Разносторонних интересов и способностей школьников

3.1.Виды элективных курсов по физике

В федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ с целью удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и развития их способностей введён новый элемент: элективные курсы – обязательные, но по выбору школьников. В пояснительной записке сказано: «…Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормативы учебного времени, установленные действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, каждое образовательное учреждение, а при определённых условиях и каждый обучающийся, вправе формировать собственный учебный план. Такой подход оставляет образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а обучающимся – выбор профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию» [14].

Элективные предметы являются компонентом учебного плана образовательного учреждения и могут выполнять несколько функций: дополнять и углублять содержание профильного курса или его отдельных разделов; развивать содержание одного из базовых курсов; удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников, выходящие за рамки выбранного профиля. Элективные курсы могут также явиться полигоном для создания и экспериментальной проверки нового поколения учебных и методических материалов. На них значительно эффективнее, чем на обычных обязательных занятиях, можно учесть личностную направленность обучения, запросы школьников и семьи к результатам образования. Предоставление учащимся возможности выбора различных курсов для изучения – важнейшее условие реализации личностно-ориентированного образования. В федеральном компоненте государственного стандарта общего образования сформулированы также требования к умениям выпускников средней (полной) школы. Профильная школа должна предоставить возможность приобрести необходимые умения путём выбора таких профильных и элективных курсов, которые интереснее детям, соответствуют их склонностям и способностям. Особое значение могут приобрести элективные курсы в малокомплектных школах, в которых создание профильных классов затруднено. Элективные курсы могут помочь в решении ещё одной важной задачи – создать условия для более осознанного выбора направления дальнейшего обучения, связанного с определённым видом профессиональной деятельности. Разработанные к настоящему времени элективные курсы можно сгруппировать так: – предлагающие для углублённого изучения отдельные разделы школьного курса физики, в том числе и не входящие в школьную программу. Например: «Исследования ультразвука», «Физика твёрдого тела», «Плазма – четвёртое состояние вещества», «Равновесная и неравновесная термодинамика», «Оптика», «Физика атома и атомного ядра»; – знакомящие с методами применения знаний по физике на практике, в быту, технике и на производстве. Например: «Нанотехнология», «Техника и окружающая среда», «Физико-техническое моделирование», «Методы физико-технических исследований», «Методы решения физических задач»; – посвящённые изучению методов познания природы. Например: «Измерения физических величин», «Фундаментальные эксперименты в физической науке», «Школьный физический практикум: наблюдение, эксперимент»; – посвящённые истории физики, техники и астрономии. Например: «История физики и развитие представлений о мире», «История отечественной физики», «История техники», «История астрономии»; – нацеленные на интеграцию знаний учащихся о природе и обществе. Например, «Эволюция сложных систем», «Эволюция естественнонаучной картины мира», «Физика и медицина», «Физика в биологии и медицине», «Биофизика: история, открытия, современность», «Основы космонавтики» [5]. Для классов различного профиля могут быть рекомендованы различные спецкурсы, например: – физико-математический: «Физика твёрдого тела», «Равновесная и неравновесная термодинамика», «Плазма – четвёртое состояние вещества», «Специальная теория относительности», «Измерения физических величин», «Фундаментальные эксперименты в физической науке», «Методы решения задач по физике», «Астрофизика»; – физико-химический: «Строение и свойства вещества», «Школьный физический практикум: наблюдение, эксперимент», «Элементы химической физики»; – индустриально-технологический: «Техника и окружающая среда», «Физико-техническое моделирование», «Методы физико-технических исследований», «История техники», «Основы космонавтики»; – химико-биологический, биолого-географический и агро-технологический: «Эволюция естественнонаучной картины мира», «Устойчивое развитие», «Биофизика: история, открытия, современность»; – гуманитарные профили: «История физики и развитие представлений о мире», «История отечественной физики», «История техники», «История астрономии», «Эволюция естественнонаучной картины мира» [12]. Пока нет программ и пособий для элективных курсов с явно выраженной профориентационной направленностью, предназначенные школьникам, которые уже определились с выбором будущей профессии и хотят начать подготовку к ней уже в школе. Для таких учащихся могут оказаться привлекательными, например, такие элективные курсы, как «Физика и компьютер», «Физика в медицине», «Физика автомобиля», «Физика живого организма», «Физика в вашем доме». Тем школьникам, которые ещё не определились с выбором будущей профессии, но явно имеют склонность к изучению физики для практического применения полученных знаний, могут оказаться полезными элективные курсы, знакомящие с разнообразными направлениями современного научно-технического прогресса. Например, могут вызвать интерес элективные курсы типа «Физические основы современной энергетики», «Физика современной техники», «Основные направления научно-технического прогресса».

