Общепрофессиональными компетенциями

- способен выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1);

- использует научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеет современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);

- умеет организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3);

- умеет организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (ОПК-4);

- способен проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5);

- владеет современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-6);

- способен анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению (ОПК-7);

- способен применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-8);

- готов применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9);

- готов к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-10);

- готов руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-11).

В научно-исследовательской деятельности (ПК):

- способен проводить теоретический анализ психолого-педагогической литературы (ПК-33);

- способен выделять актуальные проблемы развития современной системы образования, обучения и развития детей (ПК-34);

- способен критически оценивать адекватность методов решения исследуемой проблемы (ПК-35);

- готов использовать современные научные методы для решения исследовательских проблем (ПК-36);

- способен разработать и представить обоснованный перспективный план исследовательской деятельности (ПК-37);

- способен организовать взаимодействие специалистов для достижения цели исследования (ПК-38);

- способен выстроить менеджмент социализации результатов исследований (ПК-39);

- способен представлять научному сообществу исследовательские достижения в виде научных статей, докладов, мультимедийных презентаций в соответствии с принятыми стандартами и форматами профессионального сообщества (ПК-40);

- способен выделять исследовательскую проблему в контексте реальной профессиональной деятельности и проектировать программы ее изучения (ПК-41);

- научно-методическая деятельность:

- способностью обеспечивать трансляцию передового профессионального опыта в коллективе (ПК-42);

- способностью определить направления и способы оснащения образовательной работы методическими средствами (ПК-43);

- способностью применять и пополнять имеющиеся знания в процессе структурирования материалов, обеспечивающих образовательный процесс (ПК-44);

- готовностью осуществлять эффективное профессиональное взаимодействие, способствующее решению широкого круга задач психолого-педагогического и социального сопровождения (ПК-45);

- способностью ориентироваться в современных технологиях и программах с учетом потребностей образовательной среды (ПК-46);

- готовностью к содержательному взаимодействию с педагогическими кадрами по вопросам обучения и воспитания (ПК-47);

- способностью восполнить дефициты информационного и методического оснащения образовательного процесса (ПК-48);

- умением организовывать рефлексию профессионального опыта (собственного и других специалистов) (ПК-49);

- способностью выполнять супервизию «молодого специалиста» (ПК-50);

- способностью превращать результаты анализа и экспертизы профессиональной деятельности в учебно-методические рекомендации (ПК-51);

Специальные компетенции:

- Готовность к разработке и реализации учебных занятий по программам бакалавриата и ДПП (СК-1);

- Готовность к организации и контролю процесса и результатов освоения обучающимися учебных курсов, дисциплин (модулей) бакалавриата и ДПП (СК-2).

4. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 44.04.02 - «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», ПРОФИЛЬ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

В соответствии со ст. 2. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ВО по направлению 44.04.02 - «Психолого-педагогическое образование» (проект) организация образовательного процесса, при реализации данной программы «Психология и педагогика высшей школы» регламентируется учебным планом; календарным учебным графиком; рабочими программами модулей (дисциплин), другими материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся, программами практик, а также оценочными и методическими материалами.

4.1. Структура программы по направлению 44.04.02-«Психолого-педагогическое образование» и профилю «Психология и педагогика высшей школы» включает базовую и вариативную часть и представлена следующими блоками:

Блок 1 «Дисциплины (модули)»

Блок 2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)»

Блок 3 «Государственная итоговая аттестация»

Структурно-содержательная часть всех блоков программы «Психология и педагогика высшей школы» определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения модулей (дисциплин), практик, иных видов учебной деятельности, а также формы промежуточной аттестации обучающихся и представлена учебным планом и календарным учебным графиком (Приложение 2).

Структурно-логические связи содержания модулей (дисциплин), входящих в программу «Психология и педагогика высшей школы» и компетенций как планируемых результатов ее освоения определяет матрица соответствия компетенций и составных частей программы «Психология и педагогика высшей школы» (Приложение 3).

Реализация программы «Психология и педагогика высшей школы» осуществляется:

- на основе модульного принципа построения и реализации образовательной программы;

- при наличии сетевых форм взаимодействия.

4.1.1. В ходе теоретического освоения программы «Психология и педагогика высшей школы» обучающимся обеспечивается возможность освоения модулей (дисциплин) по выбору, в том числе специализированные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 30% процентов вариативной части Блока 1 Дисциплины (модули). Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа, в целом по Блоку 1 «Дисциплины (модули)» составляет не более 20% процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию этого Блока.

Самостоятельная работа обучающихся рассматривается как управляемая преподавателями система организационно-педагогических условий, направленная на освоение практического опыта, умений и знаний в рамках модулей (дисциплин) в соответствии с ФГОС ВО без их прямой помощи и закладывающих основания в формировании компетенций обучающихся.

Основное содержание модулей (дисциплин), практик дано в рабочих программах как совокупности учебно-методической документации (Приложение).

