Функции субъектов педагогической практики
Научный руководительназначается от кафедры. Его основной задачей является организация и проведение педагогической практики магистрантов в вузе.
Его функции:
· участвует в установочной и итоговой конференции на факультете;
· просматривает и утверждает индивидуальные планы работ магистранта, контролирует их выполнение, проверяет психолого-педагогические дневники, утверждает планы и график занятий;
· приглашает магистрантов на свои лекционные, семинарские, лабораторные занятия, организует посещение магистрантами занятий опытных преподавателей.
· посещает занятия, эдвайзерские часы, проводимые магистрантами; руководит их обсуждением, подводит итоги обсуждения, выставляет отметки за проведенные занятия (лекция, семинар, лабораторные, СРС, СРСП) или внеаудиторное воспитательное мероприятие;
· консультирует практикантов при их подготовке к занятиям в назначенные дни и часы (составляется расписание консультаций);
· оказывает методическую помощь магистрантам в планировании, подготовке и проведении занятий и СРС по дисциплине;
· уделяет особое внимание использованию ими инновационных форм и методов обучения;
· знакомит студентов с оформлением и оборудованием аудитории; дает магистрантам задания по изготовлению приборов, наглядных пособий, газет и т. п.;
· не позднее, чемза два дня до проведения магистрантами занятий (мероприятия) просматривает и подписывает его конспект; без проверенного и утвержденного конспекта магистрант до занятия не допускается;
· собирает и оценивает отчетный материал практикантов, совместно с методистами оценивает итоговую работу магистрантов;
· дает характеристику деятельности магистрантов и оценку их учебно-воспитательной работы.
Декан(его заместитель по учебной работе или общий руководитель от факультета):
· обеспечивает условия для проведения педпрактики, проводит инструктивную работу с педагогическим коллективом, обслуживающим персоналом и студентами;
· знакомит магистрантов с работой кафедры, ее задачами и традициями, с постановкой учебно-воспитательной работы, составом преподавателей, учебно-материальной базой;
· проводит заседания с участием магистрантов, методистов, научного руководителя, куратора-эдвайзера в начале и в конце педпрактики;
· посещает (выборочно) занятия и воспитательные мероприятия практикантов и принимает участие в их обсуждении; участвует в оценке работы магистрантов;
· содействует проведению магистрантами научно-педагогических исследований.
Заместитель декана по воспитательной работе:
· знакомит студентов с планом воспитательной работы образовательного учреждения;
· помогает студентам в планировании и проведении внеаудиторных, общефакультетских мероприятий;
· помогает кураторам-эдвайзерам в организации и проведении их работы с магистрантами;
· участвует в совещаниях, проводимых в начале и в конце педпрактики.
Куратор-эдвайзер:
· знакомит магистрантов с составом студенческой группы, с их успеваемостью, посещаемостью, поведением, с основными воспитательными задачами и планом своей работы;
· помогает магистрантам намечать воспитательные задачи, консультирует их при составлении индивидуального плана воспитательной работы, утверждает и контролирует выполнение этого плана;
· дает конкретные задания магистрантам по проведению текущей воспитательной работы со студентами;
· присутствует на внеаудиторных воспитательных мероприятиях, проводимых магистрантами, участвует в их обсуждении;
· оказывает помощь магистрантам в выполнении творческих самостоятельных работ исследовательского характера;
· дает характеристику деятельности студентов, оценивает их воспитательную работу;
· участвует в совещаниях по педагогической практике;
· вносит предложения по совершенствованию теоретической и практической подготовки магистрантов.
Методисты (от кафедры педагогики и от кафедры психологии)назначаются от соответствующих кафедр (в соответствии с их педагогической нагрузкой). Основной задачей методиста является организация и проведение педагогической или психологической составляющей педагогической практики магистрантов в вузе.
