Методы воспитания, их реализация

В системе коррекционных учреждений воспитание рассматривается как формирование и развитие личности в различных ее

проявлениях. Главное, чтобы жизнь в обществе подростка с нару­шением умственного развития была осмысленной, он понимал систему социальных отношений, их содержание и таким образом

становился личностью.

Под методом воспитания подразумеваются пути влияния на сознание, чувства, поведение школьника с целью формирова­ния уровня воспитанности, а также способ педагогического уп­равления деятельностью школьника (трудовой, общественной, познавательной, нравственной, игровой, спортивной, экологи­ческой).

Методы воспитания не могут быть использованы вне содержа­ния воспитания, вне педагогической системы.

Методы воспитания необходимо отличать от средств воспита­ния, с которыми они связаны. Средства — это предметы матери­альной и духовной культуры. Через средства можно решать педа­гогические задачи.

Существуют разные подходы и классификации ме­тодов в системе воспитания как в общеобразовательной, так и специальной коррекционной школе. И.Г.Еременко (1985) в пер­вую группу методов относит методы убеждения. Г.М.Дульнев (1968) называет их словесными методами. Это следующие методы:

- направленные на формирование взглядов, убеждений и обес­печивающиеся как обмен информацией в системе педагогичес­кой деятельности;

- помогающие организовать деятельность ученика, стимулиру­ющие мотивы деятельности;

- помогающие формированию у воспитанников самооценки,

регуляции поведения;

- формирующие сознание: убеждение, разъяснение, внушение. Внушение в системе коррекционного воспитания обеспечи­вается замечанием, советом, просьбой, этической беседой, рас­сказом.

Во вторую группу методов указанные выше авторы отнесли упражнение, т.е. практическую деятельность, способствующую формированию поведения. Эти методы реализуются через приуче­ние, упражнение, игру, создание воспитывающих ситуаций.

Третью группу составили методы стимулирования — поощре­ние и наказание. Сила воздействия поощрения и наказания на воспитуемых специальной (коррекционной) школы VIII вида за­висит от уровня воспитанности и оценки его учащимися, а также

воспитателем.

Наказание в коррекционной школе используют в том случае, когда воспитуемый понимает степень своей вины и действует со­знательно и злонамеренно.

Используя наказание как систему воздействия на личность, педагог, воспитатель коррекционной школы должны помнить:

- не всякое наказание может решить поставленную задачу;

- наказание не дает право воспитателю унижать личность воспитуемого, требовательность должна сочетаться с уважением к личности;

- воспитанник должен знать, за что его наказали, как действо­вать в дальнейшем, понимать свою вину;

- нельзя применять коллективные наказания — запрещать про­смотр фильма, лишать прогулки и тому подобного режимного момента;

- недопустимо наказывать за болезненные проявления;

- меры физического воздействия со стороны воспитателя, уча­щихся запрещены.

Все перечисленные методы воспитания используются комп­лексно и направлены на формирование сознательного нравствен­ного поведения, положительных черт личности.

Направления и содержание воспитательного процесса

в начальных классах специальной (коррекционной)

Школы VIII вида

Структура психики ребенка с нарушениями развития чрезвы­чайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению вторичных, третичных отклонений, что в свою очередь сказывается |на учебе, поведении.

Обучение и воспитание с коррекционной направленностью в начальной школе оказывают положительное воздействие на раз-1витие личности школьника, в первую очередь на формирование психических процессов — особенно мышления, речи, восприятия.

К четвертому году обучения учащиеся адаптируются к условием коррекционного обучения и воспитания. У них сформируются учебные умения, у многих изменится отношение к учебному процессу, активизируется познавательная деятельность.

По мере обучения мышление и речь корригируются, но остаётся еще не на высоком уровне. Продвижение просматривается в умении пользоваться картами, схемами при выполнении заданий, упражнений, читать тексты, заучивать стихотворения, сравнивать предметы.

Ученики 2 —4-х классов ответственнее относятся к поручениям, участвуют в простейших видах трудового процесса, овладевают гигиеническими требованиями, выполняют режимные моменты, резко меняются взаимоотношения в детском коллективе.