4.1.2. Практика является обязательной частью программы «Психология и педагогика высшей школы» по направлению подготовки «44.04.02-«Психолого-педагогическое образование» и является видом учебной деятельности, направленной на получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. При реализации программы «Психология и педагогика высшей школы» по направлению подготовки «44.04.02-«Психолого-педагогическое образование» предусматриваются следующие виды практик:

-учебная (рассредоточенная);

-педагогическая (рассредоточенная);

- научно-педагогическая;

- преддипломная.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья при выборе мест прохождения практик учитывается состояние здоровья обучающихся и требования по доступности. Все виды практики по направлению подготовки (специальности) «44.04.02-«Психолого-педагогическое образование» регламентируются Положением о порядке проведения практик обучающихся ГБОУ ВО МГПУ. Содержание всех видов практик отражается в рабочих программах практик (Приложение).

4.1.3. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом программы «Психология и педагогика высшей школы» по направлению подготовки и направлена на формирование компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО (Приложение).

4.1.4 Государственная итоговая аттестация обучающихся является обязательной и осуществляется после освоения программы «Психология и педагогика высшей школы» в полном объеме.

Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, а также подготовку и сдачу государственного экзамена. Содержание государственной итоговой аттестации обучающихся отражается в программе государственной итоговой аттестации (Приложение).

5. ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 44.04.02. - «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», ПРОФИЛЬ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

5.1. Сведения о кадровом обеспечении программы «Психология и педагогика высшей школы»

Кадровое обеспечение программы «Психология и педагогика высшей школы» по направлению подготовки формируется на основе требований к кадровым условиям реализации программы «Психология и педагогика высшей школы» определенных ФГОС ВО по направлению подготовки «44.04.02-«Психолого-педагогическое образование».

Реализация программы «Психология и педагогика высшей школы» по направлению подготовки «44.04.02-«Психолого-педагогическое образование» осуществляется штатными научно-педагогическими работниками, доля которых (в приведенных к целочисленным значениям ставок) составляет более 80 процентов от общего количества научно-педагогических работников Университета.

Среднегодовое число публикаций научно-педагогических работников Университета за период реализации программы «Психология и педагогика высшей школы» по направлению подготовки «44.04.02-«Психолого-педагогическое образование» в расчете на 100 научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) составляет более 2 – ух в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science или Scopus, и более 20 в журналах, индексируемых в Российском индексе научного цитирования.

Реализация программы «Психология и педагогика высшей школы» по направлению подготовки «44.04.02-«Психолого-педагогическое образование» обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками Университета, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы «Психология и педагогика высшей школы» по направлению подготовки «44.04.02-«Психолого-педагогическое образование» на условиях гражданско-правового договора.

Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу «Психология и педагогика высшей школы» по направлению подготовки «44.04.02-«Психолого-педагогическое образование», составляет более 70 процентов.

Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу «Психология и педагогика высшей школы» по направлению подготовки «44.04.02-«Психолого-педагогическое образование» составляет более 80 процентов.

Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы «Психология и педагогика высшей школы» по направлению подготовки «44.04.02-«Психолого-педагогическое образование» (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников, реализующих программу «Психология и педагогика высшей школы» по направлению подготовки «44.04.02-«Психолого-педагогическое образование», составляет более 5 процентов.

Общее руководство научным содержанием программы магистратуры по направлению подготовки «44.04.02-«Психолого-педагогическое образование», профиль подготовки «Психология и педагогика высшей школы» осуществляется д.п.н., профессором, профессором общеинститутской кафедры теории и истории педагогики Коджаспировой Галиной Михайловной.

5.2. Сведения об электронно-библиотечных системах и информационно-образовательной среде

Программа «Психология и педагогика высшей школы» по направлению подготовки «44.04.02-«Психолого-педагогическое образование» обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем модулям (дисциплинам).

Для проведения занятий лекционного типа имеются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим учебным программам дисциплин (модулей).

Самостоятельная работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду Университета.

Библиотечный фонд укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого издания основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик на 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы включает учебные, научные, официальные, справочно-библиографические издания в расчете 25 экземпляров на каждые 100 обучающихся.

5.3. Сведения о материально-техническом обеспечении программы «Психология и педагогика высшей школы» по направлению подготовки «44.04.02-«Психолого-педагогическое образование».

Перечень материально-технического обеспечения программы включает в себя: учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы обучающихся. Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

6. НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 44.04.02. - «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», ПРОФИЛЬ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

В соответствии с ФГОС ВО и Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» оценка качества освоения обучающимися образовательных программ включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.

В соответствии с требованиями ФГОС ВО для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям программы «Психология и педагогика высшей школы» по направлению подготовки «44.04.02-«Психолого-педагогическое образование» создан фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, который включает в себя: контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий, лабораторных и контрольных работ, коллоквиумов, зачетов и экзаменов, тесты и компьютерные тестирующие программы, примерную тематику курсовых работ/проектов, рефератов и т.п., а также иные формы контроля, позволяющие оценить степень сформированности компетенций обучающихся.

Оценочные средства представляются в виде фонда оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся и для государственной итоговой аттестации (Приложение).

Наши рекомендации