Слушаем звуки природы, погоды 3 страница
(Дача)
Детеныш собаки.
(Щенок)
Фрукты и ягоды, сваренные в сахарном сиропе.
Помещение для стоянки и ремонта автомобилей.
(Гараж)
Лиственное дерево с белой корой.
Тот, кто сражается с врагом.
(Воин, боец)
Торжественный день в честь или память кого-либо или чего-либо.
(Праздник)
Ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой и т. д.
(Бутерброд)
Отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях.
А теперь скажите, кто такой пограничник, воин, сторож. Что такое герб, бутерброд, аптека?
Кто это?
Кто жужжит, жалит?
Кто мурлычет, ласкается?
Кто прыгает, квакает?
Кто лает, охраняет?
Кто мычит, жует?
Сколько всего слов-отгадок? Какой вопрос к ним подходит: кто это? или что это? Поставьте вопросы к отгадкам. Придумайте свои вопросы-загадки.
Подберите нужное слово
Гремит _________ .
Сверкает _________
Светит _________
Метет _________
Идет _________
Плывут _________
Дует _________
Слова для справок: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, тучи.
Какие еще слова подходят по смыслу? У вас получились предложения: Гремит гром. Сверкает молния.
Сколько слов в каждом предложении? -
Подберите подходящие по смыслу слова
кто?
Плывет
что?
кто?
Летит
что?
кто?
Едет
что?
Слова для справок: ракета, лодка, самолет, стрекоза, автобус, рыба, птица, пчела, катер, плот, мотоцикл, пловец, машина, велосипед, теплоход, вертолет, автомобиль, ласточка, бабочка.
Сравните два предложения: Птица летит. Время летит.
Что обозначает слово летит в этих предложениях?
угадайте и скажите, что я делаю
Для игры можно использовать куклы бибабо. Взрослый показывает, как кукла играет, прыгает, умывается, поет, танцует, пишет, читает и т. д. Дети угадывают и называют действия. После игры детям предлагается назвать слова, отвечающие на вопросы: что делает? что делаю? что делали?
Ответьте на вопросы по картинкам.
Что делает девочка? Что делает мальчик?
подскажи словечко
Ведущий начинает фразу, а участники игры заканчивают ее. Кто ошибается, отдает фант. Выигрывает тот, кто сохранит все фанты.
Ворона каркает, а сорока?
Сорока _______________.
Сова летает, а кролик?
Кролик _______________.
Петух кукарекает, а курица?
Курица _______________.
Лягушка квакает, а лошадь?
Лошадь _______________.
кто как голос подает?
Корова______.
Овца ______.
Свинья _____.
Собака_____.
Лошадь___________.
Курица__________.
Соловей____________.
Кошка _______.
Утка _____.
Гусь_____.
Петух _____.
Голубь_____.
Филин ______.
Ворона_____.
Волк _____.
Медведь__________.
Лев ___________.
Лиса _________.
Слон ______.
Кукушка_____.
Воробей_______.
Слова для справок: мычит, хрюкает, лает, мяукает, блеет, ржет, гогочет, воркует, крякает, кукарекает, пищит, кудахчет, чирикает, щебечет, поет, ухает, кукует, каркает, рычит, ревет, тявкает, мяукает, трубит, воет.
Составьте предложения из двух слов. Например: Голубь воркует.
кто как передвигается?
Лягушка _________- .
Птица ________ .
Уж _ ________.
Рыба________ .
Конь -_________ .
Слон-________ .
Заяц ______- .
Слова для справок: плавает, ходит, ползает, скачет, прыгает, летает, бегает.
Сколько слов в каждом из предложений? Какое слово отвечает на вопросы: кто? что делает?
кто как ест?
Курица ________- . Кошка _________.
Белка ________-. Корова ___________.
Слова для справок: жует, грызет, клюет, лакает.
кто что делает?
Столяр__________ .
Маляр _________- .
Ткачиха __________ .
Швея__________ .
Повар__________ .
Пекарь__________ .
Кузнец__________ .
Сторож__________ .
Врач__________ .
Учитель__________ .
Художник-_________ .
Балерина __________ .
Певец_ _________ .
