Особенности физического развития и двигательных способностей детей
На физическое развитие, двигательные способности, обучаемость и приспособляемость к физической нагрузке оказывает влияние тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, особенности психической и эмоционально-волевой сферы детей
Нарушения физического развития: отставания в массе тела; отставания в длине тела; нарушения осанки; нарушения в развитии стопы; нарушения в развитии грудной клетки и снижение ее окружности; парезы верхних конечностей; парезы нижних конечностей; отставания в показателях объема жизненной емкости легких; деформации черепа; дисплазии; аномалии лицевого скелета.
Нарушения в развитии двигательных способностей:
1) нарушение координационных способностей — точности движений в пространстве; координации движений; ритма движений; дифференцировки мышечных усилий; пространственной ориентировки; точности движений во времени; равновесия;
2) отставания от здоровых сверстников в развитии физических качеств — силы основных групп мышц рук, ног, спины, живота на 15—30%; быстроты реакции, частоты движений рук, ног, скорости одиночного движения на 10—15%; выносливости к повторению быстрой динамической работы, к работе субмаксимальной мощности, к работе большой мощности, к работе умеренной мощности, к статическим усилиям различных мышечных групп на 20—40%; скоростно-силовых качеств в прыжках и метаниях на 15—30%; гибкости и подвижности в суставах на 10—20%.
Нарушения основных движений:
— неточность движений в пространстве и времени;
— грубые ошибки при дифференцировании мышечных усилий;.
— отсутствие ловкости и плавности движений;
— излишняя скованность и напряженность;
— ограничение амплитуды движений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях.
- расстройство координации движений.
Основные задачи физической культуры воспитательные, образовательные, оздоровительные и задачи физического развития.
Общие задачи адаптивного физического воспитания:
— укрепление здоровья, закаливание организма;
— обучение основам техники движений, формирование жизненно необходимых умений и навыков;
— развитие физических способностей;
— формирование необходимых знаний, гигиенических навыков;
— воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности;
— воспитание нравственных и волевых качеств, приучение к дисциплине, организованности, ответственности за свои поступки, активности и самостоятельности.
К специальным задачам относятся:
1. Коррекция основных движений в ходьбе, беге, плавании, метании, прыжках, лазании, упражнениях с предметами и др.:
• согласованности движений отдельных звеньев тела (рук, ног, туловища, головы);
• согласованности выполнения симметричных и асимметричных движений;
• согласованности движений и дыхания;
компенсация утраченных или нарушенных двигательных функций;
• формирование движений за счет сохранных функций.
2. Коррекция и развитие координационных способностей:
• ориентировки в пространстве;
• дифференцировки усилий, времени и пространства;
• расслабления;
• быстроты реагирования на изменяющиеся условия;
• статического и динамического равновесия;
• ритмичности движений;
• точности мелких движений кисти и пальцев.
3. Коррекция и развитие физической подготовленности:
• целенаправленное повышение отстающих в развитии физических качеств;
• развитие мышечной силы, элементарных форм скоростных способностей, ловкости, выносливости, подвижности в суставах.
4. Коррекция и профилактика соматических нарушений
• формирование и коррекция осанки;
• профилактика и коррекция плоскостопия;
• коррекция массы тела;
• коррекция речевого дыхания;
• укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
5. Коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей:
• развитие зрительно-предметного, зрительно-пространственного и слухового восприятия;
• развитие зрительной и слуховой памяти;
• развитие зрительного и слухового внимания;
• дифференцировка зрительных, слуховых, тактильных ощущений;
• развитие воображения;
• коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.
6. Развитие познавательной деятельности
7. Воспитание личности.