Ле кция 17. ра звитие педагогики в росс ии

В России педагогические знания имели много общего с европей­скими, одновременно были и свои традиции. К одним из ранних па­мятников педагогической литературы относится «Поучение» созданное в ХП в. великим князем Владимиром Мономахом. Прежде всего он утверждал мысль о постоянном присутствии Бога в человеческих де­лах, но противоположность европейским средневековым поучениям, прославлявшим аскетизм, Киевский князь отмечал, что «человеколю­бивый Бог» вовсе не требует от каждого человека таких сверх усилий, как затворничество, строгий пост и т.п. Своих детей он призывал не забывать бедных и убогих, почитать наставников, глубоко любить ро­дину, не щадить жизни при защите ее от врагов.

Кроме того обращал внимание на необходимость настойчиво ов­ладевать знаниями, уважать и любить книгу. Важным средством вос­питания Мономах считал положительный пример.

Идеалом средневекового воспитания на Руси многие считают сбор­ник наставлений XVI в., известный под названием «Домострой». В нем значилось, что родители отвечают перед Богом за детей своих, дети же должны почитать родителей.

«Домострой» рекомендовал суровые методы воспитания, но стро­гость совмещалась с требованиями любить детей и заботиться о них.

Особое внимание направлялось на воспитание трудолюбия, чув­ства ответственности перед государством, церковью и родителями.

По указу Петра I Киево-Могилянская коллегия, получившая в 1701 г. статус академии, становится первым высшим учебным заведением на восточнославянских землях. В ней учились многие активные деятели русской культуры. К этому времени в Москве основана Славяно-греко-

латинская академия и школа математических и навигационных, которая считается первой в Европе государственной реальной школой, где учат­ся представители всех сословий. Позднее открываются инженерная, артиллерийская, хирургическая и горная школы. Академический уни­верситет и гимназия. Важным толчком в развитии педагогического зна­ния на Руси служил тот факт, что Петр I вменил в обязанность академика, ведение занятий с целью подготовки научной и педагогической смены. Огромное внимание уделял подготовке русских ученых М.В. Ломоно­сов, стремясь сделать Академию центром просвещения.

Исключительно важную роль в истории развития педагогической мысли России сыграл К.Д. Ушинский. Он по праву считается осно­воположником самобытной русской педагогической науки и создате­лем народной школы в России. Все общепедагогические и дидактические вопросы он решал с точки зрения служения интересам своей Родины, своего народа, руководствуясь девизом: «Сделать как можно больше пользы своему Отечеству». Ушинский впервые научно обосновал систему подготовки учителя как важной части педагоги­ческой науки. Рассматривая человека как предмет воспитания он ука­зывал на необходимость тщательного изучения педагогики, психологии ребенка, явления социальной жизни, в которых существует учащийся, рассматривать со знанием истории государства и особенностей дан­ного народа.

«Самое воспитание – писал К.Д. Ушинский, если оно желает сча­стья человеку, должно воспитать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни». Одинаково необходимым он считал физический и ум­ственный труд , где важным видом умственного труда является учение.

Советский период развития педагогической мысли в России так­же выдвинул ряд самобытных деятелей. В первое десятилетие советс­кой власти решалось много новых проблем в связи с иными отношениями в экономическом и хозяйственном строительстве. Важ­но было разработать конкретную систему политического образования и приобщения молодых к производительному труду; необходимо сфор­мировать у школьников навыки общественной жизни на основе труда и организовать детский коллектив. Эти вопросы решались в трудах П.П. Блонского, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко.

В послевоенный период значительный вклад в развитие отечествен­ной педагогики внес В.А. Сухомлинский, разрабатывая практические направления нравственного и трудового воспитания. Он рассматривал детский коллектив как основу воспитания, раскрыл закономерности его формирования и руководства деятельностью.

Новыми подходами в обучении и воспитании явились труды це­лой плеяды учителей создавших «педагогику сотрудничества».

Основные их выводы: интересно и с удовольствием учатся дети тогда, когда учитываются их индивидуальные способности, создается атмосфера успеха и требовательности для всех; в сотрудничестве уча­ствуют родители, дети, учитель.

Однако с распадом СССР интересных представителей «педагоги­ки сотрудничества» по разным странам.

Коротко подводим итоги исторического анализа педагогической мысли на Руси. С давних времен внимание старших было направлено на формирование в молодых трудолюбия, желания обучиться делу, ( не перепродавать, менять, а знать ремесло). Все люди без исключения не просто должны любить Родину, а, не щадя жизни своей, обязаны уметь защищать ее от врагов.

