.: 2010. - 237 с.
28. Глоссарий психологических терминов / под ред. Н. Губина. М. : Наука, 1999.
29. Дмитрусенко И.Н. Критерии оценки сформированности лексического навыка, Вестник ЮУрГУ, № 25, 2012
30. Родионова И.Ю. Методика формирования пассивного словаря студентов старших курсов испанского отделения при чтении художественных текстов на английском языке: дис. … канд. пед. наук. С.-Петербург, 1998. C. 180.
31. Берман И.М. Основы методики преподавания иностранных языков: учеб. для студентов ин-тов и фак. иностр. яз. / под ред. В.А. Бухбиндера, В. Штраусса. Киев: Вища шк.: Изд-во при Киев. ун-те, 1986. С. 335.
32. Цветкова Л.А. Формирование лексических навыков у младших школьников с помощью компьютерной программы: дис. … канд. пед. наук. М., 2002. С. 188.
33. Family and Friends 5: Classbook and Multi-ROM Pack, Thamzin Thompson, Oxford University Press (January 28, 2010)