Х. Обследование активного словаря.

Содержание задания Используемый материал Ответ ребенка Характер выполнения
1. Обследование слов, обозначающих предметы: а) называние предметов, изображенных на предъявляемых картинках   б) самостоятельное дополнение данного тематического ряда: тарелка, ложка, кружка, … специально подобранные картинки с изображением предметов основных обобщающих групп (одежда, обувь, фрукты, овощи, цветы, грибы, деревья, транспорт, дикие и домашние животные, птицы, мебель и т.д.)   Платье, юбка, шапка - кофта   выполнение правильное;     тематические ряды дополнил правильно
в) называние предмета по его описанию. Ребенку предлагаются вопросы, характеризующие предмет: «Кто косой, слабый, трусливый?» (по признакам), «Что светит, сияет, греет?» (по действиям)       заяц лампочка  
г) называние детенышей кошки, собаки, коровы, козы, лошади, курицы, утки, волка, лисы, медведя   Котята, собачёнки, коровушки, козы, лошадёнки, курята, утята, волчонки, лисички, межвежонки выполнение неправильное  
д) нахождение общих названий: стол - мебель, а чашка... (что?), сапоги - обувь, а шуба... (что?), земляника - ягода, а боровик (что?), комар - насекомое, а щука ... (кто?)   Чашка – посуда, шуба – одежда, боровик – ягоды, щука - животное выполнение неправильное; нарушение переключения от одного слова к другому
е) называние обобщенных слов по группе однородных предметов 1. чашка, тарелка, вилка 2. диван, стол, кресло 3. тапки, сапоги, валенки Самолёт, машина, велосипед - технологии   ошибки при назывании некоторых обобщающих групп  
2. Название признаков предмета: можно использовать картинки  
а) морковь сладкая, а редька ... (какая), ручей узенький, а река ... (какая?), трава низкая, а дерево ... (какое?) и т.д.   Редька горькая, река маленькая, дерево большое   выполнение неправильное  
б) подобрать признаки к предметам: елка какая? (например, зеленая, пушистая, высокая, стройная), небо какое?, туча какая?, лимон какой?, часы какие? и т.д.     Ёлка зелёная, колючая, пахнущая Небо в облаках, дожделивое Туча грозовая, чёрная, дожделивая Лимон кислый, жёлтый Часы тикающие, наручные, заводные, хрупкие медленное и неуверенное выполнение задания
3.Названия действий людей и животных соответствующие картинки    
а) повар (учитель, почтальон, сапожник, художник) что делает? Повар Почтальон   Сапожник Учитель   художник - готовит, варит, жарит - разносит письма, газеты, новости - не знаю кто это - учит детей грамотности - рисует картины медленный темп выполнения задания  
б) кто как передвигается: ласточка летает, а лягушка... (кузнечик, щука, змея, воробей, еж)   Лягушка прыгает, квакает; кузнечик прыгает высоко – высоко; щука по воде плавает; змея ползает, ядовитая бывает; воробей летает, чирикает; ёж собирает грибы себе на спину медленное и неуверенное выполнение задания
в) кто как кричит: петух кукарекает, а ворона ... (воробей, голубь, сорока)   Ворона каркает; воробей чирикает; голубь не знаю; сорока не знаю выполнение неправильное  
г) обиходные действия (например, входят, выходит, заходит, переходит, подходит, отходит)       выполнение правильное  
4. Название времен года, их последовательности, признаков специально подобранные картинки   выполнение правильное  
5. Подбор слов с противоположным значением к словам   Большой холодный чистый твердый тупой мокрый широкий светлый высокий старший маленький; тёплый; грязный; мягкий; умный; сухой; длинный; тёмный; невысокий; младший выполнение частично правильное  
6. Подбор синонимов к словам   боец, радость, врач, ненависть, верный, громкий, тайна, быстрый, сильный, умный Боец - ….; радость – весёлый; врач – доктор; ненависть - …; верный - дружный; громкий – шумный; тайна - …; быстрый – скоростная; сильный – богатырь; умный - … частичное выполнение задания  
7. Подбор однокоренных слов к словам бачок, бочок, лиса, леса, коза, коса, земля, красить лиса - лисичка частичное выполнение задания  

Вывод: Активный словарный запас ограничен.

Наши рекомендации