Ниже представлены примерные направления и содержание воспитательной работы в начальных, средних и старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Основные направления и содержание воспитательной работы в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Направления воспитательной работы Содержание воспитательной работы

Развитие личности 1. Интеллектуальное развитие.

2. Формирование целостного отноше­ния к природе.

3. Развитие коммуникативных навыков.

4. Культура поведения, общения.

Человек и окружающий мир 1. Источники жизни на земле.

2.Один день природы. Экологическая культура.

3. Жизнь леса, реки, моря, животных и птиц.

4. Отражение природы в искусстве.

Охрана здоровья

и физическое развитии 1. Формирование бытовых умений и навыков.

2. Вооружение учащихся навыками самообслуживания.

3. Труд как вид отдыха.

4. Труд как помощь другому человеку.

Трудовая диагностика, ручной труд 1. Формирование бытовых умений и навыков.

2. Вооружение учащихся навыками

самообслуживания

3. Труд как вид отдыха.

4. Труд как помощь другому человеку.

5. Умственный труд. Культура умствен­ного труда.

Формирование отношений к стране,

государству, человеку

1. Человек и его отношение к себе и другим.

2. Родина. Отношение к Родине.

3. Различия людей в обществе.

4. Память о героях. Отношение к ним.

5. Общение людей в обществе.

Указанные направления можно взять за основу, а содержание расширить. Сделать это можно за счет дополнительного образова­ния. Система дополнительного образования направлена на удов­летворение потребности детей в саморегуляции личностного ха­рактера, творчестве в определенных видах деятельности. В услови­ях специального образования дополнительное образование осу­ществляется в работе студий, творческих коллективов, клубов по интересам.

Деятельность учащихся 7 — 10 лет школы VIII вида должна быть посильной для Них, удовлетворять их запросы, носить в основном игровой характер с опорой на индивидуальные воз­можности каждого конкретного ученика. Воспитатель в темати­ческом планировании может представить каждое направление по четвертям.

Планирование воспитательного процесса по четвертям

Личностное развитие

1-я четверть

1. Мой учебный день.

2. Мои друзья по классу.

3. Это наши книжки.

4. У нас все умеют писать, читать, считать.

5. Я — школьник.

6. Мы дружны, нам все интересно.

2-я четверть

1. Всегда надо говорить правду.

2. В нашей группе всем хорошо.

3. Я могу помочь другим.

4. Мои первые оценки.

5. Наши поручения.

3-я четверть

1. Уважай мнение другого.

2. Помоги, тебе тоже помогут.

3. Ты стал на год старше.

4. В классе много интересных дел.

5. Что надо сделать во время каникул.

4-я четверть

1. У нас скоро закончится учебный год.

2. Мои успехи и неудачи.

3. Надо много успеть сделать.

4. Спасибо школе, моим друзьям.

5. Все будет только хорошо.

Указанные подходы к реализации комплексной программы тре­буют подведения итогов в виде этических бесед, детского утрен­ника.

Человек и окружающий мир

1-я четверть

1. Источники жизни на Земле.

2. Что нас окружает, забота о природе.

3. Отношение человека к животным.

4. Зимние забавы.

5. Законы природы.

2-я четверть

1. Жизнь леса. Человек и лес.

2. Человек как часть природы.

3. Чем полезен лес?

4. Реки, моря. С чего начинается река?

5. Растения леса.

3-я четверть

1. Погода. Что значит: тепло — холодно, воздух — ветер, снег — дождь?

2. Картины леса. Школьники — друзья леса.

3. Что дарит человеку природа?

4. Дары леса: ягоды, грибы, лечебные растения.

5. Животные лесов.

4-я четверть

1. Человек — друг полей, лесов и морей.

2. Экскурсия в лес, к водоему, к реке, в зоопарк.

3. Птицы в лесу. Они ждут помощи от нас.

4. Человек и животный мир.

5. Источники жизни.

Охрана здоровья и физическое развитие

1-я четверть

1. Гигиена — главное санитарное требование.

2. В здоровом теле — здоровый дух.