Пример старших в этом почитается во всех слоях населения. Имен­но так и старшие и молодые становятся и остаются нравственными и трудолюбивыми всю жизнь.

Родители не только заботятся о детях, но отвечают перед высшим судьей – Богом за поведение детей за их умение быть ответственными перед государством и церковью в своих поступках и работать «не по­кладая рук».

Начиная со времен Петра I, остается большой выбор в обучении наукам, ремеслам.

Высшая отечественная школа всегда славилась участием в про­цессе обучения ведущих ученых, которые одновременно с обучением включали молодежь в исследовательскую деятельность. С середины XIX в. Государство серьезно относилось к подготовке педагогичес­ких кадров, требуя от учителя широкого кругозора, тем самым совер­шенствовало обучение молодых.

Вопросы:

1. Сравните европейский и отечественный подход к образованию в средние века.

2. Какова суть реформ Петра I в области образования на Руси.

3. Какие особенности в развитии сферы образования предложил К.Д. Ушинский.

4. Какие педагогические идеи обосновывали и развивали педагоги советского довоенного периода.

5. Каковы были цели воспитания и обучения в послевоенные годы в советской школе.

Глоссарий

1. Традиция– элементы социального и культурного наследия, пе­редающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в опреде­ленных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени.

2. Владимир Мономах– великий киевский князь, выдающийся государственный деятель и писатель Древний Руси. Одним из главных средств воспитания детей Мономах считает образование. Мономах впервые в отечественной литературе выдвинул задачу связи воспита­ния с практическими потребностями личности и обосновал идею дея­тельности, уделял внимание развитию у детей инициативы и самодеятельности.

3. Домострой– принадлежит к типу нравоучительных и семейно-бытовых произведений, в котором излагались права и обязанности главы семьи и его домочадцев. Он делится на 27 глав, некоторые из них касаются вопросов воспитания семейного и общественного.

4. М.В. Ломоносов– русский ученый – энциклопедист, побор­ник отечественного просвещения, сторонник бессословной системы образования.

5. К.Д. Ушинский– педагог – демократ основоположник русской педагогической науки в России, принципы педагогических взглядов К.Д. У шинск ого – народность, самобытность русской педагогической науки , воспитание в труде.

6. А.С. Макаренко– педагог и писатель советского периода. Он выдвинул основные принципы создания и педагогического руковод­ства детским коллективам, разработал методику трудового воспита­ния, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье.

7. П.П. Голонский– российский педагог, психолог и философ. До октябрьской революции был идеалистом. После революции пере­шел на марксистские позиции. В психологии был приверженцем не просто поведения, но «сознательного поведения». Считал необходи­мым обучение в новой единой трудовой политической школе.

8. В.А. Сухомлинский– украинский (советский) педагог, ис­следовал вопросы создания детского коллектива, становления мораль­но-этических норм у молодых.

9. Общепедагогические вопросы– вопросы воспитания, обу­чения и развития личности.

10. Дидактические вопросы– вопросы теории обучения. Тре­
бования к отбору содержания обучения в том или ином предмете, прин­
ципы обучения и т.д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гамезо М.В. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». М., 1999.

2. Гиппенрейтер И.О. Введение о общую психологию. М., 2003.

3. Л.Д.Столяренко «Основы психологии». Учебное пособие для сту­дентов Ростов/на Дону издательство Феникс 2003. (можно издания прежних лет).

4. Немов Р.С. Психология. Т.1. М., 2002.

5. Петровский А.В. Психология: Учебное пособие для ВУЗов. М., 2001.

6. Е.Н. Пронина «Психология и педагогика» Учебник для студентов. В.В. Лукашевич Москва, 2001.

7. «Психология и педагогика», курс лекций издательство «Совершен­ство» Москва, 1998.

8. «Психология». Словарь. / Под редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Ме­щерякова Москва, 1996. (можно другой год).

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб., 2003.

10. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для
ВУЗов. – М., 2001.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Содержание рассмотренных в данном курсе лекций позволяет сту­дентам в достаточном объеме ознакомиться с проблемами развития и функционирования психики человека; с основными методами и при­емами воспитания и обучения личности. Знание общих принципов ди­дактики и развития личности поможет студентам познать себя и определиться в выборе специализации предлагаемой профессии и при­менять приобретенные знания на практике.

Наши рекомендации