Составьте предложения из двух слов.
Слова для справок: красит, строгает, ткет, печет, варит, кует, сторожит, рисует, поет, лечит, учит, танцует, шьет.
пары слов
Подберите к слову, обозначающему действие, пару по образцу:
что делает? что делал?
Читает Читал
Пишет _________
Рисует __________
Учит _________
Вырезает __________
Отрезает __________
Клеит _________
Шьет _________
Вышивает _________
Строит _________
Чинит __________
Убирает __________
Рассказывает __________
Ловит __________
Покупает __________
Составьте предложения о том, что уже произошло, и о том, что происходит сейчас, в настоящее время.
Найдите слово
К словам подберите подходящие по смыслу слова, отвечающие на вопрос что делает? Вам помогут справиться с заданием рисунки.
ЛИСА
БЕЛКА
СОЛНЦЕ
ШВЕЯ
БАБУШКА
СКУЛЬПТОР
СНЕГ
ДОЖДЬ
ДВОРНИК
МАЛЫШ
УЧИТЕЛЬ
чем отличаются?
Послушайте слова, обозначающие действия. Объясните разницу в значении этих слов. Какие слова обозначают завершенное действие?
пишет — написал
цветет — отцвел
варит — сварил
открывает — открыл
чистит — вычистил
рисует — нарисовал
собирает — собрал
опаздывает — опоздал
строит — построил
красит — покрасил
загорает — загорел
Составьте короткие предложения с каждым словом.
Кто это или что это?
Выберите из стихотворения слова, которые говорят о действиях мяча. На какие вопросы они отвечают?
МЯЧ
Мой
Веселый
Звонкий
Мяч,
Ты куда
Помчался
Вскачь?
Желтый,
Красный,
Голубой —
Не угнаться
За тобой.
Я тебя
Ладонью
Хлопал.
Ты скакал
И звонко
Топал.
Ты
Пятнадцать
Раз
Подряд
Прыгал
В угол
И назад.
а потом
Ты покатился
И назад
Не воротился.
Покатился
В огород,
Докатился
До ворот,
Подкатился
Под ворота,
Добежал
До поворота.
Там
Попал
Под колесо.
Лопнул,
Хлопнул, —
Вот и все!
С. Маршак
Сравните слова, обозначающие действия предмета: покатился, докатился, подкатился. Что общего и отличного в звучании и значении этих слов?
Послушайте и отгадайте, кто это или что это.
Грызет, лает, светит, роет, бегает, мелет, шелестит, жужжит, тикают.
Подберите слова, отвечающие на вопросы кто это? что это?
Лежит, дует, льет, роет, едет, летит, мчится, бежит, стоит, греет.
какой? какая? какое? какие?
На картинках изображены предметы. Какого они размера?
Подберите к картинкам слова, отвечающие на вопрос какая?
Подберите к картинкам слова, отвечающие на вопрос какой?
Подберите к картинкам слова, отвечающие на вопрос какое?
Постарайтесь к словам солнце, море, яблоко подобрать несколько слов, отвечающих на вопрос какое?
составьте словосочетания
Подберите названия предметов, подходящие по смыслу к перечисленным словам:
красивое__
новое___
теплое __
спелое__
веселое _
стеклянное__
свежее___
могучее _
глубокое __
молодое -—
гнилое__
железное __
* * *
мощный _
добрый-__
высокий __
быстрый __
смелый__
сильный__
злой -_.
горький__
старый__
низкий__
красный__
густой_
голубая _
чистая _
широкая-
гладкая-
интересная -
золотая _
тихая -
пустая -
яркая -
желтая-
Составьте сочетания из двух слов по образцу: интересная книга — интересные книги.
Слова для справок: книга, карандаш, игрушка, апельсин, рука, стол, стул, пирог, ведро, окно.
