Требования к уровню освоения содержания дисциплины. «Социальная педагогика»
«Социальная педагогика»
Согласно к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по специальности «Социальная педагогика и самопознание» выпускник должен в результате усвоения дисциплины «Социальная педагогика»:
· знать и уметь пользоваться основными понятиями социальной педагогики;
· знать содержание основных теоретических направлений;
· знать особенности работы социального педагога;
· знать актуальные проблемы социальной педагогики и социальной работы на современном этапе.
Требования к уровню подготовки для освоения дисциплины
Социальная педагогика является отраслью педагогической науки, исследующая социальное воспитание в контексте социализации. Данная дисциплина широко использует достижения других наук, занимающихся проблемами человековедения: социальной философии, социологии, педагогики, социальной психологии, социальной работы, социального права и др.
Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины
Целью курса «Социальная педагогика» является – дать студентам определенную систему знаний и представлений о теоретических основах и исторических предпосылках социальной педагогики.
Реализация содержания курса предполагает решение следующих задач:
- познакомить студентов с теоретическими основами социальной педагогики;
- сформировать у студентов представление об исторических закономерностях и логике формирования социально-педагогических знаний;
- охарактеризовать будущим специалистам картину социально-педагогической действительности;
- обсудить со студентами современное состояние и перспективы развития социальной педагогики.
Объем дисциплины и виды учебной работы.
Виды учебной работы | Всего часов | Семестр |
Общая трудоемкость дисциплин | ||
Аудиторные занятия | ||
Лекции (л) | ||
Практические занятия (пз) | ||
Самостоятельная работа студентов (СРС) | ||
Самостоятельное изучение некоторых разделов дисциплины | ||
Реферат | ||
Вид итогового контроля |
Содержание дисциплины.
4.1. Наименования и содержания тем и объем занятий по видам учебной работы в часах.
№ раздела, темы | Наименование раздела, темы | Объем в часах | |||
Всего | Л | ПЗ | СРС | ||
Тема 1. | Социальная педагогика в системе наук о человеке. | ||||
Тема 2. | Человек в процессе социализации. | ||||
Тема 3. | Факторы социального становления личности в современном обществе. | ||||
Тема 4. | Социальный педагог: проблемы социальной деятельности. | ||||
Тема 5. | Социальная защита детства. Проблемы правового обеспечения социальной защиты детей, подростков, молодежи. | ||||
Тема 6. | Социально педагогическая виктимология. | ||||
Тема 7. | Девиантное поведение подростков. | ||||
Тема 8. | Исторический аспект социальной педагогики | ||||
Тема 9. | Опыт социального воспитания личности в коллективе. | ||||
Тема 10 | Развитие социальной педагогики как науки в современных условиях. | ||||
Итого |
4.2. Содержание разделов и тем дисциплины.
Тема 1. Социальная педагогика в системе наук о человеке.
Социальная педагогика – определение, предмет, объем, функции, прикладные задачи. Основные понятия социальной педагогики: социальное воспитание, социальная среда, социализация личности, социальная адаптация/дезадаптация, перевоспитание, реабилитация, коррекция.
Философские, этические, этнографические, историко–культурные, социологические, медико–психологические истоки социальной педагогики.
Социальная педагогика как интегративная отрасль знаний. Место социальной педагогики в структуре педагогических дисциплин.