3. Уход за кожей.

4. Предметы личной гигиены.

5. Утренняя зарядка.

6. Физические упражнения, правильное их использование.

2-я четверть

1. Игра — здоровье — дружба.

2. Гигиена мальчика.

3. Гигиена девочки.

4. Уход за одеждой, обувью.

5. Игры во дворе, на площадке.

3-я четверть

1. Зимние забавы.

2. Требования к соблюдению гигиенических условий жизни.

3. Система правильного питания.

4. Обувь и заболевания ног.

5. Здоровье — красота.

4-я четверть

1. Как избежать травмы.

2. Для чего необходимо человеку мыло, как им пользоваться.

3. Уход за волосами, руками, лицом.

4. Игра в зале. Требования.

5. Сильные, ловкие, смелые.

Трудовая диагностика, ручной труд

1-я четверть

1. Листья в лесу.

2. Что нас окружает в школе.

3. Экскурсия в школьные мастерские.

4. Весело, дружно, быстро (уборка классных комнат, игровых).

5. Лес осенью. Наша помощь.

2-я четверть

1. Я готов к занятиям в школе.

2. Я люблю водные процедуры.

3. Дружно встретим Новый год.

4. Герои сказок (итоги студии «Поделки»).

5. Только в труде можно выразить себя (3 —4-е классы).

3-я четверть

1. В труде рождаются сказки.

2. Мой трудовой день.

3. Праздник умелых, находчивых.

4. Это мы готовим птицам.

5. Выставка ручных изделий.

4-я четверть

1. В гостях у мастеров.

2. Дела в нашей мастерской.

3. Это полезно всем.

4. Спасибо вам, учителя.

5. Праздник труда.

Формирование отношений к стране, государству,

человеку

1-я четверть

1. Это наша школа.

2. Что нас окружает? Наши соседи.

3. Что можно сделать за один день?

4. Родина. Она есть у каждого.

2-я четверть

1. У нас в гостях школьники с Урала.

2. Родина — это страна. Ее название — Россия.

3. У нас есть главный город — это столица Москва.

4. Мы — москвичи. Требования к москвичам.

5. Москва праздничная.

3-я четверть

1. Мы гордимся своей страной.

2. Они нас охраняют, защищают.

3. Герои. Кто это? Почему мы помним о них?

4. Москва вечерняя.

5. Что значит быть гражданином России?

4-я четверть

1. У нас праздник Победы.

2. Мы дружные.

3. Что значит быть вежливым?

4. Итоговые сборы, праздники тематического характера.

Учащиеся 1 — 4-х классов требуют справедливого отношения к себе со стороны воспитателя, взрослых. При реализации всех на­правлений, особенно «Трудовой диагностики и ручного труда», учащиеся могут обращаться к другим работникам школы, интер­ната, просить оказать помощь в приобретении материала для руч­ного труда, хранении изделий. Уже к 4-му классу у большинства учащихся возникает потребность в самоутверждении, они адап­тируются к условиям коррекционного обучения и воспитания. До­статочно отметить, что они хотят участвовать в жизни класса, группы; иметь собственные поручения, готовы за их выполнение отчитаться на групповом собрании, получить поддержку, одобре­ние. Через систему начального приобщения к трудовой деятель­ности (учебной, бытовой, санитарной) возникает желание тру­диться.

Происходит совершенствование эмоционально-волевой сферы, но у большинства детей с нарушениями интеллекта появляется тревожность, неуверенность в себе. Меняется отношение к соб­ственному Я. В потоке современной информации становится труд­нее разобраться в чем-то самостоятельно. Школьники просят вос­питателя в часы досуга включить развлекательную передачу, они не хотят интеллектуального напряжения, замыкаются в себе.

Некоторые понимают, что они учатся в особой школе, не та­кой, как их сверстники. Но по-прежнему для них это главное учеб­ное заведение.

Они постепенно теряют друзей из массовой школы или начи­нают дружить с социально опасными подростками. Здесь огром­ную роль играет воспитатель.

Направления и содержание воспитательной работы

Наши рекомендации