3.2 Требования к учебным пособиям по элективным курсам

К элективным курсам предъявляются особые требования, направленные на активизацию самостоятельной деятельности учащихся, ведь эти курсы не связаны рамками образовательных стандартов и какими-либо экзаменационными материалами. Поскольку все они должны соответствовать запросам учащихся, возникает возможность на примере учебных пособий по курсам отработать условия реализации мотивационной функции учебника. В этих учебных пособиях можно и весьма желательно обращаться к внешкольным источникам информации и образовательным ресурсам (интернет, дополнительное и самообразование, дистанционное обучение, социально-творческая деятельность). Полезно также учесть 30-летний опыт системы факультативных занятий в СССР (более 100 программ, среди них много обеспеченных учебными пособиями для учащихся и методическими пособиями для учителей). Элективные курсы наиболее наглядно демонстрируют ведущую тенденцию развития современного образования: усвоение предметного материала обучения из цели становится средством эмоционального, социального и интеллектуального развития учащегося, обеспечивающего переход от обучения к самообразованию [6].

Заключение

В заключении нашего исследования можно сказать, что поставленные цели и выдвинутые задачи достигнуты и получены следующие результаты и выводы:

1. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса.

2. Система профильной школы состоит из базовых общеобразовательных, профильных и элективных курсов.

3. Организация обучения физике в различных профилях должна осуществляться в соответствии с психолого-педагогическими особенностями и стилем мышления учеников.

4. Элективные курсы позволяют поддержать изучение физики как профильного предмета на заданном профильном уровне или служат внутрипрофильной специализации обучения и построения индивидуальных образовательных интересов. Материал данной курсовой работы поможет любому учителю, желающему разработать свой элективный курс, а также воспользоваться уже разработанным элективным курсом.

Список использованной литературы

1. Аксёнова Э. А. Профильное образование школьников / Э. А. Аксёнова // Образование в Сибири. – 2007. – №1.

2. Артёмова Л. К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения / Л. К. Артемова. // Школьные технологии. – 2008. – №4.

3. Артюхова И. С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе / И. С. Артюхова. // Педагогика. – 2004. – №2.

4. Байбородова Л. В. Обучение физике в средней школе: метод. пособие / Л. В. Байбородова, И. Б. Бровкин, Т. М. Крайнова. - М.: Владос, 2007.

5. Брунер Д. Процесс обучения физике. Пер. с англ., - М., 2002.

6. Данилов М. А. Процесс обучения физике в современной школе. - М., 2005.

7. Зорин Н. И. Элективный курс "Методы решения физических задач": авторские методические разработки, подробные сценарии занятий, система задач по всем темам курса, дифференцированный подход, олимпиады, турниры, конкурсы / Н. И. Зорин. - М.: ВАКО, 2007.

8. Зорин Н. И. Элективный курс "Элементы биофизики": авторские методические разработки, подробные сценарии занятий, анализ биофизических явлений, экспериментальные задания, конференции, турниры, викторины / Н. И. Зорин. - М.: ВАКО, 2007.

9. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся в процессе изучения физики. - М., 2008.

10. Костюк Г. С. Принцип развития в физике, в кн.: Методологические и теоретические проблемы физики. - М., 2009.

11. Ланда Л. Н. Алгоритмизация в обучении. - М., 2006.

12. Пурышева Н. С., Шаронова Н. В., Исаев Д. А. Фундаментальные эксперименты в физической науке: Учебное пособие. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005.

13. Рубинштейн С. Д. Принципы и пути развития физики. - М., 2009.

14. Смирнов А. А. Проблемы развития физики. - М., 2006.

15. Спенс К. Теоретический анализ процесса научения в физике, в кн.: Экспериментальная физика. Под ред. С. С. Стивенса, пер. с англ., т. 2, - М., 2003.

16. Талызина Н. Ф. Физика и педагогика. - М., 2001.

17. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в физике. - М., 2001.

Наши рекомендации