Объект, предмет, субъект, задачи олигофренопедагогики

Основы олигофренопедагогики : учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.

В учебном пособии на основе достижений современной медицины, педагогики, специальной психологии и дефектологии раскрываются осо­бенности построения учебно-воспитательного процесса и УСЛОВИЯХ коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта. Обосновывается главная цель этого процесса — социализация выпускни­ка в обществе. Показаны возможности комплексного подхода к личност­ному развитию конкретного ребенка с нарушениями интеллекта. Для студентов средних педагогических учебных заведений.

Введение

В системе разнопрофильных образовательных учреждений вы­деляются специальная (коррекционная) школа, детский дом, в которых обучаются, воспитываются дети и подростки с наруше­ниями интеллекта (умственно отсталые). Это специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIII вида.

Образовательный процесс определяется программами, регла­ментируется учебными планами, расписанием, формами допол­нительного образования.

Участниками педагогического процесса являются педагогиче­ские, медицинские и другие работники специального (коррекционного) учреждения VIII вида. Огромная роль в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида принадлежит учителям и воспитателям, имеющим соответствующую подготовку, т.е. дефектологическое образование. Это те специалисты, которые способны решать образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и социально-правовые задачи олигофренопедаго­гики.

Создавая это пособие, авторы использовали достижения со­временной медицины, педагогики, специальной психологии и дефектологии. Они преследовали цель:

- раскрыть особенности построения учебно-воспитательного процесса в условиях коррекционно-развивающегося обучения де­тей с нарушениями интеллекта;

- показать, что реализация принципов, методов и форм воздей­ствия на ученика возможна в том случае, если педагог-дефектолог четко представляет систему обучения и воспитания, стремится к конечному результату — социализации выпускника в обществе, обучает и воспитывает с позиции комплексного подхода к лично­стному развитию конкретного индивидуума с нарушениями интеллекта.

Думается, что студентам педагогических училищ, колледжей данное пособие будет полезным.

Пособие состоит из четырех разделов, одиннадцати глав, приложения и общего списка литературных источников. В каждой главе представлен материал, раскрывающий общеметодические, психолого-педагогические и частные проблемы олигофренопедагогики.

РАЗДЕЛ I

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ

Глава 1

ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА

Объект, предмет, субъект, задачи олигофренопедагогики

Объектами олигофренопедагогики являются воспитание, обу­чение и социальная адаптация детей и подростков с нарушения­ми интеллекта.

Олигофренопедагогика является педагогической наукой, так как разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, фор­мы и средства воспитания и образования детей и подростков с умственной отсталостью.

Дидактические основы обучения, организация учебно-воспи­тательного процесса рассматриваются в олигофренопедагогике в соответствии с общепедагогическими принципами. Они являются исходными и помогают теоретически обосновать коррекционные принципы.

Олигофренопедагогика как наука имеет свой предмет исследо­вания. Ее предметом являются теория и практика обучения, вос­питания и развития, социальная, правовая адаптация и реабили­тация, интеграция в социум школьников с нарушениями интел­лекта.

Педагогическая наука определяется обычно как наука о зако­нах образования и воспитания детей и взрослых. В системе коррекционного образования рассматриваются три основных подхода: обучение, воспитание и формирование личности на основе кор­рекции и компенсации имеющихся нарушений психофизическо­го развития.

Предмет олигофренопедагогики изменялся с учетом конкрет­ной исторической формации и рассматривался с философских, культурологических, экономических и политических взглядов об­щества.

Субъектом изучения является ребенок с умственной отстало­стью.

Большой вклад в разработку теоретических основ обучения, вос­питания и развития детей с умственной отсталостью внесли уче­ные — олигофренопедагоги и психологи: Л. С. Выготский, М. Ф. Гнездилов, Г. М.Дульнев, И.Г.Еременко, X.С.Замский, Л.В.Занков, М.И.Кузьмицкая, В.И.Лубовский, В.Г.Петрова, Б.И.Пинский, М. С. Певзнер.

У истоков олигофренопедагогики стояли врачи-физиологи В.М.Бехтерев, П.Ф.Лестгафт, И.В.Маляревский, Г. И. Россолимо. Развитие олигофренопедагогики как науки связано с именами Д.И.Азбукина, Т.А.Власовой, А.Н.Граборова, Е.К.Грачевой, А.С.Грибоедова, В.П.Кащенко, Ф.М.Новика.

Перед олигофренопедагогикой как наукой стоят следующие задачи.

1. Разработка целей, задач, принципов, содержания обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта.

2. Определение организационных форм и условий обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта.

3. Разработка эффективных методов, приемов и средств обуче­ния и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта с учетом особенностей их развития.

4. Разработка путей педагогической помощи молодежи и взрос­лым с нарушением интеллекта.

Наши рекомендации