Кто это? Что это? Отвечайте быстро
Белоствольная, высокая, стройная _
Вкусный, алый, сахарный_
Желтые, красные, осенние_
Белое, пушистое, легкое_
Новая, интересная, библиотечная_
Ветвистая, зеленая, колючая_
Красное, спелое, сладкое_
Бурый, косолапый, неуклюжий_
Хитрая, рыжая, хищная_
Серый, злой, голодный_
Высокий, новый, многоэтажный_
Старательная, послушная, вежливая_
Умный, трудолюбивый, аккуратный_
слова мой, моя, мое, мои
Послушайте слова. Определите, к каким из них можно подставить слова мой, моя, моё, мои:
ружье
платье
озеро
кино
перо
портфель
пенал
дом
стол
карандаш
улица
ручка
книга
тетрадь
собака
перчатки
санки
лыжи
игрушки
часы
Предложение
Составьте предложения по картинкам.
Предложение выражает законченную мысль. Запись предложения начинается с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка, восклицательный знак, вопросительный знак или многоточие.
Схема предложения может быть такой:
из какой сказки?
Составьте по три предложения к каждой картинке.
СКОЛЬКО СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ?
Мальчик читает. Учитель пишет. Дима строит. Бабушка вяжет.
Девочка играет. Малыш плачет. Маша вышивает.
СКОЛЬКО ПРЕДЛОЖЕНИЙ?
ЛЕС ОСЕНЬЮ
Наступила осень. Березки стоят желтые. Осины стоят красные. Остались зелеными елки и сосны.
ПРИШЛА ЗИМА
Пришла настоящая зима. Запорошило снегом все дорожки. Елки стоят в шубках из снега. Улетели птицы. Остались в парке одни снегири. Зиме они даже рады.
(По И. Соколову-Микитову )
Составьте короткие предложения по образцу. Образец: ... пишет. Ученик пишет.
____ барабанит.
____ пилит.
____ рисует.
____ плавает.
____ скачет.
____ шьет.
____ играет.
____ летит.
Какой схеме соответствуют эти предложения?
ПРЕДЛОЖЕНИЯ бывают
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ
Сейчас, когда приду домой,
Произнесет их мама:
«Ты дрался, да?
Ты что, немой?..
Ну, что молчишь упрямо?»
ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ
Повествовать придется мне,
И я скажу:
«Не дрался, не.
Свалился с дерева, и вот...»
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ
Тут папа в комнату войдет.
Войдет и скажет:
«Лоботряс!
Я проучу тебя сейчас!..»
А. Шибаев
Знаки препинания
Внимание! Внимание!
Мы знаки препинания...
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК
Бурным чувствам
Нет конца:
Пылкий нрав
У молодца!
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК
Вечно думая
Над смыслом,
Изогнулся
Коромыслом.
ТОЧКА
Загораживает
Путь,
Предлагает
Отдохнуть.
А. Шибаев
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК
Друзья мои, приятели,
Живу я много лет.
Примите восклицательный
Мой пламенный привет!
Обычно в предложениях
Стою я для того,
Чтоб выражать волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество...
Не зря я от рождения
Противник тишины,
Где я, то предложение
С особым выражением
Произносить должны!
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК
Разные вопросы
Задаю я всем:
— Как?
— Откуда?
— Сколько?
— Почему?
— Зачем?
-Где?
— Куда?
— Какая?
— Отчего?
— О ком?
— Что?
— Кому?
— Который?
— Чья?
— Каким?
— О чем?
А. Тетивкин
Составьте вопросительные и восклицательные предложения. Когда в конце предложения ставится восклицательный (вопросительный) знак?
ЗАДАЙТЕ ВОПРОС — ОТВЕТЬТЕ
Образец: Лиса перехитрила колобка.
Кто перехитрил колобка? Что сделала лиса? Кого перехитрила лиса?
Задайте вопросы самостоятельно по содержанию предложения.
На краю неба догорает последняя звездочка.
Звенит весенняя песня жаворонка.
Трудолюбивая пчелка собирает душистый мед.
На небе появились грозовые тучи.
Ребята ходили в лес за грибами.
Мама подарила дочери интересную книгу.
Ласково светит летнее солнце.
Послушайте стихотворение.
ЛЕТНИЙ ДЕНЬ
«Золото, золото падает с неба!» —
Дети кричат и бегут за дождем...
— Полноте, дети, его мы сберем.
Только сберем золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба.
А. Майков
Какое предложение в этом стихотворении читается с особым чувством, громко?