Его функции:
· участвует в установочной и итоговой конференции на факультете;
· просматривает и корректирует индивидуальные планы работ магистранта, контролирует выполнение педагогической (или психологической) составляющей педагогической практики, проверяет психолого-педагогические дневники, знакомится с графиком пробных и открытых занятий магистранта;
· посещает занятия, эдвайзерские часы, проводимые магистрантами;
· выполняет контрольно-оценочную деятельность в ходе практики: руководит обсуждением занятия, подведением итогов обсуждения; корректирует ход занятия и в ходе обсуждения отмечает сильные и слабые стороны педагогической (или психологической) сторон занятия;
· дает педагогическую (или психологическую) оценку занятию, участвует в выставлении отметок за проведенные занятия (лекция, семинар, лабораторные, СРС, СРСП);
· посещает и оценивает внеаудиторное воспитательное мероприятие;
· консультирует практикантов при их подготовке к занятиям в назначенные дни и часы (составляется расписание консультаций);
· оказывает методическую помощь магистрантам в планировании, подготовке и проведении занятий, СРС и СРСП в педагогическом, дидактическом, психологическом аспектах;
· уделяет особое внимание использованию практикантами инновационных форм и методов обучения;
· просматривает и подписывает его конспект (или методическую разработку, технологическую карту) планируемого занятия - без проверенного и утвержденного методистами конспекта (методической разработки) магистрант до занятий не допускается;
· собирает и оценивает отчетный материал практикантов, совместно с научным руководителем оценивает итоговую работу магистрантов;
· дает характеристику деятельности магистрантов и оценку их учебно-воспитательной, преподавательской и диагностической деятельности.
Магистрант-практикантза время педагогической практики должен выполнить следующие виды работ:
1. посетить занятия преподавателей (доцентов, профессоров) для изучения и обобщения педагогического опыта и их анализа;
2. посетить занятия других магистрантов, участвовать в их анализе;
3. под руководством преподавателя (научного руководителя), ведущего курс, разработать технологическую карту по изучаемой теме и наметить темы пробных и двух-трех зачетных занятий, которые будут проводиться в ходе практики;
4. провести пробные и зачетные занятия (два зачетных занятия с протоколом обсуждения);
5. разработать сценарии и провести воспитательные мероприятия (одно зачетное с протоколом обсуждения);
6. составить психологическую характеристику студента и студенческого коллектива;
7. подготовить и сдать отчетную документацию;
8. выступить с отчетом на итоговой конференции по педпрактике или на заседании кафедры.
7. Контроль и оценка результатов деятельности магистрантов в ходе педагогической практики
Контроль за работой магистров в период педагогической практики, проводится совместно с методистами-преподавателями кафедры педагогики и психологии, которые должны определить у будущего преподавателя высшей школы:
· уровень научно-теоретической и методической подготовки;
· уровень коммуникативной культуры магистранта;
· сформированность психолого-педагогических исследовательских умений;
· уровень профессионально-педагогической направленности, их социальной активности;
· умение составлять учебно-методическую документацию с учетом кредитной технологии обучения (силлабусы, задания СРС, СРСП и др.)
· готовность к инновационной педагогической деятельности.
Проверка и учет должны отличаться строгой индивидуальностью подхода и систематичностью проведения.
Контроль за работой магистрантов в период педагогической практики проводится постоянно путем наблюдения за их деятельностью на лекциях, семинарских, лабораторно-практических занятиях, внеаудиторных мероприятиях и в процессе методической работы с ними.
Формы контроля могут быть разнообразными. Например, в индивидуальных и групповых консультациях выясняются не только интересующие практикантов вопросы, но и обнаруживаются пробелы в знаниях и умениях. Систематические беседы методистов-преподавателей являются не только формой методической помощи, но и эффективным методом контроля за деятельностью магистрантов. Важной формой учета работы студентов и контроля за их деятельностью является систематическая проверка дневников педпрактики. Каждый магистрант в обязательном порядке ведет дневник, в который вносит данные, необходимые для выполнения заданий, предусмотренных программой педпрактики, в том числе по составлению психолого-педагогических характеристик. Материалы дневника используются при составлении отчета о педпрактике. Текущий учет завершается итоговым баллом.
Особое значение при подведении итогов педагогической практики имеет анализ отчетных документов магистрантов.
Общая оценка работы каждого магистранта должна быть комплексной, учитывающей все стороны его деятельности в период практики. Она определяется на основе обсуждения и согласования мнений руководителей кафедр, преподавателей кафедр педагогики и психологии, администрации факультета и выставляется общим руководителем практики на отделении факультета.