Тема 14. СОЦИАЛЬНАЯ ГЕРОНТОЛОГИЯ

Старение характерно для всех элементов органи­ческой природы, и только для человека этот процесс детерминируется социальными, эконо­мическими, психологическими и рядом других факторов. Раздел геронтологии, выделившийся в настоящее время в отдельную науку, называется социальной геронтологией, которая изучает влияние образа жизни человека на ее продолжительность.

Социальная геронтология к настоящему времени приоб­рела статус самостоятельной науки и учебной дисципли­ны. В России преподавание этой дисциплины включено в учебные планы подготовки медицинских и социальных работников.

Доля пожилых людей растет во всем мире. В 2007 году на Земле проживало более 6,2 млрд человек, каждый десятый был старше 60 лет, по прогнозам ООН к середине XXI века чис­ло пожилых людей вырастет более, чем в трое. Доля пожи­лых людей в России уже сейчас, согласно мировой класси­фикации, превышает сверхвысокий уровень старения.

Конечной, определяющей целью деятельности соци­ального работника, обслуживающего пожилого человека, является продление жизни подопечного. Но для решения этой главной проблемы, как и многих других, второсте­пенных, социальный работник должен обладать хотя бы начальными знаниями о психологии старения, о характе­рологических изменениях этого возраста. Однако следу­ет сразу же оговориться, что далеко не все люди, соста­рившись, меняют свой характер, тем паче к худшему. Многие люди и в старости сохраняют выработанные прежде положительные качества характера.

Начинающий социальный работник должен быть про­консультирован относительно сложностей и возможных последствий общения с подопечными. Таким последствием может стать синдром эмоциональной усталости (синонимы: «синдром эмоционального сгорания», «синдром выгора­ния», «феномен эмоционального выгорания») − специфи­ческий вид профессионального хронического состояния в принципе здоровых людей, длительно и интенсивно рабо­тающих с другими людьми. В числе профессиональных групп больше других подвержены этому синдрому препода­ватели, медицинские и социальные работники. А среди со­циальных работников, в первую очередь, − те, кто находит­ся на «первой» ступени, т. е. непосредственно работает с ин­валидами, престарелыми и клиентами.

Психологи называют следующие симптомы такого состояния:

Ø Лабильность, т. е. частая смена настроения от сентиментального до подавленно-слезливого.

Ø Эмоциональное огрубление − деликатности, сдержанности, интереса к окружающему.

Ø Эмоциональная холодность, доходящая до эмоциональной тупости.

Ø Бессонница, соматический дискомфорт: тяжесть в области желудка или напряженность в мышцах плеча и шеи, головная боль и другое.

Ø Повышенная при­верженность к алкоголю, курению, кофе, утеря аппе­тита или переедание.

И в результате − отрицательное отношение к клиен­там и пренебрежение к выполнению служебных обязан­ностей; низкая самооценка своей профессиональной компетентности вместе с чувством вины из-за равноду­шия к клиентам и вообще к работе; агрессивность и вме­сте с ней апатия, разочарованность и ощущение соб­ственной бесполезности.

Надо отметить, что синдром чаще настигает тех работ­ников, которые прежде были трудого­ликами, отличались эмпатией и альтруизмом по отноше­нию к своим клиентам, но эмоционально насыщенная атмосфера профессиональной деятельности приводит их к такому состоянию.

Социальные работники, безусловно, относятся к группе риска по синдрому эмоциональной усталости. Во-первых, потому, что чувство «сгорания» связано с обще­ственной оценкой значимости, а она, в условиях новых рыночных отношений, определяется уровнем оплаты труда. Во-вторых, социальные работники в своем большинстве − уволенные по сокращению штатов инженеры и другие специалисты с высшим образовани­ем, следовательно, люди испытывающие чувство фруст­рации от нереализованности жизненных планов. В-тре­тьих, социальные работники неудовлетворенны перспек­тивами профессионального роста, подчиненностью капризам клиентов, несоответствием инструктивного пе­речня обязанностей и реальной возможности их выпол­нения. В-четвертых, замечено, что женщины более под­вержены синдрому выгорания, в то же время абсолютное большинство социальных работников − женщины.

Излечение от синдрома эмоциональной усталости, кроме индивидуальных медикаментозных назначений, главным образом ориентировано на психотерапевтичес­кие приемы, с помощью которых пациент понимает, что источником его болезненного состояния являются не со­матические, а эмоциональные причины.

Было бы весьма целесообразно в каждом учреждении по обслуживанию инвалидов и престарелых иметь в штате квалифицированного психолога для наблюдения сотрудни­ков. Иначе начинается самолечение − беспорядочный при­ем лекарств. Но и сами работники должны уделять себе достаточное внимание, анализировать собственное психо­логическое поведение.

Наши рекомендации