«Золото, золото падает с неба!» — это предложение восклицательное. Придумайте свое восклицательное предложение.
УДИВИТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Анна Михайловна написала на доске: ВЕСНА, ТРАКТОРЫ, НАСТУПИЛА, ЗАГУДЕЛИ.
— Составьте предложения из этих слов. Саша встал и прочел:
— НАСТУПИЛА ВЕСНА, ТРАКТОРЫ ЗАГУДЕЛИ.
— Запишите это в тетрадь, — сказала Анна Михайловна.
Вдруг Катя говорит:
— Смотрите! А он написал: НАСТУПИЛИ ТРАКТОРЫ, ВЕСНА ЗАГУДЕЛА!
Анна Михайловна говорит:
— Это ты, Саша, написал? Ты ведь правильно прочел
— А мне хотелось по-другому написать, чтобы по-другому было, — говорит Саша.
— Я не просила писать по-другому, — говорит Анна Михайловна, — но раз такая необходимость...
— Я и так, и так напишу, — говорит Саша. -Сначала ЗАГУДЕЛА ВЕСНА, а потом ВСЕ ТРАКТОРЫ ПОШЛИ В НАСТУПЛЕНИЕ НА ЗЕМЛЮ...
— Весна загудела? — сказала Анна Михайловна.
— Гм...
Вдруг Саша говорит:
— А я еще по-другому придумал: только там вместо тракторов танки, а вместо весны — война: НАСТУПИЛА ВОЙНА, ТАНКИ ЗАГУДЕЛИ...
— Давайте лучше без войны, — сказала Анна Михайловна.
— Пожалуйста, — сказал Саша. — ОТКРЫЛАСЬ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ, ПРОВОДА ЗАГУДЕЛИ.
— А еще, — сказал Саша, — ТРУБЫ ЗАГУДЕЛИ, ПАРАД НАЧАЛСЯ...
Тут все стали кричать, как еще может быть. Все стали выдумывать и стараться.
Прозвенел звонок, но ребята не встали, а продолжали говорить, как еще может быть.
Все придумывали разные варианты, а некоторые даже считали, сколько их получается.
А по дороге домой Саша даже сочинил стихотворение:
Весною тракторы гудят
И солнце с неба светит,
Скворцы со всех сторон летят
На целом белом свете!
Вот какое это было удивительное предложение!
В. Голявкин
Как видите, интересно придумывать предложения. Составьте и вы свои повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.
ПЕРЕСТАВЬТЕ СЛОВА В ПРЕДЛОЖЕНИИ
Послушайте предложение. Назовите в нем слова, но по порядку. Назовите первое слово, последнее слово в предложении. Измените порядок слов в предложении.
Наступила долгожданная весна. Радостно светит в весенний день солнышко. Быстро тает на полях снег. Побежали по дорогам веселые говорливые ручейки. Теплый ветер и ласковое солнце сушат влажную землю.
Составьте короткие рассказы по опорным словам
ЗА МАЛИНОЙ
Утро, роса, лукошко, лес, малинник, ребята, собираться, набрать.
НА ОЗЕРЕ
Озеро, утки, охотник, выстрел, осечка, собака, броситься, залаять.
ГРОЗА В ЛЕСУ
Лес, грибы, набирать, идти, дождь, молния, гром, затрещать, загреметь, страшно.
ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ
Зима, горка, санки, лыжи, дети, играть, кататься, весело.
Посчитайте, из скольких предложений составлены ваши рассказы.
распространите предложение
Вместо точек постарайтесь вставить подходящие по смыслу слова.
ВЕСНОЙ
Наступила ... весна. Светит ... солнце. Тает ... снег. Побежали ... ручейки. Дети рады... .
Сколько предложений в рассказе? Назовите слова, отвечающие на вопросы кто? что?
ЗИМОЙ
Наступила ... зима. Выпал ... снег. Деревья покрылись ... инеем. Дети ждут ... праздник. Они рады ... зиме.
Сколько слов в первом (последнем) предложении? Назовите слова, отвечающие на вопросы какая? какой? каким?
ОСЕНЬЮ
Наступила ... . Пожелтела .... Замолкли .... Дует ... ветер. Часто идет ... дождь.
Назовите слова по порядку в последнем предложении. Какие слова отвечают на вопросы что сделала? что сделали?
ЛЕТОМ
Наступило ... лето. Дни стали а ночи .... Солнце светит .... Деревья стоят .... Дети купаются..., загорают.
Назовите предложения, соответствующие схеме L_ _ _.
сократите предложения
ГРОЗА
Ребята собрались идти в лес за грибами и ягодами. Ярко светило солнце. Был ясный теплый день. В лесу они не заметили, как небо закрыла тяжелая туча. Сверкнула яркая молния. Оглушительно грянул гром. Хлынул дождь. Ребята побежали к шалашу.
РАССКАЖИТЕ ПО ПЛАНУ
1. В лес за грибами.
2. Ясный день.
3. Начало грозы.
4. Ребята в шалаше.
Составьте четыре предложения по плану. Послушайте рассказ еще раз. Сократите предложения.
Звучащееслово
(учим правильному произношению, звуковому анализу и преобразованию
слов)
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
[а], [м]— звук
[з']— мягкость согласного звука
— гласный звук
— твердый согласный звук
— мягкий согласный звук
...Если речь ребенка очень отрывиста и бессвязна, выговор слов плох... не начинайте методического ученья, пока оно не сделается для ребенка возможным.
Хороший, ясный выговор слова, такой, чтобы каждый из звуков, составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков — вот главные основания правописания.
К. Д. Ушинский
ЗАКОЛДОВАННАЯ БУКВА
Недавно мы гуляли во дворе: Аленка, Мишка и я. Вдруг во двор въехал грузовик. А на нем лежит елка. Мы побежали за машиной. Вот она подъехала к домоуправлению, остановилась, и шофер с нашим дворником стали елку выгружать. Они кричали друг на друга:
— Легче! Давай заноси! Правея! Левея! Становьте на попа! Легче, а то весь шпиц обломаешь.
И когда выгрузили, шофер сказал:
— Теперь надо эту елку заактировать, — и ушел. Л мы остались возле елки.
Она лежала большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом, что мы стояли как дураки и улыбались. Потом Аленка взялась за одну веточку и сказала:
— Смотрите, а на елке сыски висят. «Сыски!» Это она неправильно сказала! Мы с Мишкой так и покатились. Мы смеялись с ним оба одинаково, но потом Мишка стал смеяться громче, чтобы меня пересмеять.
Ну, я немножко поднажал, чтобы он не думал, что я сдаюсь. Мишка держался руками за живот, как будто ему очень больно, и кричал:
— Ой, умру от смеха! Сыски! А я, конечно, поддавал жару:
-Пять лет девчонке, а говорит «сыски»... Ха-ха!
Потом Мишка упал в обморок и застонал:
— Ах, мне плохо! Сыски... И стал икать:
— Ик!.. Сыски. Ик! Ик! Умру от смеха. Ик!
Тогда я схватил горсть снега и стал прикладывать его себе ко лбу, как будто у меня началось уже воспаление мозга и я сошел с ума. Я орал:
— Девчонке пять лет, скоро замуж выдавать! А она — «сыски».
У Аленки нижняя губа скривилась так, что полезла за ухо.
— Я правильно сказала! Это у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать «сыски», а у меня высвистывается «сыски»...
Мишка сказал:
— Эка невидаль! У нее зуб вывалился! У меня целых три вывалилось да два шатаются, а я все равно говорю правильно! Вот слушай: хыхки! Что? Правда, здорово — хыхх-ки! Вот как у меня легко выходит: хыхки! Я даже петь могу:
Ох, хыхечка зеленая,
Боюсь — уколюся я.
Но Аленка как закричит. Одна громче нас двоих:
— Неправильно! Ура! Ты говоришь «хыхки», а надо «сыски»!
А Мишка:
— Именно, что не надо сыски, а надо хыхки.
И оба давай реветь. Только и слышно: «Сыски!» — «Хыхки!» — «Сыски!».
Глядя на них, я так хохотал, что даже проголодался. Я шел домой и все время думал: чего они так спорили, раз оба не правы? Ведь это очень простое слово. Я остановился и внятно сказал:
— Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки!
Вот и все!
В. Драгунский
РЕЧЕВАЯ ГИМНАСТИКА
В работе над звукопроизношением эффективна артикуляционная гимнастика. Специально подобранные упражнения способствуют укреплению мышц органов речи, совершенствуют движения языка и губ. Выполнять речевую гимнастику надо в течение 3 — 5 минут, эмоционально, в игровой форме. Желательно соблюдать последовательность при отборе материала, идти от простых упражнений к более сложным. Упражнения выполняются перед зеркалом. Взрослый следит за точностью и правильностью, плавностью и симметричностью движений.
Речевую гимнастику можно сопровождать стихами.
ПЧЕЛА
На цветке сидит пчела,
До чего она мала.
Набирает сладкий сок
Наша пчелка в хоботок.
К. Быкова
Вытянуть сомкнутые губы вперед «хоботком».
СПРЯЧЬ ОРЕХ
Носил орехи бурундук,
По два за каждою щекой.
Насыпал доверху сундук —
Не будет голоден зимой.
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
МАЛЯР
Есть у мастера сноровка:
Водит кистью очень ловко,
Тянет следом за собой
Ленту
краски
голубой.
Удивилась птичья стая,
Мимо дома пролетая:
«Вот так крыша!
Чудеса!
Голубей, чем небеса!»
Е.Авдиенко
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, провести от верхних резцов до мягкого нёба и назад.
КАЧЕЛИ
Полетели, полетели,
Как на крыльях, на качелях.
Все деревья стали ниже,
Клумбы дальше, солнце ближе.
Мы полета не боимся,
Словно космонавты мчимся,
То к земле зеленой вниз,
Но навстречу солнцу, ввысь.
В небеса, как птицы, рвемся,
Близко купол голубой.
И нам кажется, что солнце
Рядом — вот подать рукой!
Арк. Мерзляков
Рот открыт. Напряженным языком потянуться к носу и подбородку, к верхней и нижней губе, к верхним и нижним резцам.
— Тики-так, тики-так
— Так часики стучат.
Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Кончиком узкого языка попеременно тянутся к уголкам рта. («Маятник»)
— Туки-так,туки-так
— Так колеса стучат.
Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Кончиком напряженного языка постучать в бугорки за верхними резцами: д-д-д-д.
— Токи-ток, токи-ток
— Стучит молоток.
Рот закрыт. Губы в улыбке, зубы видны, постучать языком в зубы: т-т-т-т.
— Туки-ток, туки-ток
— Стучит каблучок.
Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Напряженным языком попеременно упираться в верхние и нижние зубы: т-д-т-д.
ЗАКРЕПЛЯЕМ ПРАВИЛЬНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКОВ, СОВЕРШЕНСТВУЕМ ДИКЦИЮ
Закрепляйте произношение звуков [с] и [ч], не допускайте смещения свистящих и шипящих звуков.
ЗИМНИЙ ДЕНЬ
Чудеса,
Чудеса —
Солнце,
Сосны,
Небеса.
Чудна ветка,
Чуден иней,
Сверху — рыжий
Снизу — синий;
Чуден город,
Чуден снег,
Чуден
Каждый Человек!..
Чуден день,
Погода чудна,
И что суетно,
И людно,
И что шумно,
И что тесно,
Просто — чудо
Как чудесно!
Так, что веришь
Даже в те
Чудеса,
Что в решете.
И.Мазин
Упражняйтесь в произношении [ц]. Различайте на слух и в произношении звуки [с] и [ц].
ЛЕСНОЙ ГОСТЬ
Стучат по тропинке
Копытца, копытца.
Лосенок к водице
Сбегает напиться.
И пьет он водицу
В колхозном пруду,
Стоит у деревни большой
На виду.
Он весь отражается
В сонной воде,
Качаются капли
В его бороде.
Ю. Могутин
Поупражняйтесь в произношении [ш].
ПЕТУШОК
Петушок, петушок!
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка!
Что ты рано поешь,
Детям спать не даешь?
Правильно произносите звук [ж].
ЗАГАДКА - ШУТКА
Жу-жу, жу-жу,
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу
И звук Ж твержу.